Зороастризм




Зороастризм

 

Зороастризм покоится на учении Зороастра, или Заратустры, легендарного принца магов, который, согласно имеющимся сведениям, жил в древней Персии около 1000 года до P. X. Среди исследователей нет единства по поводу правдоподобности легенды о Заратустре, возможно, это собирательный образ, основанный на фигурах различных магов того времени. Уходя своими истоками в политеистические верования Персии и постепенно развившись в то, что сегодня мы называем иранским дуализмом, зороастризм основан на конфликте между двумя силами. Первая сила, Ахурамазда, «мудрый господин» и высший создатель, сражается с Анхра-Манью, «духом разрушения» и властителем материального мира. Метафорой материального мира является поле боя. От имени Ахурамазды произошло альтернативное название зороастризма - маздаизм, символом этой силы является огонь и свет - неотъемлемые аспекты этой религии. Большинство ритуалов и молитв вращаются вокруг источника света как фокуса божественного создателя. Символом аши - зороастрийского концепта добродетели - тоже является огонь.

 

Аша дарит счастье и отгоняет зло. Ввиду нехватки письменных источников мы располагаем весьма скудными знаниями касательно ритуалов античного зороастризма. Основные принципы религии включают признание равноправия полов, защиту окружающей среды, благотворительность, усердную работу и уважение. Большинство зороастрийцев не принимают другой веры. Теология зороастризма включает концепты рая и ада, высший суд, воскресение тела и отделение от него души. Влияние зороастризма ощущается на обширной территории Ближнего Востока, его элементы можно обнаружить в таких дуалистических и монотеистических религиях, как иудаизм, митраизм, христианство и гностицизм. Секты зороастрийцев существуют по сей день, они сохранились в Индии, Пакистане и Иране, хотя на территории последнего адепты зороастризма подвергаются преследованию как религиозное меньшинство. Многие наследники зороастрийцев Ирана и Юго-Восточной Азии рассыпались по всему миру, создав свои диаспоры в США, Англии, Канаде и Австралии.

Фараваха́р

Фараваха́р (перс. فروهر‎ (faravahar), др.-перс. فـروتی  (fravati), авест. فـروشی  (fravaši)) — главный символ зороастризма, изображающий Фраваши, подобие ангела-хранителя в авраамических религиях. Изначально представлял собой «окрылённое солнце» (символ власти и божественного происхождения), к которому позже был добавлен человеческий образ. В современном зороастризме фаравахар осмысливается как проводник человеческой души на её жизненном пути к единению с Ахура-Маздой. Этот религиозно-культурный символ при династии Пехлеви трактовался как символ иранской идентичности. 

 

Гата выбора: Заратустра о выборе на заре мира (зороастризм)

 

1. Речь моя для внимающих: о том, что творит Мазда, будет вещать она, о делах его, которые доступны разумению мыслящего. Речь моя будет славить Ахуру: ее предмет - предмет благоволения для неискаженного духа, предмет высоких святых размышлений. Исполнено прелести, добра и блеска то, о чем буду говорить я.

2. Итак, внимай, о человек, с напряжением слуха превосходному смыслу моего слова: оно укажет тебе, что избрать лучше - каждому укажет оно; выбор касается твоей плоти и тебя. Пока не настало великое время, нас учат те, которые обладают премудростью.

3. Два Духа [Спэнта-Манью и Анхра-Манью], два близнеца в начале провозгласили от себя чистое и нечистое мыслей, речей и поступков. Благомудрые знают разницу между провозгласителями, не знают ее зломудрые: суд благомыслящих безошибочен и верен как о том, так и о другом Духе.

4. В первый раз, когда они пошли создавать и жизнь, и отсутствие жизни, и все, чем стоит наконец мир, - где дурное, там виден был и Нечистый, Дух же Благой всегда пребывал неразлучен со святостью.

5. Из этих Духов Злой избрал для себя нечистое дело, чистоту же избрал Дух Непорочный, обитающий в непоколебимом небе: последовали чистоте чтущие Ахуру делами Правды, веруя Мазде.

6. Между избирателями не избрали Правды сонмы дэвов и кто ими обманут. Лишь только Нечистый Дух решил свой выбор, он прибегнул к сомнению, и - к Айшме немедленно столпились все желавшие безобразия этому миру.

7. К Ахуре прибегнула власть с благою мудростью и чистотою; прочность же и неослабную крепость телам их даровала Армайти. Да пребудут они таковыми. Как когда впервые Ты приступил к творению!

8. Когда настанет время казни злодеям, тебе, Мазда, предстоят власть и благая мудрость. Ахура повелевает той и другой, и - злодеяния они предают в руки непорочности.

9. Да пребудем мы твоими, мы, стремящиеся к преуспеянию мира: Ахурамазда да укрепит нас, да укрепит нас Святость /Аша/. Кто благомудр здесь, тому вечное пребывание там, где обитает премудрость.

10. На злого, на губителя, вот уже падает гибель разрушения; но сходятся в одно мгновение невредимыми в прекрасной обители Благого Духа, в обители Мазды и Непорочности /Аша/, те, для кого было сладостно прославление Благого [Духа].

11. Итак, поучайте о двух властелинах: их действия открыты Маздою человеку. Поучайте об них с наслаждением и постоянно: это учение давно уже разит нечестивых. В нем сила Тому, кто праведен душою, в нем прославление ему.


Гата: Ясна, 30. Перевод К.А. Коссовича. Из кн.: Авеста в русских переводах (1861-1996).



Еще материал по данной теме


Гадальные карты Таро

К набору прилагается инструкция, благодаря которой даже начинающий таролог без проблем разберётся в хитросплетениях судьбы.

← все статьи