Золотой век тайного масонского братства




Золотой век тайного масонского братства

 

Расцвет русского масонства, его наивысший подъем (и первые гонения на братство) приходится на время правления Екатерины Великой, Павла I и Александра I (1762-1825). В этот более чем полувековой период в России появилось до ста лож, относившихся к разным течениям. Масонами становились преимущественно дворяне и чиновники. Большинство российских лож первоначально принадлежали к Английской системе масонства с тремя степенями посвящения (Ученик, Товарищ-Подмастерье и Мастер). Главная роль в распространении Английской системы в стране принадлежала писателю и государственному деятелю Ивану Перфильевичу Елагину (1725-1794), вступившему в тайную организацию в 1750 г. Им было учреждено в России около двадцати лож (Елагинский союз).

 

Занимавший в разное время посты сенатора, канцлера, статс-секретаря, управляющего придворными театрами, И. П. Елагин был назначен Великой Ложей Англии в 1772 г. Великим Провинциальным Мастером. Это было знаковое событие, означавшее учреждение в России первого относительно самостоятельного масонского центра - Великой Провинциальной (Елагинской) Ложи в Санкт-Петербурге. Елагин стремился объединить, централизовать всех братьев и реорганизовать существовавшие к тому времени в стране ложи в единую систему. Под управлением Великой Ложи Елагина в первой половине 70-х гг. XVIII в. работало четырнадцать лож: «Муз» (во главе с Великим Мастером Елагиным), «Урании», «Беллоны», «Астреи», «Эрато», «Минервы», «Скромности» в Петербурге, «Марс» в Яссах, «Клио» в Москве, «Талии» в Москве и Полоцке, «Равенства» в Москве-Петербурге, «Екатерины» и «Трех подпор» в Архангельске и ложа под управлением Наместника-Мастера графа Р. И. Воронцова во Владимире. Общее число членов елагинских лож английского обряда достигало приблизительно 400 - 500 человек. В елагинскую ложу «Астрея» в 1775 г. был посвящен Николай Иванович Новиков - великий русский просветитель, философ, литератор, издатель, общественный деятель и благотворитель, сделавший многое для распространения Ордена в России.

 

Параллельно с Английской системой в России по-лучила распространение немецкая форма масонства, получившая название Шведско-Берлинской или Циннендорфской. Ее основание было связано с приездом в страну в 1771 г. бывшего гофмейстера Браунгшвейгского двора П.-Б. Рейхеля. В 1771 - 1776 гг. Рейхель при поддержке русских братьев учредил девять лож: Аполлона, Гарпократа, Немезиды, Горусы, Латоны в Санкт-Петербурге, Аполлона в Риге, Изиды в Ревеле и Озириса в Москве. Создатель новой системы, возникшей в Германии и отличавшейся наличием семи степеней посвящения, разделенных на три серии, фон Циннендорф стремился найти некие тайные мистические знания," дарованные Иисусом Христом. Берлинская Национальная Ложа циннендорфцев рекомендовала россиянам присоединиться к Английской системе. В 1776 г. после переговоров елагинские и рейхелевские ложи объединились в единую организацию. После этого события тем не менее влияние елагинских лож стремительно идет на спад.

 

В Россию в 60-70-х г. XVIII в. проникли элементы тамплиерского обряда. В Москве в 1780 г. при участии Н. И. Новикова была организована тайная ложа «Гармония», учение которой носило эклектический характер. В Москве и Петербурге в 1770-1780-х гг. также возникали кружки розенкрейцеров.

 

Общество Золотых Розенкрейцеров (Братство Златорозового Креста) ведет родословную от оккультных групп позднего Средневековья. Название происходит от имени легендарного основателя общества Христиана Розенкрейца, якобы жившего в XIV-XV вв., и от символики розы и креста. Крест Славы отражает манифестацию Божества в границах пространства и времени, связан с Древом Жизни каббализма. Роза фигурирует в мифах о Будде, Индре, Адонисе и Афродите, Дионисе. Она использовалась египтянами при бальзамировании. В Риме существовали праздники мертвых - «розалии». Роза - не только символ радости, надежды на воскрешение и лучистой любви, но и знак античного бога безмолвия Гарпократа (Гора). В христианстве роза символизировала кровь распятого Христа и небесную любовь. Роза из Сада Бога и крест с Голгофы означали не только страдания в любви, но и великие сокровенные, мистические тайны, скрытые в природе вещей.

