Как устроено наше сознание?




Как устроено наше сознание?

 

То, что внутри нас - наше сознание, мы понимаем много хуже того, что вне нас. Хотя Зигмунд Фрейд и Карл Густав Юнг совершили гигантский прорыв в эту сферу, изучение структур и возможностей нашего сознания все еще впереди. Не говоря о сакральных или мистических способностях человеческого сознания, большинство из нас еще не усвоило самых элементарных вещей. Скажем, многие не осознают простейших фактов, открытых еще Зигмундом Фрейдом: то, что мы ненавидим в других, это вытеснение того, чего мы не хотим признать в себе.

 

Величайшая заслуга Зигмунда Фрейда состоит в том, что, не будучи первооткрывателем «подводного» мира психики, он глубоко проник в бессознательное и продемонстрировал его огромную роль в жизни каждого человека. Со времени зарождения психоанализа картография психики существенно расширилась - как если бы мы перешли от времен Птолемея к временам Галилея и Ньютона, но Эйнштейны и Боры человеческой психологии все еще впереди. Употребленное мною слово «картография» может показаться не вполне удачным, ибо, как мы увидим, наша психика многомерна и релятивна - ее пространство и время «устроены» сложным и до конца не проясненым образом, - но я оправдываю употребление этого слова: как бы глубоко мы ни проникли в структуру нашей души, то, что дано нам узреть, все равно окажется только «картой» подобно тому, как любое наше знание - только «карта местности», а не сама эта «местность».

 

Да, карты местности не могут заменить местность, но ведь вся наша культура состоит только из такого рода «карт», если чем и удивляющих, то тем, что карты, составленные задолго до эпохи «великих географических открытий», все эти открытия уже содержали! Кстати, божественные заветы и моральные заповеди, даваемые патриархам в виде снизошедшего на них Духа, обратившие неандертальца в человека, во все времена и у всех пророков практически не отличались!

 

Скажем, одна из первых моделей человеческого сознания, известная как лестница Иакова, привидевшаяся патриарху в Вефиле и уходящая в небо с Элохимом на вершине, - это иудейский вариант видения египетского Гермеса Трисмегиста, трансформированного в герметическое учение о восхождении и нисхождении души.

 

Психология и мистика оперируют с большим количеством «карт» человеческого сознания, отвечающих своему времени и языку. Индусы говорили о разных, отличающихся «тонкостью» духовных телах; Юнг сравнивал разум с островом в океане: возвышающаяся над водой суша суть персональное сознание, подводная часть - индивидуальное бессознательное, еще глубже - расовое и национальное бессознательное, у самого дна - коллективное общечеловеческое бессознательное, содержащее психическое наследие всех народов, само дно - связующее сознание человека со всем живым и неживым миром. Нынешние ученые уподобляют сознание спектру излучения: в видимой части спектра сознания чувственные способности и рациональный разум, «ниже» и «выше» - инстинкты, сверхчувственная сенсорика, бес- и сверхсознательные способности.

 

Упреждая К. Г. Юнга, У. Б. Йитс пришел к заключению, что наряду с индивидуальной существует родовая память, действующая через символы. Она может быть активирована лишь после «приведения в покой беспокойного сознания», то есть достижения той внутренней тишины, о которой всегда говорили мистики в связи с просветлением.

 

Идя дальше в разработке своей гипотезы, У. Б. Йитс высказал предположение, что Великое Сознание и Великую Память можно пробудить с помощью «магических лекарств», которыми издавна пользовались мисты и маги, причем механизм действия этих «лекарств» - пробуждение символов, отвечающих «видению», интуиции, моменту сознания. В состоянии интенсивной восприимчивости, заключает Йитс, человек чувствует себя как паук в центре паутины, воспринимающий вибрации всех частей Вселенной. Иными словами, существует чувство тайных законов, «правил игры», которые не есть законы случая или природы, - исключительно внутренние законы устройства сознания, точнее - Великого Сознания и Великой Памяти.

