Венец творения - ребенок




Венец творения - ребенок

 

Но это еще не самое печальное. Всем описанным категориям носителей минуса вместе взятым и не снился тот поток отрицательной энергии, которую с легкостью дарят нам люди, чье профессиональное предназначение требует прямо противоположного. Речь пойдет о наставниках - и о светских, и о духовных...

 

Общеизвестно: в любом обществе школа и церковь - самые консервативные институты. Однако за последнее столетие именно в школе произошли некие сдвиги, если не революционные, то как минимум существенные. Так, может быть, эти изменения привели наконец к истинному прогрессу в самом важном деле, которое возложено на взрослых людей планеты Земля?..

 

Начнем с небольшого экскурса в психофизиологию. Наши далекие предки в борьбе за выживание «выбрали» способ, который принципиально отличал их от всех прочих живых существ. У них не было ни острых когтей, ни клыков, ни толстой шкуры, защищающей от холода и зубов хищников. Альтернативой всему этому стал необыкновенно развитый мозг - вместилище навыков и информации. Развитый настолько, что в программу роста и развития человеческого детеныша вошло то, чего не было и нет ни у какого другого, даже самого высокоразвитого животного, - многолетнее детство. Это было необходимо потому, что женский организм не рассчитан на рождение ребенка с таким огромным черепом, который вмещал бы более или менее развитый человеческий мозг. Котенок или щенок рождается слепым, но уже в полугодовалом возрасте это вполне жизнеспособное животное. Жеребенок самостоятельно бегает уже в день своего появления на свет. А человечек в полгода - беспомощное, полностью зависящее от взрослых существо.

 

Итак, человеку физиологически, от природы присуще длинное детство, занимающее значительную часть жизни; вслед за ним следует короткий переходный период, и далее - взрослость. Но это лишь внешняя сторона дела. Следствием нашей физиологической уникальности стала и уникальность психологическая: у человека и только у человека детство, за исключением самого его начала - не «подготовка к жизни», не период беспомощной зависимости, но сама жизнь. Более того, в огромном большинстве случаев здоровый и свободный в своем развитии ребенок - это существо, не только ни в чем, кроме простой физической силы и объема знаний, не уступающее взрослому, но и во многом его превосходящее. В первую очередь - в умении правильно обращаться с энергией: быть естественным, быть неотъемлемой частью нашего мира. Для людей мыслящих это вовсе не откровение: великие умы всех времен и народов ставили ребенка во многом выше взрослого, а Лев Толстой так попросту объявил венцом творения не «человека вообще», но лишь человека двенадцати лет от роду.

 

Воспитателю необходимо возвыситься к духовному миру ребенка, а не снисходить к нему (Януш Корчак)

 

Но одно дело - великие мыслители, и совсем другое - большинство людей, обычные родители и тем более профессиональные воспитатели и учителя. Детство не только важнейший в жизни, но чаще всего потенциально самый счастливый ее период. А что мы видим в реальности? А в реальности детство - это именно те годы, когда ребенок лишен сообществом взрослых свободы, а порой и вовсе находится на узаконенном положении раба.

 

- Дети и рыбы немы.

- Еще успеешь. Подожди, пока вырастешь.

- Ого, у тебя уже длинные брюки, - вот это да, у тебя уже и часы есть. Покажись-ка... да у тебя усы растут.

 

И ребенок думает: «Я ничто. Чем-то бывают только взрослые. Я ничто уже немного постарше. Сколько же еще лет ждать? Ну погодите, вот вырасту...»

 

Ждет и лениво перебивается со дня на день, ждет и задыхается, ждет и таится, ждет и глотает слюнки. Прекрасное детство? Прекрасное? Нет, скучное, и если и есть в нем прекрасные минуты, то отвоеванные, а чаще всего - украденные (Януш Корчак).

 

Власть над детьми принадлежит и родителям, и тем людям, которые - в среднем - держат лидерство по умению привносить в наш мир отрицательную энергию и растить из минуса снежный ком.

 

Конечно же, среди учителей, воспитателей и других работающих с детьми людей есть и настоящие - те, что отлично видят: в большинстве своем дети лучше взрослых, и нам следует многому учиться у них. Ребенок не только ближе к естественному течению жизни и благодаря этому лучше умеет обращаться с энергией. Он чище и очень часто умнее взрослых... Но наставники, осознающие это, - редкое исключение.

