Надо ли умирать в борьбе?




Надо ли умирать в борьбе?

 

Что ж, давайте учиться. Начнем, как и положено, с простого. Прежде всего нам предстоит вернуть себе правильное, то есть естественное, восприятие вещей, и только потом можно будет перейти к формированию видения себя. Это, впрочем, не такая уж сложная наука: в каждом из нас заложено истинное видение, никуда оно не делось, и разбудить его довольно легко. Просто под влиянием навязанных «воспитанием» стереотипов разум наш приучен искажать простые, естественные картины мира. Но стоит дать ему слегка отдохнуть - и все вернется. Надо только осознать, что каждый человек индивидуален и неповторим, а значит, и единого для всех видения мира быть не может. Даосские мудрецы говорили, что научиться правильно видеть - значит всего лишь вернуться к тому восприятию мира, которое у всех нас было в раннем детстве, только и всего. (Более того, в самом имени Лао-цзы один из двух иероглифов несет сразу два смысла, и потому имя это может быть переведено двояко: не только «Мудрый Старец», но и «Старый Ребенок».) Поучимся у мудрых.

 

Давным-давно один весьма неглупый человек пришел, опечаленный, к своему учителю, великому мудрецу (того звали Чжуан-цзы, и был он продолжателем дела Мудрого Старца). Проблема же состояла вот в чем. Ученика беспокоила сложность учения о Дао и Дэ (о Пути и Силе). Он знал, что учение несет великую мудрость, но постичь его могли лишь немногие, в большинстве же люди не понимали ничего. Они, собственно, и не собирались ничего понимать. Самого же Чжуан-цзы это, похоже, не беспокоило, и он не прилагал никаких усилий для пропаганды учения «в массах». Получалось, что великая мудрость, которая могла бы принести людям столько счастья, оставалась совершенно бесполезной для них. Ученик сравнил слова учителя с огромным старым, узловатым ясенем, который рос у его дома. Дерево это было таким кривым, так раздулось от наростов, ветви его были до того скрюченными, что ни один плотник на него и смотреть не хотел - все равно сделать из него что-либо было невозможно.

 

Как же ответил учитель на вопрос своего обеспокоенного ученика? Он предложил ему вспомнить о том, что у каждой вещи есть свой путь, предназначенный ей в этом мире. И наш разум, стремящийся извлечь из всего на свете «пользу», не обязательно прав в своих попытках изменить это предназначение нам в угоду. Вот, к примеру, дикая кошка. Ее ловкости мог бы позавидовать любой зверь, и благодаря своим акробатическим прыжкам она легко схватит любую жертву. Но когда она попадает в силки, выбраться из ловушки она не в силах. А буйвол велик и могуч, никакая сеть, никакая ловушка его не остановит. Но при всей этой огромной силе ему ни за что не поймать ни одной самой нерасторопной мышки. И что же, разве нас (не говоря о самом буйволе) это беспокоит? Никому не приходит в голову печалиться из-за того, что кошку нельзя запрячь в плуг, а буйвола нельзя запихать в подвал, чтобы он там ловил мышей!

 

Ученика печалит, что огромное дерево не приносит никакой пользы? Может быть, все дело в том, что само понимание пользы искажено разумом и это мешает увидеть простую и естественную вещь. А именно то, что большой старый ясень, оставаясь на своем месте у дороги, может защищать от солнца отдыхающих путников или самого ученика - в те минуты, когда он не суетится и не ищет, как бы из всего вокруг «извлечь пользу». Так дерево выполняет то, что ему предначертано.

 

Видите, стоит лишь изменить угол зрения, посмотреть на мир глазами этого мудреца, как многое из того, что нас «печалит и беспокоит», покажется надуманным. Если использовать известный образ, мы упорно пытаемся вбивать квадратные колышки в круглые отверстия, и наоборот. Нелепое представление о мире как о чем-то нуждающемся в переустройстве породило в итоге бессмысленное, но уже привычное выражение «окружающая среда» - вместо нормального «природа». А ведь если вернуться к целостному восприятию мира, к идее энергетического контакта...

 

Когда-то очень давно в Китае подданные пожаловались императрице, что гусеницы уничтожают тутовые деревья. Императрица отправилась в заросли тутовника и принялась наблюдать за тем, как гусеницы прядут тонкую блестящую нить и ткут из нее свои прочные коконы. (Надо ли говорить, что современный западный «властелин природы» задумался бы прежде всего о том, как лучше уничтожить опасных врагов сельского хозяйства.) И вот ей пришло в голову, что из этих нитей можно соткать очень легкую, прочную и к тому же красивую ткань. В итоге родилась самая дорогая и красивая ткань на Земле - шелк.