 

Братство вновь возродилось в 1757 г. в Германии и попыталось подчинить своему влиянию все франкмасонские союзы. Духовным центром европейского розенкрейцерства и местом паломничества русских розенкрейцеров на долгие годы стал Берлин. Розенкрейцерство другие масонские послушания считали реакционным движением, ориентированным исключительно на практическую магию, каббалу и алхимию.

 

В 1781 г. видный масон профессор Московского университета И.Г. Шварц уехал за границу, где был посвящен в таинства розенкрейцеров и получил акт о том, что он является единственным Верховным Представителем Теоретической Степени Соломоновых Наук в России и только ему разрешено организовывать русское розенкрейцерство. Тот же документ назначал Н.И. Новикова Главным Надзирателем Теоретической Степени. В 1782 г. немецкий барон Шредер по инициативе Шварца приехал в Россию и стал на короткий срок одним из главных лидеров Ордена Златорозового Креста. Неоднократно в 1784-1787 гг. руководство организации объявляло о «силаниуме» (молчании), то есть о приостановлении всех работ в связи с «происками иллюминатов». Влияние розенкрейцеров на европейское и отечественное масонство было недолговременным: уже в 1790-х гг. их организации распались. Однако розенкрейцерство возродилось в начале XIX в. В 1800 г. в Петербурге возникла тайная розенкрейцерская ложа «Умирающий Сфинкс». В 1803 г. в Москве была открыта ложа «Нептун». К 1809 г. группы розенкрейцеров пользовались значительным влиянием в обеих столицах.

 

С конца 70-х гг. XVIII в. и вплоть до запрещения Ордена в 1822 г. господствующим направлением в российском масонстве была Шведская система «строгого послушания». Она еще носила название «гагаринские ложи». Членом этого обряда мог быть человек только христианского вероисповедания. Шведская система, заявлявшая о своем происхождении от тамплиеров, предполагала строгую иерархию братьев, разделенных на три разряда и дополнительную Десятую степень.

 

Первый отдел составляли Иоанновы степени:

 

1) Ученик;

2) Подмастерье-Компаньон;

3) Мастер. Второй отдел включал Андреевские, или Шотландские, степени:

4) Ученик-Подмастерье;

5) Шотландский Мастер. Рыцарские степени образовывали третий отдел:

6) Брат-Стюард, или Рыцарь Востока и Иерусалима;

7) Брат-Избранник царя Соломона, или Рыцарь Храма, или Запада, или Ключа;

8) Ближний святого Иоанна или Брат белой ленты,

9) Ближний святого Андрея или Брат фиолетовой ленты, или Рыцарь пурпуровой ленты.

 

Десятая степень носила название Брат розового (красного) креста (Просветленный Капитул). Она подразделялась на три класса: первый состоял из членов управляющего Капитула, которые не занимали в нем должностей, второй - из великих должностных лиц Капитула, третий составлял Великий Правящий Мастер-Префект Капитула. Членами Просветленного Капитула могли быть лишь потомственные аристократы, насчитывающие не менее четырех поколений своих предков-дворян. Ими были высшие чиновники и наследник престола - будущий король Швеции. Таким образом, Шведский обряд был замкнутой кастовой, патриархально-элитарной системой.

 

Учредителями в России Шведской системы были князья Александр Борисович Куракин (1752-1818) и Гавриил Петрович Гагарин (1745-1808). В ходе переговоров с орденскими властями Швеции - Девятой масонской провинции - было заключено соглашение о внедрении в России нового обряда и о будущем подчинении всех русских лож стокгольмскому Верховному Капитулу во главе с Карлом Зюдерманландским - будущим шведским королем Карлом XIII. В 1778 г. был создан Капитул Феникса - тайное верховное правление и судилище для русских каменщиков шведского толка. В 1779 г. в Петербурге была учреждена Великая Национальная Провинциальная Ложа Шведского обряда. Масоны высших степеней посвящения образовали Директорию, или Совет. Великой Национальной Ложи во главе с председателем.

 

В июле 1782 г. общеевропейский Вильгельмсбадский конвент масонов признан Российскую империю Восьмой провинцией Ордена. Это решение означало провозглашение самостоятельности Великой Ложи России и ее независимости от Швеции.