 

Они приходят благодаря вам, но не от вас, и хотя они с вами, они не принадлежат вам. Вы можете дать им вашу любовь, но не ваши мысли, ибо у них есть свои мысли. Вы можете дать пристанище их телам, но не душам, ибо их души обитают в доме завтрашнего дня, где вы не можете побывать даже в снах. Вы можете стремиться походить на них, но не старайтесь сделать их похожими на себя, ибо жизнь не идет вспять и не задерживается на завтрашнем дне (Джибран Халиль Джибран)

 

Основная же масса людей придерживается совсем иного мнения. Они искренне полагают, что ребенок «еще не человек», а только готовится им стать, и без их помощи, без наставников, умудренных жизненным опытом, у него ничего не выйдет. Их святая обязанность из полуфабрикатов, именуемых детьми, слепить правильных взрослых. Как из воска. Если же материал окажется слишком упругим, что ж, значит, лепить из него не получится и придется закручивать гайки... Ибо, по мнению большинства взрослых, ребенок не может ни отвечать за себя, ни быть самостоятельным. Ну, а таких мелочей, как то, что среди воспитанников встречаются люди, превосходящие воспитателей и по уму, и по способностям, и по душевным качествам, воспитатели не замечают. Тем более что к подростковому возрасту им вполне удается все это нивелировать до «общего среднего» уровня. В этой массовой системе сохраняют себя лишь немногие личности, и с каждым поколением их становится все меньше и меньше...

 

Первое бесспорное право ребенка есть право высказывать свои мысли, активно участвовать в наших рассуждениях и выводах о нем. Когда мы дорастем до его уважения и доверия, когда он поверит нам и скажет, в каких правах он нуждается, - меньше станет и загадок, и ошибок (Януш Корчак)

 

Что же делать? Как уберечь детей от системы, заливающей их потоками отрицательной энергии с самого раннего возраста, если все мы живем в обществе, эту систему породившем?..

 

От некоторых вещей следует защищать и даже прятать. Кое-что (прежде всего то место, где ребенка будут «воспитывать») надо уметь правильно выбирать. А главное - научить ребенка защищаться от минуса и притягивать плюс.

 

Мне бы не хотелось, чтобы у вас создалось впечатление, будто речь тут идет о чем-то, так сказать, отвлеченно-философском. Поэтому скажу следующее.

 

Китайская цивилизация не только самая древняя из «оставшихся в живых». Единственный народ человеческой истории, сохранивший государственность, культуру и самоидентификацию в течение шести тысяч лет, - это китайцы, а ведь изначально они были конгломератом более чем двухсот очень разных народов (еще и сейчас в Китае северянин и южанин практически не могут общаться устно каждый на своем родном языке - только с помощью иероглифов). Китайская цивилизация еще и самая урожайная на интеллектуальные достижения. Это относится и к медицине, и к технике, и к военному делу, включая воинские искусства, и к точным наукам, и к психофизиологии...

 

Историкам известны и так называемые «Сто Школ» китайской философии. Но! Лишь две философские школы сумели выжить, пройдя испытание таким, мягко говоря, немалым временем, как два с половиной тысячелетия. Принцип отбора у китайцев, как и вообще на всем Востоке, очень прост: там никто не испытывает никакого уважения к красивым теориям, не подкрепленным реальной практической пользой. Именно поэтому в Китае не закреплялись никакие философские идеи, неприменимые в повседневной жизни. (Боюсь, сказать то же самое о современной западной философии никак нельзя. Как справедливо заметил Генри Дэвид Торо, у нас есть профессора философии, но нет философов.)

 

Две китайские философские, а точнее, мировоззренческие школы, которые живы по сей день, - это конфуцианство и даосизм. Первая из них ориентирована прежде всего на социально-государственное устройство и представляет собой, по сути, свод правил общественной жизни. Даосизм же - философия Пути и Силы - напротив, обращен не к социуму, а к человеку и его взаимоотношениям с миром.

 

Я рассказываю все это не просто так, но чтобы вы знали (если до сих пор еще не почувствовали): в этой статье нет и не будет ни слова в отвлеченно - теоретическом духе. Всё только для пользы дела. Даже если кое-что вам и кажется пока именно теорией. Терпение!

 

Надо ли говорить, что отношение даосов к детям и детству совершенно противоположно отношению «наставников» в цивилизованном западном мире. Напомню: иероглиф «цзы» имел два значения: и «мудрец», и «ребенок», то есть Лао-цзы, имя автора «Дао дэ цзин», может быть прочитано не только как «Мудрый Старец», но и как «Старый Ребенок». Именно в маленьком ребенке даосские мудрецы видели идеальный образец естественности, гибкости мышления и правильного отношения к окружающему миру. В традиции есть множество притч, рассказывающих, как мудрец или император учится истинному видению мира у ребенка.