 

Разные люди отличаются потому, что освоили разные части собственного сознания. Одни, таких большинство, довольствуются «низинами», другие пребывают ближе к середине лестницы, третьи... Величайшие откровения мистиков, шедевры художников и поэтов, интуиции ученых своим происхождением обязаны «доступу» к божественным знакам и символам - к «смыслам», лежащим за пределами видимой реальности, к сокровенным космическим каналам связи, сокрытым ото всех остальных плотной пеленой майи, вплоть до тех слоев сознания, где человек способен «соединиться» с Космическим Разумом, Миром, Богом.

 

Высшее удовольствие, которое может быть дано человеку, - не трепет первопроходца, не приоритет первооткрывателя, но выход за пределы окружающей реальности, взгляд на собственное существование с точки зрения вечности, освоение скрытых измерений бытия и сознания. Самое феерическое путешествие, которое способен совершить человек, связано не с дальними экзотическими странами, но с освоением мистических возможностей собственного сознания. Подобно таинству превращения несмышленыша в человека разумного, существует гораздо более загадочная трансформация человека разумного в Божественного Наблюдателя, в махатму Шамбалы, в бодхисаттву и аватару, сознательно отказавшихся от нирваны, дабы хранить память веков и направлять слепцов.

Разработанная ныне «картография» сознания напоминает мне карты колумбовой эпохи: контуры берегов, очерчивающие огромные terra incognita: рассудок, надличностная зона, охватывающая все виды наследственной, расовой, психогенетической памяти, кармические переживания, архетипические эйдосы, околородовая память, глубинная зона, посредством которой человек «подсоединяется» к Космическому Сознанию.

 

В восточных мистиках обычно фигурируют супраментальный (глобальный) и субментальный планы сознания, центры или чакры сознания (сверхсознательное, разум, витальное, физическое), рассматриваемые как пути, по которым восходящая сила, кундалини, поднимается от низших центров к высшим. Индийское учение о чакрах можно рассматривать как важный прорыв к пониманию структуры сознания, о чем свидетельствуют все еще поражающие европейцев йогические феномены. К чести самих индусов, они давно поняли, что все эти построения - лишь какое-то пузырение на поверхности.

 

Наивно полагать, что тот уровень реальности, который в состоянии воспринимать наше замутненное рационализмом сознание, является единственным, и что в мире существует лишь видимое нашими глазами.

 

Современная космология предоставляет нам разные модели «множественных вселенных», можно сказать - разных уровней реальности. Подобно этому, можно, рассматривая Сверхвселенную как Космическую Игру абсолютного духа, говорить о разных уровнях сознания, отвечающих внутренним мирам человека и его способностям мыслить, грезить, фантазировать, медитировать, выходить за пределы обыденной жизни, видеть божественный свет, соединяться с Богом.

 

Если человек действительно Наблюдатель, то качество Наблюдения всецело определяется способностью сознания проникать в иные миры, порождать паттерны сверхсознательного в моменты духовных обострений, или «Великого Освобождения», как они именуются в одноименной тибетской книге.

 

Поразительным фактом научного знания стал практический отказ большинства ученых от исследования необычных состояний человеческого сознания, именуемых духовными обострениями или холотропными состояниями. Забота о престиже, боязнь утраты репутации оказываются приоритетнее простого любопытства, которым всегда кичились «поборники разума». Высокомерие и чванство, отказ от исследований в самой ошеломляющей области - психике человека - не просто задержали парадигмальные открытия в области наук о человеке, но отбросили современную антропологию на уровень первобытности, еще не достигшей стадии шаманизма. Ведь племенной шаман средней руки гораздо лучше владеет эмерджентными свойствами нейрофизиологической структуры (специально перехожу на язык науки), чем высококвалифицированный дипломированный психолог, оперирующий ограниченными категориями абстрактного мышления. Да и как можно постичь глубинную реальность, в которой человеческое сливается с божественным, пользуясь азами арифметики человеческого ума?

