Царская власть в эпоху Рамсесов




Царская власть в эпоху Рамсесов

 

XIX и XX династии, или династии Рамсесов, занимают на хронологической оси всю вторую половину эпохи Нового царства. Это время характеризуется небывалой утонченностью нравов, строительством величественных дворцов и храмов, а также расцветом власти фараонов. Оно предшествовало очередному упадку, который закончится хаосом III переходного периода.

 

Период, получивший название времени Рамсесов, был достаточно недолог: всего около двух веков. Это время правления XIX и XX династий во второй половине эпохи Нового царства. Начался он приблизительно в 1320 году до н. э. и завершился около 1100 года до н. э. За эти три века на египетском троне побывали по меньшей мере три блестящих правителя: Сети I, Рамсес II и Рамсес III. Первостепенный долг каждого фараона - засвидетельствовать свою признательность богам, владыкам всего сущего. «Я сын ваш, которого сотворили обе ваши руки. Вы сделали меня правителем, Жизнью, Здоровьем, Силой всей земли. Для меня вы сделали землю совершенной. Я выполняю свой долг в мире [...]»,- так говорил фараон Рамсес III в молитве, обращенной к богам и богиням, распоряжающимся небесами, землей и океаном вместе с их отцом Ра.

 

Умилостивить богов - первостепенный долг

 

После долгого вступительного слова правитель перечисляет все, что он сделал в крупнейших храмах Египта, потому что с древнейших времен, с тех пор как фараоны воцарились на этой земле, о каждом или почти каждом из них можно сказать то, что высечено на стеле Амады: «Это царь, благодетельный работами, которые он предпринял во имя всех богов, построив им храмы и изваяв их образы в камне».

 

Отметим, что, чтобы умилостивить богов, для правителя недостаточно было просто восстанавливать их святилища, строить новые храмы, которые он осыпал редчайшими дарами и обеспечивал всем необходимым. Он должен был вложить в это дело свою душу, заплатить своим временем, присутствуя на стройке лично, наблюдая за ходом работ, следя за тем, чтобы все, даже самые незначительные приказы исполнялись должным образом и в срок.

 

После того как строительство храма наконец завершалось, фараон должен был посвятить его богам. Для этого он двенадцать раз стучал своей булавой по двери святилища и обегал стены, держа в каждой руке по священному сосуду.

 

Забота о внешности

 

Рамсес I и его сын Сети I были до восшествия на египетский престол великими жрецами бога Сета. Рамсес II в начале своего царствования провозгласил себя великим жрецом Амона. Путешествуя по стране, правители демонстрировали свою набожность, посещая храмы и поклоняясь богам в каждом городе, через который проезжали, ведь фараон должен присутствовать везде. А еще он должен следить за своей внешностью.

 

Царь ни при каких обстоятельствах не должен был появляться на людях простоволосым. Двойная корона была церемониальным головным убором. Чаще всего фараон надевал круглый парик, украшенный царским венцом, который завязывался сзади так, что его полотнища спускались вдоль лица. Посреди лба сиял золотой урей (кобра). Выступая в роли полководца на войне или на параде, правитель носил шлем синего цвета, который также был украшен уреем. Его церемониальное облачение включало в себя накладную бородку, подвязывавшуюся двумя шнурками к головному убору. Как правило, государь брился наголо и коротко стригся: так удобнее было надевать все положенные ему атрибуты.

 

Плотное расписание

 

Как и большинство подданных, правитель носил простую набедренную повязку, но из плиссированной ткани. Он подпоясывался широким поясом, который застегивался при помощи металлической пряжки, украшенной его картушем. Сзади привязывался бычий хвост.

 

День фараона был расписан буквально до минуты. Первым делом после пробуждения он читал свои письма. После этого он совершал омовение, одевался и облачался, а затем слушал молитвы великого жреца. И только потом начинался собственно рабочий день. Долгие часы были посвящены аудиенциям и вынесению приговоров. Фараону сообщали обо всем происходящем в стране. Он диктовал, когда считал это необходимым, бесконечные приказы, депеши, ответы на письма. И в этом сложном деле правитель должен был стараться демонстрировать свою дальновидность и беспристрастность. Он изучал материалы, собирал сведения, консультировался и выслушивал своих советников, но все решения исходили только от него. «Призови великих, что стоят перед залом, чтобы Мое Величество узнало их мнение об этой земле. Я собираюсь встретить проблему лицом к лицу», - приказал Рамсес II своему управляющему, когда решил изучить способы снабжения водой его дворца Хаткаптах, расположенного посреди пустыни Икаита.

 

Иногда, когда какой-то вопрос особенно занимал царя, он отправлялся на место лично. Так, Сети I совершил долгое путешествие, чтобы убедиться, что рабочие, добывающие золото к востоку от Эдфу, получают достаточно воды в соответствии с его распоряжениями.

Охота - царская забава

 

После того как все дела наконец были сделаны, царь посвящал остаток дня долгим прогулкам, беседам и развлечениям, в частности охоте - излюбленному времяпрепровождению египетской знати. На барельефах Мединет-Абу Рамсес III охотится на льва, антилопу и дикого быка. Охота была подобием сражения. Царь восседал на своей колеснице, снаряженный, как в бой, с метательным копьем в руке. Сопровождавшие его солдаты были вооружены мечами, луками, копьями и щитами... Охота на антилопу небезосновательно считалась менее опасной, нежели охота на льва. В этом случае царь пускался в путь безо всякого сопровождения, один, на своей колеснице.