 

А впрочем, что ж, не только в Поднебесной можно встретить даосского мудреца... Если позволите, я напомню вам несколько важных мыслей из великой книги Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

 

Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать... Уж такой народ эти взрослые. Не стоит на них сердиться. Дети должны быть очень снисходительны к взрослым.

 

Но мы, те, кто понимает, что такое жизнь, мы, конечно, смеемся над номерами и цифрами!..

 

Мой друг никогда мне ничего не объяснял. Может быть, он думал, что я такой же, как он. Но я, к сожалению, не умею увидеть барашка сквозь стенки ящика. Может быть, я немного похож на взрослых. Наверно, я старею.

 

И конечно, не только даосы умели ценить детство...

 

Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное... Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Матф. 19:14; 18:13).

 

Однако результатом «прогресса» в западном обществе явилось то, что счастливое беззаботное детство не просто искусственно урезано, оно вообще находится под угрозой уничтожения. Детство стало коротким, оно очень рано сменяется затянувшимся многолетним переходным возрастом, который тем более не приносит человеку счастья, ибо сформировать естественное отношение к себе и к миру ему некогда, да и кто ему позволит это сделать?..

 

Все чаще и все громче звучат с самых разных трибун сетования «профессионалов», утверждающих, что потоки информации, захлестывающие человека с самого раннего возраста, неизмеримо выросли за последние десятилетия. И это чистая правда. Вопрос в том, как и почему это произошло и, главное, каковы пути решения проблемы. Казалось, бы, подход напрашивается сам собой, однако мудрые наставники в большинстве цивилизованных стран Запада, вместо того чтобы попытаться хотя бы отчасти вернуть детству его беззаботную чистоту и свободу, уверенно и твердо идут по пути еще большего увеличения объема информации («номеров и цифр», как сказал бы Летчик, автор «Маленького принца»), не пытаясь изменить ее суть и содержание.

 

А ведь информация - точно так же, как и энергия, - бывает и вредной по сути, и избыточной по объему. Регулированием только ее количества тут ничего не добьешься.

 

Отнес глупость мастеру: «Нельзя ли переделать на мудрость?» - мастер ответил: «Еще и останется» (Ежи Лец).

                                                                                                                                                         

Рассматривая детство не как жизнь, а как попусту растраченное время, которое можно было бы с пользой употребить на обучение «будущего человека» важным (по их мнению) вещам, наставники ищут и ищут пути к увеличению КПД ребенка в качестве обучаемого объекта. И вот вам снежный ком: чем больше с детьми и у детей возникает проблем, вызванных огромным информационным и психологическим давлением со стороны взрослого мира, тем больше оснований находят наставники для того, чтобы начать «воспитание и обучение» с еще более раннего возраста и в еще большем объеме. А ведь ребенок-то хотел бы познавать этот мир, играя...

 

Дети, играющие в жизнь, понимают ее истинную суть и взаимосвязи более ясно, чем взрослые, не способные прожить ев достойно, но полагающие себя умудренными своим опытом, то есть неудачами (Генри Дэвид Торо)

 

Детство как категория в современном западном обществе тает на глазах. И дело вовсе не в чисто физиологической акселерации. Сегодня уже доказано, что одна из важнейших причин ее появления - стрессы: и у самих детей, и у их родителей, в том числе до рождения ребенка. А воспитатели (прежде всего родители!) делают из этого вывод, что нужно еще более затянуть гайки: ни минуты свободного времени, как можно больше обязанностей, как можно раньше завалить проблемами взрослого мира - и тогда «они» станут крепче. Проще говоря - будут лучше соответствовать «пути дубины»... Ничто, однако, не ново под луной. Вот как описал нечто удивительно похожее Чжуан-цзы.

 

Древний император Шань поощрял соперничество в умах людей. Дети появлялись на свет через положенное количество месяцев после зачатия, но через пять месяцев после этого их начинали учить говорить. Скоро они называли других по их титулам и личным именам. Тогда люди начали умирать, будучи еще совсем молодыми.

 

Нужно ли это комментировать?.. На Востоке традиционно понимали и чаще всего понимают сейчас, что помочь маленькому человеку стать более умным, самостоятельным и ответственным - это одно, а попытаться вылепить из него нечто потребное обществу (а на самом деле - свой образ и подобие), - совсем другое. Или уж это человек, личность - и тогда из него вряд ли что-то можно «вылепить», или - раб. А общество, состоящее из похожих друг на друга рабов...