 

Сегодня мы знаем, что в мозгу единичного человека больше связей, чем атомов во Вселенной, и что он потенциально способен обрабатывать более ста миллионов сигналов в секунду. Но эти умопомрачительные способности homo sapiens собственноручно принес в жертву молоху счета, отказавшись от 99 % потенциала собственных биокомпьютерных мозгов. Человек, ликующий при виде фотографий обратной стороны Луны, абсолютно безразличен к потенциям, заложенным в его собственных мозгах. Притом, что сознание - ключ к нашей жизни, разве не обескураживает тот исторический факт, что обладание сверхмощным оружием и политическая борьба за фантомы для землян важнее фокусировки на едином поле мирового сознания, в существование которого верил великий мистик Пьер Тейяр де Шарден?

 

Я не случайно заговорил о компьютерном подходе к структуре нашего сознания, ибо наши знания о работе сознания многим обязаны прогрессу в развитии компьютерной техники и программного обеспечения. Естественно, божественный компьютер наших мозгов многократно превосходит и всегда будет превосходить возможности вычислительных «консервных банок» и software, но я давно понял, что новые, возникающие в процессе эволюции уровни сознания можно поставить в соответствие с быстро прогрессирующими поколениями вычислительных машин и компьютерных программ. Речь идет не об уподоблении сознания машине, а о легко доступном для восприятия образе «карты» - не более.

 

Но такое уподобление означает, что каждый человек может получить от опыта расширения сознания лишь то, что сам в него вносит и что готов получить. Подобным образом, плодотворность любой гипотезы о структуре сознания всецело определяется тем, что она вносит в нее и что готов получить ее автор.

 

Подобно тому, как человеческий глаз воспринимает долю процента спектра излучения, дискурсивное мышление человека - незначительная часть потенциала нашего сознания. Мистика, религия, магия, художественное творчество возникли в результате осознания человеком недостаточности ментальных реакций на элементарные раздражители и освоения более широких, чем элементарные мыслительные операции, возможностей собственного мозга. Учитель Карлоса Кастанеды дон Хуан Матус не без оснований утверждал, что расширенное сознание способно приобрести воистину космические масштабы и должно позволить человеку взлетать на крыльях духовного восприятия. Когда человек начинает понимать, как много он осознал, все вещи перестают быть чудом и становятся подлинной многомерной реальностью.

 

Сегодня можно говорить о многоуровневой или многомерной структуре сознания. Существует много уровней реальности и отвечающих им «входов» в структуре нашего сознания. Скажем, входы в высшие, трансцендентные миры должны открываться высшим состояниям или уровням духа, принадлежащим уже не столько человечности, сколько космичности и вечности. Эти высшие состояния уже не могут быть описаны привычными формулами и обыденным языком, выходя за пределы сегодняшних миропонимания и семантики. Здесь необходимы парадигмальные сдвиги, направленные на «включение» грядущего в настоящее.

 

Я бы ввел еще одно - священное - измерение реальности, пронизанность ее духовностью, связывающей разные измерения бытия в единое целое. Ведь когда мы говорим «материя и сознание», мы рвем связи. Грядущее мировоззрение придет к пониманию неотрывности, связанности не только пространства и времени или времени и вечности, но материи и духа, и именно такой синтез позволит «включить» сверхъестественное в реальное, соединить мистику и науку, Творца и тварь.

 

Человеческая духовность не побочный продукт нейрофизиологических процессов в мозгу, но огромный мир, включающий в себя всю внутреннюю жизнь homo sapiens - от повседневных переживаний до выхода души из тела, полного развоплощения сознания и его единения с Космическим. «Пиковые», мистические состояния психики - высшие состояния духа, ведущие к самоактуализации и самореализации личности. Они не аномальны, а лежат выше нормы и определяют метаценности духовного измерения человека, ориентированного на Бога.