 

Как мы уже говорили выше, значительную часть своего времени правители отводили под аудиенции, которые проходили у них во дворце. Приемы в честь чужеземных послов были особенно торжественными и часто служили предлогом для демонстрации богатств. Во время этих пышных церемоний фараон восседал на большом помосте в окружении высших сановников, стражей, писарей и носильщиков с опахалами. Посланцы из Нубии, Ливии, Сирии, Пунта, Мидии и Персии один за другим медленно приближались к «тому, кто сиял во всем своем величии». Несколько раз поцеловав землю и многократно простершись ниц перед государем, они подносили ему привезенные из своих стран дары. Писари составляли подробные списки всех ценностей и отправляли их в хранилище при храме. После этого правитель, в свою очередь, раздавал им подарки, которые часто были не менее роскошными, чем те, что он получал.

 

Для фараонов из династии Рамсесов война была одновременно необходимостью и развлечением. Они готовились к ней с раннего детства, учась в совершенстве владеть оружием, ездить верхом, всячески закаляя и укрепляя свое тело. В список главных качеств, которые требовались от фараона, входили отвага, доблесть и выносливость. Физическая сила монарха была такова, что только он один мог натянуть свой лук.

 

Рамсес II - узурпатор?

 

Согласно официальной хронологии XIX династии, Рамсес II был третьим правителем после своего деда и отца, Рамсеса I и Сети I соответственно.

 

Однако здесь появляется некий персонаж по имени Мехи, который, как предполагают многие египтологи, должен был быть коронован вместо Рамсеса II, Но кем на самом деле был этот Мехи? Сыном Сети I, которого уничтожили, чтобы избежать борьбы за престолонаследие? Никто не может с уверенностью ответить на этот вопрос, и происхождение Мехи остается тайной.

 

Правитель, внимательный к своей армии

 

Рамсесы, как и их предшественники, особое внимание уделяли своей армии. Они требовали, чтобы солдаты всегда были хорошо накормлены и прекрасно снаряжены, и понимали, какое значение имеет вербовка. Тренировка войск, дисциплина и качество командного состава - вот вопросы, которые фараоны этой династии контролировали лично и притом весьма тщательно.

 

 

Все египетские солдаты, от пехотинцев до возничих боевых колесниц, были профессиональными воинами. Секреты воинского ремесла передавались по наследству от отца к сыну. Разумеется, солдаты, входившие в царскую стражу, питались лучше других и пользовались другими привилегиями.

 

Когда фараон не путешествовал и не участвовал в военных экспедициях, он жил в своем дворце в Пи-Рамсесе, новой столице, основанной Рамсесом II на руинах Авариса в восточной части дельты Нила. В Пи-Рамсесе жили беззаботно. Больше всего здесь любили вкусно поесть и воздать должное изысканным напиткам. У вина, как говорили, был в этом городе вкус меда. Землю покрывал настоящий ковер из чудесных цветов. Женщины, жившие во дворце, сплетали венки для государя, который с удовольствием их носил.

 

Рамсесы очень любили женщин и ценили женскую красоту. Так, у Рамсеса II, согласно древним источникам, было пять великих царских супруг, однако впечатляющее количество детей - сто шестьдесят два! - заставляет предполагать, что правитель не раз поддавался очарованию и других дам. У Рамсеса III было всего три супруги и десять детей, но его слабость к прекрасному полу тоже не подлежит сомнениям: современники приписывали ему множество любовных приключений. Ирония судьбы: именно из-за женщин этот фараон чуть было не погиб, что, вероятнее всего, стало бы концом династии Рамсесов. Действительно, заговор против старого правителя созрел в царском гареме. Именно женщины вербовали новых заговорщиков и подстрекали вельмож к совершению преступления. И только благодаря бдительности и решительности будущего Рамсеса IV, их планы провалились.

 

Итоги правления одного фараона

 

Кроме того, египетские правители любили отдохнуть в обществе своих товарищей по оружию и охоте. В этом кругу они без конца рассказывали друг другу истории о своих подвигах. Когда же приходила старость, владыки, как и самые скромные из их подданных, вспоминали прошлое и задавались вопросом о том, какой была их жизнь. Благодаря документу, получившему название Папирус Харриса и обнаруженному в почти безупречном состоянии, мы знаем, что Рамсес III лично продиктовал писарям свои последние думы. Фараон высказывает убежденность в том, что он хорошо потрудился за эти годы, посвятив почти все свои силы и лучшие ресурсы страны прославлению богов (прежде всего, Амона, Атума, Ра и Птаха) и украсив их храмы, которые он снабдил служителями. Он восстановил порядок и мир в своей стране, победил и оттеснил всех завоевателей. Он посылал во все стороны света многочисленные экспедиции, которые привозили из чужих земель драгоценные товары: ладан, бирюзу, черное дерево, слоновую кость... Он превратил Египет в сад, где царили изобилие и процветание.

 

Словно предчувствуя несчастья, угрожающие его династии, Рамсес III просил у Амона даровать ему «двухсотлетнюю власть, укрепив ее для сына моего на этой земле». Но его молитвы не были услышаны: пройдет чуть меньше семидесяти пяти лет, и Новое царство вместе с XX династией окончательно погрузятся в хаос. 



Еще материал по данной теме


Гадальные карты Таро

К набору прилагается инструкция, благодаря которой даже начинающий таролог без проблем разберётся в хитросплетениях судьбы.

Универсальные карты таро

Колода этих карт подойдёт и для тех, кто только постигает тайны таро, и тем, кто уже знаком с гаданиями на таких картах.

← все статьи