 

Волчица говорит своим волчатам: «Кусайте, как я», и этого достаточно, и зайчиха учит зайчат: «Удирайте, как я», и этого тоже достаточно, но человек-то учит детеныша: «Думай, как я», а это уже - преступление (Арк. и Б. Стругацкие).

 

Все большее расхождение в принципах воспитания привело к тому, что на сегодня интеллектуальный уровень, нервная система и способности к учебе детей из Китая, Японии и Малой Азии - самые высокие в мире, в то время как дети Запада опускаются все ниже в этой табели о рангах. Что же касается наших детей... Мы так долго и так громко хвалили наше образование (и справедливо хвалили), что не заметили, как оно перестало быть лучшим и даже попросту хорошим. Превосходя по уму и способностям детей США, в среднем наши школьники уже очень сильно отстают от детей Азии. Если дело так дальше пойдет, большинство нынешних детей «цивилизованного мира» будут годны разве что на роль обслуживающего персонала в обществе, где у руля встанут интеллектуалы из Японии, Китая и других стран, в которых так же бережно и уважительно относятся ко всему естественному вообще и к детству в частности.

 

В области инстинктов ему недостает только одного, да и тот есть, только нечеток, как туманность эротических предчувствий. В области эмоций и чувств он пре- восходит нас, потому что не знает тормозов. В области интеллекта по меньшей мере равен нам. У него есть все. Ему только не хватает опыта (Януш Корчак)

 

Идеальным примером понимания ценности развития естественных способностей в раннем детстве может служить политика властей Сингапура. Два десятилетия назад руководители этой миниатюрной страны провозгласили, что абсолютным ее приоритетом будет воспитание интеллектуальной элиты. Кроме чисто экономических путей (в частности, поощрения матерей с высоким уровнем развития интеллекта к высокой рождаемости) в Сингапуре использовали и передовые достижения современной психологии.

 

Наука уже показала бесплодность попыток «сформировать одаренность» методами насильственного обучения едва ли не грудных детей письму, музыке или рисованию. Напротив, доказанной считается полезность стимулирования природных задатков ребенка с помощью создания для него в раннем детстве идеальных условий, позволяющих этим способностям самостоятельно развиться. Например, ребенок, который еще в утробе матери слушал хорошую музыку в идеальном исполнении, оказывается заметно более одаренным, чем другие дети, причем одаренным во всех отношениях, а не только в музыкальном. Впрочем, эту методику подготовки талантов однажды в истории уже использовали педагоги-интуитивисты - и весьма успешно. Думаю, вы догадались, где и когда. Именно так: две с небольшим тысячи лет назад, в древнем Китае. И именно в Китае возраст человека уже тогда отсчитывался не со дня рождения, а со дня зачатия.

 

Осталось упомянуть еще один факт: сегодня первое место в мире по уровню интеллекта держат юные жители Сингапура.

 

Младенец, родившись, способен овладеть речью и без великого учителя, ибо живет вместе с говорящими.

 

Однако - о наставниках.

 

В этом мире есть еще одна большая их группа - наставники церковные...

 

Как я уже говорил, пророки древности, как бы сильно ни различались внешне их учения, призывали к вещам очень схожим. Этика, которую проповедовал Иисус из Назарета, по своей сути близка и этике Будды и к тому, о чем говорит Мудрый Старец в «Дао дэ цзин». И если бы за два тысячелетия, прошедших со времени появления учения Иисуса, оно не было многократно и разнообразно «углублено и расширено» всевозможными толкователями (каждый из которых, как водится, объявлял себя единственным на Земле носителем истинной веры), возможно, под словом «христианство» люди понимали бы нечто совершенно иное, чем многие и многие понимают сегодня.

 

Самое страшное извращение слов Учителя - это внедренное в умы людей представление о нашем мире как о сплошном скоплении зла и порока, и логическое следствие такого представления - призыв избегать путей этого мира. Но ведь и сам Иисус, и его последователи жили в реальном мире, среди людей, жили, следуя дорогам сердца своего, ни один из них не шел против законов Пути сам и не призывал ни к чему подобному других. Более того, Иисус, приводя ученикам в пример и птиц небесных, и лилии, и, наконец, детей, предлагал следовать их примеру, то есть быть счастливым «здесь и сейчас», не обременяя себя заботами о «там и потом».

