Выдающиеся мыслители XVIII века




Выдающиеся мыслители XVIII века

 

Китай до конца XVII века был terra incognita для остального мира. Но вот эта обширная империя, иногда посещавшаяся нашими миссионерами, начала приоткрывать свои покровы, подобно некрополю всех наук прошлого. Китайцев можно назвать расой мумий - у них не было никакого прогресса, традиции довлели незыблемо, дух и жизнь их давно покинули. Они не знали ничего нового, но обладали безраздельной памятью обо всем. Дух Китая - это дракон гесперид, стерегущий золотые яблоки в волшебном саду Знания. Вместо того чтобы вкусить их, подобно Кадму, китайцы скрывали свое сокровище даже сами от себя. Одна лишь тайна еще жива в Поднебесной. Наука же пребывает в глубокой летаргии или, по меньшей мере, в крепком сне, в котором иногда с кем-то невнятно разговаривает.

Мы уже упоминали, что китайские Таро базируются на тех же каббалистических посылках, что и еврейская Сэфер Йецира. Но помимо этого в Китае имеется иероглифическая книга, целиком составленная из комбинаций всего лишь двух фигур. Это И-Цзин, чье авторство приписывают императору Фу Си. Де Мезон в своих «Письмах из Китая» констатирует, что она вообще не содержит букв. Но в принципе она не сильно сложнее Зогара, интересным и ценным приложением к которому она, по сути, и является. Зогар объясняет процесс водворения Гармонии, или всеобщего равновесия, в то время как И-Цзин наглядно демонстрирует тому примеры.

 

Ключевым пентаклем книги являются так называемые Триграммы Фу Си. По легенде, изложенной в Ван Би, коллекции изречений крупнейших мудрецов Китая, собранных Ли Дао-Пином в период династии Сун, император Фу Си однажды предавался на берегу реки размышлениям о великих тайнах Природы, когда узрел сфинкса, выходящего из воды. Фантастическая тварь была помесью лошади и дракона. Голова ее была лошадиной, тело стояло на четырех ногах и завершалось змеиным хвостом, а спину покрывали чешуйки, каждая из которых была помечена таинственной триграммой. Эта невероятная лошадь, вдохновитель, а скорее даже носитель вдохновения, подобная Пегасу греческой мифологии, четвероногому символу Универсального Света, посвятила Фу Си в свою науку. Император тщательно сосчитал чешуйки и скомбинировал триграммы так, что они помогли ему постичь синтез всех наук, сравнивая и объединяя одну с другой при помощи гармонизированных законов великой Природы. Страницы И-Цзин содержат результаты этих чудесных комбинаций.

 

Нумерология Фу Си была подобна нумерологии Каббалы, а его пентакль аналогичен Соломонову, как уже рассказывалось в «Учении и ритуале Высшей Магии». Скрижали И-Цзин соответствуют тридцати трем Путям и пятидесяти Вратам Света. Это значит, в том числе, что И-Цзин не может быть непонятной для тех, кто имеет ключи от Сэфер Йецира и Зогара. 

 

Как мы видим, китайцы обладали знанием абсолютной философии. И-Цзин - комментарий к науке Абсолюта, сокрытой от профанов, понимающих И-Цзин подобно тому, как профаны клирики, толкующие о Пятикнижии Моисеевом, воспринимают откровения Сифра Де-Цниюта, эту великую Книгу Тайн, как ключ к еврейскому Зогару. Конфуций открыл, а точнее сказать, скрыл эту каббалистическую истину, существование которой он мог нарочито отрицать, чтобы направить профанов на окольный путь. Точно так же ученый-талмудист Маймонид отрицал реальность Ключа Соломона. На смену Конфуцию пришел материалист Фо, внедривший традиции Индийской Магии вместо пережитков египетской. Доктрина Фо парализовала прогресс наук в Китае, а цивилизация великого народа, погрязнув в рутине, застыла в оцепенении.