 

Человеческая психика безгранична, потому что «Бог в нас»: каждый является частью бесконечного поля сознания и в той или иной мере способен охватить всё сущее, все слои бытия, все планы реальности, всё пространство-время, не только прошлое и настоящее, но и будущее. Для психики нет ограничений - только шоры, возведенные ею самою крепостные стены, «охраняющие» каждого из нас от невероятной мощи Божественного или Космического Сознания. Тайна ума состоит в том, что сознание и опыт гораздо шире индивидуальных возможностей - самую важную информацию мы черпаем из актуальной бесконечности, из самой Божественности, столь же необходимой для духа, как Солнце для существования тела.

 

Хотя нет сомнений в том, что индивидуальное сознание в обыденных ситуациях - продукт коры больших полушарий, в сознании каждого человека много больше того, что заложено в его персональных чувствах и рассудке: мы знаем гораздо больше того, о чем думаем. Мистическое провидение - способность человеческого сознания проникать в саму Душу Мира, где всё записано. У человеческого мозга огромные возможности, но лишь подключаясь к Космическому Сознанию или, что эквивалентно, к Богу в нас, мы выходим за пределы индивидуального опыта и становимся визионерами, провозвестниками или вероцелителями. Человек использует разум для понимания составных частей Вселенной, но охватить ее всю в единстве и целостности удается лишь в указанных «пиковых» состояниях сознания. Уровни сознания действительно подобны лестнице Иакова: ближе к небу - больше Бога.

 

Самое грандиозное заблуждение ученых заключается в вере в то, что духовность возникает исключительно в результате материальных процессов в нашем мозгу как некая последовательность физико-химических процессов. Это еще менее вероятно, чем сборка компьютера в результате порыва ветра, пронесшегося над складом микросхем. Информационные процессы невозможно свести исключительно к механическим и физико-химическим в коре больших полушарий: чтобы глубоко проникнуть в мир, субъект и объект должны стать единым целым; познание - всегда прорыв за пределы, способность слиться с Миром, пожертвовав частью персонального «я».

 

Сознание - пирамида, восходя по ступеням которой мы движемся к Богу. Глубина этой метафоры заключается в том, что к вершине поднимаются одиночки, тогда как большинство зрителей находится на уровне основания. Имеет смысл пририсовать к вершине пирамиды символический глаз, обозревающий оттуда всё хозяйство бытия.

 

Модель сознания-пирамиды, вершиной упирающейся в небеса, имеет много символических значений: на верхних уровнях сознания, реализующихся в процессе откровений или инсайтов, возможен прорыв к Высшей Сущности. Значит пирамида реальна - ее вершина является стартовой площадкой, с которой всех нас рано или поздно «запустят в небеса».

 

Зону сознания, связывающую человека с иными мирами - Богом, Космическим Разумом, иногда называют холотропной, буквально - «обращенной к цельности», возвращающей к изначально единому, к полноте бытия. Чувства, возникающие в этой зоне, выходят за пределы повседневного опыта и простираются от состояния неземного блаженства, «покоя, превосходящего всякое понимание», до смертельного страха, паскалевской «бездны». Индусы именуют такое состояние «концом интеллекта» или «безмолвием разума». Именно в холотропных состояниях сознания (см. далее) возможны «прорывы» в иные миры, именуемые инсайтами, прозрениями, преображениями, обращениями...

 

Мистические феномены проскопии, ясновидения, провидения - это способы обозревать пространство-время с вершины пирамиды нашего сознания.

 

Пирамида - удобный, но не исчерпывающий образ сознания. На самом деле наша психика принадлежит двум мирам: один слой - индивидуальной мозговой деятельности, другой - транс- персональной, космической психике. Астральный уровень нашего сознания включает в себя такие переживания, как выход души из тела, астральные путешествия, самадхи, творческие епифании, пробуждение, видения Божественного Света, слияние с Космическим Сознанием или с Метакосмической Пустотой...