 

Екатерина Великая негативно отнеслась к масонству и к просветительской деятельности, вызвавших, по ее мнению, кровавую революцию во Франции. В 1792 г. многие из братьев, в том числе Новиков, были арестованы и заключены в Шлиссельбургскую крепость-тюрьму. Другие высланы в свои имения. В 1794 г. вышел указ, запрещавший все тайные общества. С восшествием на престол Павла I, посвященного в вольные каменщики, масоны, находившиеся в опале, были прощены. В 1799 г. Павел вновь запретил деятельность лож. Позднее новый царь Александр I, также масон, в 1801 г. подтвердил данный указ. Но реально антимасонские законы не соблюдались, организации каменщиков продолжали действовать. Правительство не препятствовало учреждению новых лож, но стремилось только взять их под полицейский контроль. В ложи активно включались более широкие слои российского общества, средний класс, а не только родовитое дворянство.

 

В 1802 г. предпринимались попытки внедрения в России Французского ритуала. Французская система наставления предполагала помимо трех базовых Иоанновых степеней «надстройку» из четырех градусов: Избранного, Шотландского Мастера, Рыцаря Востока и Рыцаря Розы и Креста (Розенкрейцера). Эта форма масонского обряда до сих пор используется «Великим Востоком Франции». Власти настороженно отнеслись к ней, опасаясь появления духа вольномыслия и вольнодумства (известно, что впоследствии «Великий Восток» отменил обязательную веру в Бога). По требованию полиции в 1812 г. ложи Французского ритуала были объединены со Шведской системой.

 

В самой Шведской системе произошла реорганизация. Капитул Феникса, известный также под наименованием Великой Национальной Ложи, в 1810 г. получил название Великой Директориальной Ложи Владимира к Порядку. Ею руководил Верховный Орденский Совет во главе с И.В. Бебером, носившим звание Викария Соломона, Мудрого из Мудрых. Ведущими ложами Шведского обряда являлись: «Пеликан» (Александра Благотворительности к Коронованному Пеликану), Елизаветы к Добродетели и Петра к Истине. В 1816 г. Великая Директориальная Ложа сменила название на Великую Провинциальную Ложу. В ней значительно усилилось, особенно на высшие степени, влияние розенкрейцеров-мартинистов. Общую численность российских масонов можно оценить в это время примерно в две тысячи человек (исключая самостоятельное польское масонство).

 

После Отечественной войны 1812 г. среди масонских братьев возникло движение за демократизацию и либерализацию Ордена. Главным было требование отмены высших степеней, в которые могли быть согласно патриархальным шведским конституциям и уставам посвящены только аристократы. В итоге в Шведской системе произошел раскол. В 1815 г. Е.Е. Эллизен создал союз лож, поддерживающих три степени, и учредил для него Великую Управляющую Ложу «Астрея» (в честь богини вечной молодости, любви и красоты, олицетворяющей золотой век человечества, о котором мечтали масоны). Таким образом, сформировались два центра российского масонства: «Астрея» и шведская Великая Ложа. При этом наблюдался стремительный рост числа сторонников «Астреи»: к ней примкнули 25 лож.

 

Между двумя российскими масонскими союзами велись долгие переговоры об объединении, которое состоялось весной 1822 г. Но 1 августа 1822 г. был издан высочайший указ императора Александра 1 о закрытии всех лож России. Причиной это было участие некоторых братьев в политическом заговоре. Дело в том, что многие из будущих декабристов были членами различных масонских лож. Организационная структура ранних декабристских организаций «Священная артель», Союз спасения и Орден русских рыцарей воспроизводила структуру масонских институтов. После законодательного запрета на франкмасонство, подтвержденного Николаем I, сведения о братьях отсутствуют в течение более чем семидесяти лет. Надо сказать, что даже в этот неблагоприятный для Ордена период часть русской интеллигенции по-прежнему увлекалась богоискательством, мартинизмом, каббалой, оккультизмом, мистическими народными сектами (этой теме посвящена монография Александра Эткинда «Хлыст. Секты, литература и революция», изданная в 1998 г.).



Еще материал по данной теме


Универсальные карты таро (Скатерть в комплекте)

Вы найдёте не только классические карты Таро, но и особую скатерть для гадания.

Универсальные карты таро

Колода этих карт подойдёт и для тех, кто только постигает тайны таро, и тем, кто уже знаком с гаданиями на таких картах.

← все статьи