 

Средоточием зла и порока учение Иисуса объявляло вовсе не сам земной мир, но лишь извратившие его естественную чистоту человеческие стереотипы поведения и мышления. Ибо если люди забыли этические заповеди, оставленные им предками, и пошли по пути зла, из этого вовсе не следует, будто мир вокруг - сплошное скопление греховности. Ни поклонение золотому тельцу, ни стремление завладеть чужим добром, ни убийство себе подобных никоим образом не диктуются человеку миром или самой природой человеческой, напротив, все это путь против естественного. Другое дело, что всегда находились те, кто объявлял подобное поведение присущим человеку от природы - вплоть до того, что дьявол человеку ближе, чем Бог. Но мало ли какие оправдания собственной слабости, глупости или лени может найти человек...

 

Стоит лишь поверить, будто в земном мире, среди людей для истинного мудреца нет пути к счастью (а в крайних проявлениях лжехристианства - поверить в то, что счастье и само по себе грех, а счастливым быть стыдно), как вы окажетесь перед поистине шизофреническим выбором: или удалиться от этого мира, или же, напротив, вступить на путь непримиримой борьбы, иначе говоря, на «путь дубины».

 

Учение, принесенное человечеству тем, кто бесконечно любил людей и как никто иной был способен на сострадание, люди канона превратили в жесткий свод законов, требующих отречения от всего естественного. Более того, следуя их логике, нужно признать, что быть счастливым, быть радостным, быть, наконец, успешным в земной жизни человек может, только совершая зло. Но разве это - правда?! Разве Золотое Правило Этики, требующее поступать с ближними так, как мы хотели бы, чтобы поступали с нами, против природы человека? Конечно же нет! Счастье вполне возможно и здесь, на Земле, при этом оно вовсе не требует нарушения этических норм, будь то нормы христианства, ислама, буддизма или иудаизма. Просто сильным мира сего куда выгоднее иметь дело со смирившимися рабами, которые не стремятся ни к счастью, ни к радости жизни, ни к благоденствию на земле, чем с людьми свободными и естественными в выборе своего пути.

 

Так или иначе, но сегодня есть огромная группа людей, которые отрицают все пути этого мира. И выбор их - или уход от всякой деятельности вообще, или борьба со всем, что может сделать человека счастливым.

 

Не много ли ты хочешь, бедный раб,

Всеобщего признанья ожидая,

Лишь потому, что в хижине убогой

Ленивое смирение взрастил

На солнце, точно овощ огородный;

Лишь потому, что собственной рукой

Ты истребил в душе живые страсти -

Те стебли, где все лучшее цветет;

Что в человеке ты сковал порывы

И плоть живую в камень обратил.

Такую добродетель мы отвергли.

Унылых постников не надо нам.

Или тупиц бесчувственных, бездушных.

Не знающих ни радости, ни скорби.

Терпенье мы не станем возносить

Над красотой деянья. Жалкая заслуга,

Лишь для рабов пригодная! Мы ж славим

Ту добродетель, что не знает меры.

Да здравствует безудержная смелость,

Могучий разум и великодушье,

И щедрость безграничная, и доблесть,

Которой древние названия не дали,

Но образцы оставили - Геракл,

Тезей и Ахиллес. Ступай в свою лачугу!

А если видишь новый, светлый путь,

Их благородного примера не забудь.

Т. Кэрью

 

А ведь есть еще и другие «духовные наставники». В эпоху рождения «буржуазных ценностей» позиция рабского смирения и ухода от реальности оказалась слишком непродуктивной, так сказать, в экономическом плане. Что породило качественно новое извращение в толковании учения Иисуса из Назарета, поразительное по своей нелепости.

 

«Новая этика» промышленного века, проповедуемая этими «христианами», по сути своей исходит из того, что счастье... продается, и продается оно - за деньги!

 

Можно ли представить себе кого-либо из древних Учителей, кто объявил бы целью истинного мудреца максимальное обогащение?.. Говоря словами Генри Дэвида Торо, новые «толкователи» в лучшем случае понимают христианство лишь как улучшенное землеустройство.

 

Последователи этого «учения» изо всех сил стремятся едва ли не любой ценой «догнать и схватить» как можно большее количество вполне материальных ценностей, ибо, по их мнению, богатство и душевное благополучие в сущности одно и то же. Куда уж там Нагорной проповеди...



Еще материал по данной теме


Классические гадальные руны

В комплекте к набору вы найдёте полное толкование рун, а также различные способы раскладов этих уникальных знаков. 

← все статьи