 

На самом деле сознание - многомерное, многоуровневое образование без каких либо перегородок и границ. Его, так сказать, структурированность каким-то образом соотносится с разными уровнями реальности. Скажем, если мой рассудок оперирует с пространством, временем, количеством, числом, микро- и макромиром, то мистическое сознание - с трансперсональными реальностями и иными мирами. Сама мистика - это «включение» в бытие верхних уровней реальности или расширение сознания до «схватывания» этих сокровенных измерений, переживаемых медитирующим человеком. Мистический опыт - открытие в моем сознании своеобразного канала в бесконечность «абсолютного мира» или «абсолютного духа». Сознание - своеобразная психонавтика, или же некий инструмент Вселенной, изобретенный для полной «визуализации» Бытия. Поэтому эволюция сознания суть образование его новых слоев для углубления познания, проникновения Наблюдателя в разные слои бытия. Нам известны многочисленные эволюционные трансформации разных форм материи, но гораздо меньше нас интересуют трансформации главной среды нашего обитания - нашего сознания.

 

А ведь мы живем не столько в мире вещей, сколько в мире духа. Наши отношения с внешним миром - это всегда столкновение разных сознаний или разных уровней сознания. Мир, создаваемый нами, это тоже «материализация» нашего сознания и наших фантазий о мире. К тому же надо отдавать себе отчет в том, что мир нашего сознания гораздо сложнее окружающего нас мира - изо всей совокупности грандиозных материальных процессов, идущих во Вселенной, еще никогда не «выскочила» самая плохонькая мысль - я уж не говорю о духовных взлетах. Наш мозг, может быть, единственная энтропийная система, способная порождать безэнтропийное явление - сознание. Я бы назвал разительное несоответствие термодинамических свойств мозга и его безэнтропийной продукции термодинамическим парадоксом сознания.

 

Еще одно труднообъяснимое свойство сознания состоит в способности идеального воздействовать на материальное - я имею в виду выполнение телом команд нашего мозга. Налицо двойной парадокс: материальное порождает идеальное, идеальное управляет материальным.

Мне представляется, что сознание, одухотворяющее природу, само возникло в процессе ее эволюции и в результате божественного структурирования: раскрытие глубинных потенций сознания одновременно является все более глубоким проникновением в сокровенные глубины бытия. Ранее я писал об антропном принципе и Наблюдателе - теперь можно сказать о единстве и неотрывности Наблюдателя и наблюдаемого - в модернистской физике этому отвечают идеи квантовой механики и будстрэпа - пришнуровывания наших мыслей к тому, о чем мы мыслим.

 

Итак, я вплотную подошел к проблеме, как все- таки «устроено» наше сознание? Последнее замечание перед ответом. Когда мы говорим о структурах сознания, надлежит понимать, что развитость его уровней и программ определяет полноту человеческого бытия, открытость взглядов на мир и, в конечном счете, счастье человека. В архиве культуры дзен-буддизма есть поучительная притча. Юноша обращается к Мастеру с вопросом, как ему обрести душевный покой?

 

- Как тебе может чего-то не хватать, когда ты обладаешь величайшим в мире сокровищем? - в вопросительной форме ответил гуру.

- Что же это за величайшее в мире сокровище? - недоуменно спросил челу.

- Место, откуда приходит этот вопрос, является величайшим в мире сокровищем, - ответил роси с несвойственной для учителей дзен ясностью.

 

Многоуровневая структура сознания, о которой я буду говорить, не мое изобретение - к нему ведет вся человеческая культура от буддистских текстов Патанджали до достижений современной трансперсональной и квантовой психологии, от «Пути» Свами Крийананды до идей Георгия Ивановича Гурджиева, от «снов в словах» и «новых окон в существовании» Р. Ошо и «тат твам аси» Упанишад к великолепным научным построениям К. Уилбера, Т. Лири, Р. А. Уилсона, Ч. Тарта, других трансперсональных психологов.

 

Можно полагать, что каждому уровню сознания отвечает определенная мозговая структура с соответствующей программой обработки и декодирования информационной энергии. Видимо, имеется столько разных уровней сознания (и отвечающих им структур и программ), сколько уровней реальности, которым они отвечают. Поэтому эволюция сознания является одновременно эволюцией познания: в новые реальности окружающего нас мира нам позволяют входить вновь образованные структуры и программы нашего сознания.

