Дети во времена фараонов




Дети во времена фараонов

 

Древние египтяне любили детей и не стеснялись этого. Рождение каждого ребенка, особенно мальчика, было великой радостью. Продолжение рода обеспечивало поддержание семейных традиций, и к тому же ребенок часто становился еще одним помощником в доме.

 

В древних захоронениях, обнаруженных археологами, мы можем увидеть немало изображений детей. Часто фрески доносят до нас чьи-то воспоминания о нежных родительских объятиях. Судя по всему, сам Рамсес II, великий фараон, очень гордился своими отпрысками, которых было больше шестидесяти! Даже самые бедные египтяне могли позволить себе завести ребенка, потому что он не требовал особых затрат. Детей кормили рыбой или побегами папируса, они ходили голышом и босиком - даже в самых богатых семьях. Каждый ребенок носил на шее медальон, в котором, вероятно, хранился локон волос, и иногда ожерелье; девочки могли похвастаться еще и гребнем и пояском. Некоторые семьи, страдавшие от бесплодия, брали приемных детей, в то время как другие заводили до пятнадцати детей. Однако, к сожалению, в те времена детская смертность была очень высока, и выживали только самые крепкие.

 

Рождение

 

Первый ребенок часто появлялся на свет вскоре после того, как пара вступала в супружеский союз. Женщина рожала дома, присев на специальное маленькое возвышение из кирпичей, которое называли месхенет; за родами следила повитуха.

 

После рождения ребенка родители просили знающего человека составить его гороскоп, потому что считалось, что день рождения во многом определяет судьбы людей. Затем супруги определялись с именем для малыша. Выбор был велик: короткие имена, например, Аби или То, эпитеты, например, «Второй»... Очень часто ребенка тем самым препоручали божеству- покровителю: Амону (в таком случае выбиралось имя Аменхотеп) или Птаху (Птах-Хотеп). Теперь оставалось только внести имя в списки: ученые предполагают, что в Древнем Египте велись реестры рождений, браков и смертей.

 

Первые годы жизни

 

Забота о маленьких детях считалась исключительно женским делом. Как правило, мать кормила ребенка три года. Она носила его в большом платке, приматывая к груди, к поясу или к спине, чтобы освободить руки. Матери могла помогать по хозяйству кормилица, которая порой занимала почетное место в семье. Так, женщина по имени Тии прославилась тем, что выкормила и воспитала царицу Нефертити. Мы знаем также, что Аменхотеп II был очень привязан к своей кормилице, матери верховного сановника Кенамона. В гробнице, которую фараон построил для себя в Фивах, он приказал изобразить себя на коленях у этой женщины, сидящей в беседке с колоннами в похожем на трон кресле.

 

Хорошие манеры

 

С давних времен в Древнем Египте было принято с раннего возраста учить детей примерному поведению и правилам вежливости. Наставления, записанные на папирусах, дошли до наших дней. Так, из этих источников мы знаем, что ребенку с самого детства прививалось уважение к родителям и старшим: ему не позволялось сидеть перед стариком, если тот стоит, он учился кланяться, касаясь ладонями коленей, рядом с родителями он должен был держаться на почтительном расстоянии, и не мог сесть без позволения отца, пока тот рядом. За столом считалось вежливым предложить хлеб соседу, прежде чем брать кусок себе, и не следовало смотреть в чужую тарелку. Существовали и этические нормы: не предаваться праздности, избегать ссор и не напиваться допьяна, быть щедрым к друзьям.

 

Определенным правилам следовали и при дворе фараона. Так, юные принцы должны были держать опахало по левую руку царя, когда тот восседал на троне, и следовать за повозкой отца пешком, когда тот торжественно возвращался с войны.

 

Образование

 

То, какое образование получали дети, зависело от состояния их родителей. В самых бедных семьях ребенка обучали только основам его будущего ремесла - ремесла его отца. Он постоянно проводил время в лавке ремесленника, учился пользоваться инструментами, бегал по поручениям. Ребенка писаря отдавали в школу, где он учился читать и писать. Дети из самых зажиточных семей получали куда более полное образование: им преподавали геометрию и арифметику, а некоторые учили даже литературу. Девочки не отставали от мальчиков. Они слушали музыку, учились петь, играть на разных инструментах и, разумеется, прясть и ткать.

 

Игры и игрушки

 

Маленькие дети могли играть с домашними животными, которых держала каждая семья - с собаками, кошками или обезьянами. Кроме того, у них были игрушки - чаще всего, куклы. Археологи обнаружили множество самых разных кукол, от грубых поделок без рук и ног до весьма реалистичных марионеток с конечностями, которыми можно было двигать при помощи ниточек. В самых богатых семьях у ребенка мог быть даже маленький кукольный домик. Помимо кукол, дети играли в спортивные игры: прыгали, бегали и боролись друг с другом. Не стоит думать, что девочки оставались в стороне от подвижных игр: они могли учиться плавать или заниматься гимнастикой. Более того, в гробницах Бени-Хасана в Среднем Египте изображены сценки, где девочки упражняются в борьбе, похожей на дзюдо! 



Еще материал по данной теме


← все статьи