 

Удивительно глубокий философ Лейбниц, который был посвящен в высшие истины абсолютной науки, полагал, что обнаружил в И-Цзин открытое им дифференциальное исчисление.

 

Наши важнейшие открытия достижений китайской религиозной мысли косвенно явились результатами теологических диспутов. Предметом последних был вопрос о том, правы ли миссионеры-иезуиты, разрешая культ небес и культ предков среди обращенных в христианство китайцев. Иными словами, можно ли образованным китайцам расценивать Небеса как Божество или же как пространство Природы. Об этом много спорили и писали. Теоретически иезуиты были правы, но действовали при этом весьма сомнительно, в результате чего возникло множество непреодолимых трудностей, что до сих пор оборачивается пролитием крови наших неутомимых мучеников.

 

Пока же мы обсуждали азиатские религии, в самой Европе христианская вера находилась в очень шатком положении, несмотря на все слухи о новых чудесах и откровениях. Такой авторитет, как Эмануэль Сведенборг, ошеломляет Швецию своими видениями; Германия кишит новыми иллюминатами, и в целом - диссидентский мистицизм вытесняет церковные таинства таинствами анархическими. Катастрофа была неминуема. Сведенборг, самый искренний и умеренный из пророков ложного иллюминизма, был не менее опасен, чем другие. Идея о том, что все люди должны общаться с Богом напрямую, а не посредством церковной практики, последовательно восходя на новые ступени посвящения, - это нечто вообще запредельное. Умные иллюминаты понимали, что человечество нуждается в религии и религию уничтожать нельзя; но вот тот невежественный фанатизм, который ей сопутствует, можно использовать для ниспровержения существующей церковной иерархии и создания новой, во главе которой можно будет встать. «Будете как боги, все знающие без обучения; будете как цари, всем владеющие без приобретания» - таковы были обещания, которые революционеры давали массам. Революционный дух - это дух смерти; это змей Книги Бытия. Правда, он же - дух движения и прогресса, ибо лишь смерть способствует смене поколений. Добавим в связи с этим, что индийцы, в частности, почитают Шиву - разрушителя, чьей символической формой была форма физической любви и материального порождения.

 

Философская система Сведенборга есть не что иное, как система Каббалы, но исключающая принцип иерархии, своего рода Храм без Краеугольного Камня и без фундамента, величественное, но эфемерное здание.

 

В Каббале и нет никакого принципа иерархии. Единственное, что важно для каббалиста, - это постижение Учения и открытие новых глубин:

а) Закона; 

б) речей пророков; 

в) исторических книг Ветхого Завета.

 

   Как упорядочить анархию - вот проблема, которую пытаются решить все революционеры и не могут сделать это. Это сизифов камень, вечно низвергающийся на них. Чтобы хоть ненадолго удержать власть, они всегда обращаются и будут обращаться к деспотии, оправданной лишь своей необходимостью, не менее слепой и яростной, чем предшествующая анархия. Отход от гармонической монархии разума возможен лишь в уродливую диктатуру глупости.

Предлагаемые Сведенборгом средства для контакта со сверхъестественным миром базируются на сумеречных состояниях, тесно связанных со сном, экстазом и каталепсией. Просвещенный швед говорит о возможности таких состояний, не сообщая, правда, никаких практических способов его достижения. 

 

Сведенборгу было Откровение, и он не ставил своей задачей помогать кому-либо проникнуть туда, куда он проник сам. Его делом было донести полученное Откровение до окружающих.

 

Скорее всего, его ученикам, в силу этого упущения, пришлось прибегнуть к индийской обрядовой Магии, когда дух иррациональности дополняет пророческую и каббалистическую интуицию естественным чудотворством. Тем, кому это удалось, оказался немецкий врач по фамилии Месмер. Он, избегая Посвящения и не углубляясь в оккультное знание, удостоился славы открытия универсального Фактора Света и его чудесных свойств. Месмеровы «Афоризмы», которые современники воспринимали как коллекцию парадоксов, сформируют в итоге надежную основу для физического синтеза.