 

Но что такое новые реальности, разве реальность не то единственное что нас окружает? Большинство живущих уверено, что единственная реальность - то, что должно быть. Но разве у меньшинства не может быть своего «туннеля реальности»? Разве не является первейшим признаком тоталитарности сознания попытка выдать свое видение реальности за всю реальность или за единственную реальность? Надо отдавать себе отчет в следующем: то, что мы воспринимаем, зависит от того, что мы считаем возможным. С этим связано главное ограничение нашего туннеля реальности и различие восприятий разных людей. Скажем, ученый, убежденный в том, что мистические феномены невозможны, автоматически закрывает себя для них. Правоверный ортодокс, убежденный в «абсолютной истинности» собственной веры, отрезает себя от всего многообразия мира. Каждый мозг конструирует свой индивидуальный духовный мир, который, естественно, зависит от развитости его самого.

 

Если хотите, «реальность» - только сырье, из которого мы строим свои представления о бытии, сокровенные основы которого уходят в Ничто. Наглядной иллюстрацией существования разных уровней реальности является взгляд на мир с помощью научных инструментов: одну реальность мы видим в микроскоп, другую - в телескоп, третью - невооруженным глазом, четвертую - глазом, обращенным внутрь себя. Повседневная жизнь - одна реальность, творчество - другая, мистические и религиозные переживания - третья. Имея дело с определенной реальностью, человек - помимо своего сознания - часто принимает ее за единственную, считая иные проявлением галлюцинации, психоза, фантазии, мистического завихрения. Это - глубочайшее заблуждение, вызванное тем, что конформисту свойственно «застревать» на доступном ему примитивном уровне реальности.

 

Помимо того, что каждый человек - особая и неповторимая реальность, «встроенная» в Божественное единство, у каждого реальность может «смещаться» во время «путешествия» по разным уровням собственного сознания - это вызывает недоумение и страх, даже опасение за здоровье психики. Большинству людей вообще неприятно слышать о существовании иных реальностей - они по горло сыты одной. Реальность потрясает СВОИМИ полнотой и богатством, тогда как конформисту трудно признаться в убогости собственного духовного мира по сравнению с яркими и красочными мирами духовидцев. Видимо, по этой причине окружающие недолюбливают харизматических гениев, творящих на недоступных массе уровнях реальности.

 

Структура сознания является плодом его эволюции: совершенствование мозга суть процесс возникновения новых мозговых «уровней», систем, программ, соответствующих постоянно возрастающим способностям сознания и ориентированных на «воссоединение» индивидуального разума с Божественным.

 

Выделение тех или иных уровней сознания из его континуума носит чисто условный характер и в высшей степени схематично. Тем не менее, условно можно говорить о нескольких контурах или пластах сознания, возникших в разное время сообразно решаемым жизнью задачам.

 

Скажем, контур или уровень биовыживания возник и «включился» в мозгах беспозвоночных около двух миллиардов лет тому назад; он же первым начинает действовать у новорожденных младенцев, активируясь материнским питанием и заботой. Активация этого контура сознания связана с базисной установкой «доверие-подозрение» и как бы делит внешнюю реальность на питательно-полезные вещи, к которым необходимо стремиться, и на вредно-опасные, которых следует избегать. Это что-то вроде рептильного мозга, двигательного центра, орального уровня, как именовал его Зигмунд Фрейд.

 

Следующий «слой» сознания, возникший около 500 миллионов лет тому назад, связан с появлением первых позвоночных и началом их борьбы за территорию. Это более совершенный уровень мозгового биокомпьютера, активирующийся у ребенка интенсификацией движения - переходом от ползания к хождению. С включением этого контура ребенок перестает быть пассивным (биовыживающим) несмышленышем и начинает проявлять территориальные притязания. Этот слой сознания также ответственен за эмоциональные игры, иерархию, ритуалы доминирования и подчинения. Его можно назвать эмоциональным центром, ответственным за отношения в стаде млекопитающих.