 

Так же и двое наших современников (оба умели наблюдать и, будучи вполне «западными» людьми и ничего не зная ни о каком даосизме, мыслили при том вполне в его традициях) пришли к идее застежки- «молнии» - по аналогии с «креплением» волокон в птичьем пере и к идее о застежках-«липучках» - по аналогии с колючками репейника, цепляющимися за нашу одежду. Однако такие примеры восприятия мира как нашей естественной обители, а не как враждебной «среды», с которой необходимо бороться, чтобы выжить, - редчайшие исключения. Ведь и гусеница тутового шелкопряда, и плоды репейника в восприятии всякого «нормального человека» - вещи безусловно вредные. А с тем, что нам вредит, надлежит бороться. Разве не абсурд?..

 

Ни одно существо в природе не изобретает себе столько искусственных трудностей, сколько сумели изобрести мы. Если нас не остановить, мы не только будем спиливать старые тенистые деревья на паркет и превращать великую мудрость в религиозные догмы, но и кошек впряжем в плуг, а буйволов отрядим ловить мышей. Еще бы - ведь у нас разум! Разве мы можем идти по тому пути, который нам предназначен самой природой? Нет уж, мы будем бороться.

 

И вот в реке поставлена

Железная стена.

И вот реке объявлена

Война,

Война,

Война!

...

 

Где вчера качались лодки, -

Заработали лебедки.

Где шумел речной тростник, -

Разъезжает паровик.

 

Где вчера плескались рыбы, -

Динамит взрывает глыбы.

 

И пусть то «нелегкое счастье», за которое мы боремся, будет только завтра, пусть мы даже не доживем до него, зато мы...

 

Да! Вот что - «зато»?.. А бог ведает. Зачем она - вся эта борьба? Так ради борьбы же. «Пускай ты умер!» - как написал великий пролетарский писатель-буревестник. Хорошенькое «пускай»...

 

Ну загоним мы за нашу жизнь дюжину дюжин квадратных колышков в круглые отверстия. А круглые колышки наши дети, тоже ценой неимоверных усилий, героически преодолевая трудности, будут загонять в отверстия квадратные - вот мы все и при деле. Откроем школы дрессировщиков, и те, преодолевая огромные трудности, обучат буйволов ловить мышей. Наградим себя за это орденами и поставим на своих безвременных могилах памятники нашему железному упорству в виде сидящей у разбитого корыта старухи. Главное - в ходе борьбы не вспоминать, что на свете есть кошки и что их не надо заставлять ловить мышей. И что есть усталые путники, которых не надо заставлять отдыхать под деревьями. И что есть, наконец, вода, которая никогда не прокладывает себе «простые» прямые пути среди камней, воображая, что так короче, - она для этого слишком мягкая, слишком привержена своему Пути... Проходят годы, камни стачиваются, раскалываются от жары и от упорной, полной лишений борьбы, а вода остается чистой, прозрачной и гибкой. Гибкой и гармоничной, как ничто в этом мире.

 

Во всем мире нет ничего более мягкого и податливого, чем вода, но она точит твердое и крепкое. Никто не может ее одолеть, хотя любой может ее потеснить. Податливое побеждает крепкое, мягкое одолевает твердое, - все это знают, но никто не осмеливается действовать так.

 

Что ж, выбирайте, у кого вы хотели бы учиться - у крепкой, надежной дубины, которая стремится силой проложить себе «прямую дорогу» сквозь нагромождение камней, или у воды, без всяких жертв находящей свой путь. Решать - вам.

 

Великий Путь ведет к согласию и покою, но люди обычно предпочитают ходить напрямик, чтобы было быстрее. Они больше любят посещать святые места, чем прокладывать собственный путь.

 

Впрочем, не только древние китайские мудрецы понимали это.

 

Для любой волнующей человека проблемы всегда легко найти решение - простое, достижимое и ошибочное (Г. Л. Менкен).

 

Вы знаете, у человечества есть по крайней мере два крупных недостатка. Во-первых, оно совершенно не способно созидать, не разрушая. А во-вторых, оно очень любит так называемые простые решения. Простые, прямые пути, которые оно почитает кратчайшими (Арк. и Б. Стругацкие).



Еще материал по данной теме


Классические гадальные руны

В комплекте к набору вы найдёте полное толкование рун, а также различные способы раскладов этих уникальных знаков. 

← все статьи