 

Месмер выделял два модуса природного бытия: Субстанцию и Витальность. Которые, собственно, и производят ту динамику и статику, что устанавливают равновесие вещей. Он догадался о существовании первичной материи, текучей, универсальной, способной к неподвижности и движению. В статическом состоянии она определяет состав субстанции, а в динамической фазе изменяет и обновляет формы. Эта текучая материя бывает активна и пассивна. В пассивном состоянии она втягивается, а в активном - извергается сама по себе. Благодаря этому мир и все наполняющее его обладает способностью притяжения и рефракции. Первовещество проникает во все, циркулируя, как кровь.

Оно вдохновляет и поддерживает жизнь всех существ, являясь истоком их силы и выступая орудием их воли. Чудеса, собственно, и есть результат исключительного единения воли и энергии. Феномены сцепления и эластичности, плотности или мягкости тел порождаются различными комбинациями этих двух свойств в едином флюиде первичной материи. Болезнь, как и все физические расстройства, вызывается нарушением ее нормального равновесия внутри объекта. Она заставляет все структурированные тела переживать эмпатию или антипатию относительно друг друга. В состоянии эмпатии тела могут заботиться друг о друге, взаимно восстанавливая равновесие. Эту их способность уравновешивать или отталкивать друг друга посредством первичной материи Месмер назвал магнетизмом. Поскольку это качество изменяется соответственно формам, в которых оно реализуется, ученый назвал его животным магнетизмом, ведь он изучал феномены животного мира.

 

Месмер доказал свою теорию экспериментально, и с полным успехом. Отметив сходство феноменов животного и электрического магнетизмов, он воспользовался металлами-проводниками для поглощения и проецирования обеих сил. Сейчас его сложный аппарат можно отбросить в сторону, поскольку вместо него оказалось вполне достаточно задействовать живую цепь человеческих рук, объединенную вокруг круглого непроводящего тела - например, деревянного стола. Затем он применил к живым существам и процесс магнетизации металлов. Остался последний шаг - доказать, что свойства, в физике приписываемые четырем невесомым флюидам, являются различными проявлениями одной и той же силы, различающейся методами использования, и что сила эта - неотделимая от универсальной первоматерии, придающей ей движение, - имеет лишь одно имя, указанное Моисеем в Книге Бытия, и слово это - СВЕТ.

 

Давайте же наберемся смелости признать следующую истину. Величайшим достижением XVIII столетия стала не «Энциклопедия», не фырканье Вольтера, не негативная метафизика Дидро и Д'Аламбера и не ехидная филантропия Руссо; это - симпатическая и чудотворная физика Месмера. Месмер подобен Прометею - он дал людям тот огонь с небес, управлять которым мог лишь Франклин. Месмеру с лихвой выпало ненависти и злобы: подвергнутый гонениям в Германии и насмешкам во Франции, он тем не менее сколотил себе капитал врачеванием - хотя многие из излеченных пациентов впоследствии заявляли, что их исцеление было «случайностью», дабы не навлечь на себя гнев ученых мужей. Лишь прошедшие истинное обучение не испытывали вражды к месмеризму. Религиозность одних возбуждала у них страх перед опасностями, таящимися в новом открытии, предрассудки других заставляли искать в них страшную Магию. Мудрец предвидел нападки: понятно было, что немощные не смогут равнодушно взирать на силу. Но вот религии нечего бояться правды. Учение о магнетизме ставит предел человеческим возможностям, так разве оно не заставляет нас более ценить божественные чудеса?

 

А вот возможностей приписать сверхъестественные поступки дьяволу у глупцов станет значительно меньше. Пролитый Месмером свет уничтожает невежество - питательную среду дьявола, а вместе с тем - увеличивает славу Господа!



Еще материал по данной теме


← все статьи