Около четырех миллионов лет тому назад у приматов развился следующий «слой» сознания, ответственный за «обработку» внешней информации и обеспечивающий повышенный уровень смышлености особей.

 

У детей этот уровень сознания активируется речью и умением выражать простейшие мысли. Его развитие во многом определяется окружающей средой: если последняя состоит из малоразвитых людей или, как у маугли, из животных, то ребенок становится тупым, неуклюже пользуется предметами и плохо воспринимает символические различия. Функциями этого слоя сознания у человека становятся вычисление, изобретение, передача информации между индивидами и от поколения к поколению. Это уровень рассудочного мышления, обыденного ума.

 

Следующий уровень сознания возник и формировался в процессе разделения труда и определения конкретных половых и социальных ролей в племени. Его возраст - несколько десятков тысяч лет. У ребенка этой слой активируется в период полового созревания и перехода к «взрослой» личности. Он отвечает за сексуальные роли, локальные определения добра и зла, то есть за нравы и обычаи.

 

Приведенная упрощенная схема «древних» структур сознания отвечает простейшим, так сказать, земным целям жизни, способствуя выживанию потомства и передаче информации от поколения к поколению. Большинство живущих довольствуется перечисленными комплексами сознания, на базе которых сложилась большая часть культуры, геометрия Евклида, логика Аристотеля и физика Ньютона - всё это плоды ума, для которых нет необходимости «включать», так сказать, высшие, божественные возможности нашего сознания.

 

Тонкие структуры, уровни, контуры нашего сознания гораздо моложе и, похоже, до сих пор находится в стадии окончательного оформления и становления, и полностью развиты лишь у немногих харизматических индивидов. Если древние контуры сознания определяли эволюцию жизни в прошлом, то новые должны полностью проявиться в будущем. Что это за структуры?

 

Экстатический опыт человечества, широко известные явления просветления, вероцелительства, нейросоматики свидетельствуют о существовании еще одного слоя сознания, активируемого тантрическим, медитативным опытом. Это очень молодой слой сознания, о появлении которого свидетельствует гедонистическое искусство Индии, Китая, античного Рима и других обществ, обеспечивших элите изобилие. Хотя в развитой форме этот слой образовался четыре-пять тысяч лет тому назад, опыт шаманов и древних жрецов свидетельствует, что они также обладали зачатками нейросоматики. Вся тантра-йога уже всецело направлена на сдвиг сознания в этот слой. В туннель реальности, открываемый этим контуром, можно также попасть посредством эйфории, стресса, шоковых жизненных ситуаций и специальных медитаций. Для поэтов это тот слой сознания, к которому относятся слова: «Мое сердце сказало мне».

 

Еще большие возможности открывает следующий слой психики, представляющий собой тот «универсальный транслятор» или «божественный опыт», о котором часто пишут фантасты. В этом слое живут боги и демоны коллективного бессознательного, Филимон и Василид К. Г. Юнга, глубинное мета-программирование Д. Лилли. Ему, этому слою, мы обязаны телепатическими способностями, раджа-йогой, квантовой механикой и теми туннелями реальности, которые видели средневековые алхимики и целители типа Парацельса, а также такие ясновидцы, как Кейси или Ванга.

 

Высшие контуры сознания отвечают за способности человека «видеть» прошлое и будущее, за «выход» души из тела, экстрасенсорное восприятие, внетелесный опыт, контакты с Космическим Разумом - за все мистические свойства, или «космическое бессознательное» человека. Когда в состоянии экстаза нервная система «подсоединяется» к этому слою сознания, пространство и время исчезают, и человеку открываются высшие планы бытия. И тогда «самое великое открывается в самом малом». Фактически «рай» мистического просветления - это «работа» высших контуров человеческого сознания, споспешествующих не только входам в самые интимные и интересные туннели реальности, но и последующей релаксации, обусловленной расширением сознания до этих уровней.

 

Есть веские основания считать харизматичность, гениальность, высшее творчество результатом расширения сознания, проникновения гения в туннели реальности, открываемые затем всему остальному человечеству. Это совсем как обычная жизнь, только ты паришь в футе от земли, - как гласит древнее дзенское изречение.

 

Высшие уровни сознания ориентированы на эволюцию человека к Богу, на единение с Космическим Разумом. На это указывает весь совокупный оккультный опыт человечества и наиболее продвинутая трансперсональная психология.

 

Мы вовлечены в материю для того, чтобы эволюционизировать как Дух. Мы развиваемся как индивидуально, так и как человеческая раса, через различные уровни существования - физический, ментальный и духовный, - которые являются, в сущности, лишь градациями Бога, Великой Цепью Бытия. Изначально творение космоса было материализацией Духа, а затем началась спиритуализация материи во всех мирах, высших и низших. Таким образом, мы сами являемся, в сущности, Богом в той драме, которую мы создаем, в которой часть Бога «забывает» о Нем, переживает эту «утрату» и таким образом обретает мотив для воссоединения с Целым, с Одним-Без-Другого. Процесс, в котором мы утрачиваем и забываем нашу божественную природу, является инволюционным, отпадением от блаженства и благодати, а процесс, в котором мы обретаем себя и вспоминаем наше истинное состояние - это духовная эволюция, сознательное возвращение к божественному. Когда мы понимаем это, мы начинаем жить полноценной или «божественной жизнью», как называл ее Шри Ауробиндо Гхош.

 

Высший слой сознания, обращенный к единству и цельности бытия, выходит за пределы повседневного опыта и характеризуется «безмолвием разума», необходимым для прорывов сознания в иные миры.

 

Д.Т.Судзуки определил просветление как «прозрение подсознательного» и выделил восемь признаков этого состояния: иррациональность, интуитивность, мгновенность, самодостаточность и позитивность переживания, безличный его характер, ощущения восторга, проникновения в скрытую природу вещей и постижения запредельного. Общим принципом дзен является мгновенность сатори, просветления, когда внезапно наступает выброс сознания в безграничное, где нет собственного «я». Аналогичное свойство проявляет себя в художественном творчестве, когда художник постигает мир, находясь в состоянии «не-я». По словам Германа Гессе, художник «возвращается ко Вселенной, отказывается от мучительной обособленности, становится Богом - всё это означает так расширить свою душу, чтобы она снова смогла объять Вселенную». В момент сатори «у художника, как и у мистика, все биопсихические силы соединены с Абсолютом».

 

Огромные, неиспользуемые резервы нашего мозга, из которых рассудок реализует ничтожную часть, связаны с тем, что основной его потенциал предназначен для мистических озарений, развоплощения сознания, выходов сознания далеко за пределы «эго, заключенного в кожу», для выявления беспредельных возможностей нашей психики, проявления ее ошеломляющего потенциала. В частности, такого рода переживания обладают мощнейшими целительными возможностями и имеют огромное значение для творчества, этического и эстетического развития. То, что наука определяет как психические отклонения или патологии (видения, пророчества, общение с духами, метемпсихоз, раздвоение личности, вероцелительство и т. п.), во многих случаях может стать мощнейшим средством самоосвоения и преображения личности.

 

Подобие мистических переживаний разных людей свидетельствует о том, что за ними кроется не примитивное магическое мышление, но способности наших далеких предков активировать высшие контуры сознания и непосредственно переживать высшие реальности, испытывая при этом океанические чувства. Духовидческие переживания столь убедительны и неопровержимы, что, однажды испытав их, адепт немедленно включает их в собственное видение реальности как важнейший визионерский канал связи с высшими реальностями.

 

Духовидческие переживания соединяют сознание с микро- и макромиром, недоступными органам чувств, позволяют преодолеть ограничения времени и пространства, расширяют внутренний мир за пределы окружающей материальной реальности, позволяют обозревать собственные внутренние органы и свое тело как бы извне. Человек выходит за пределы обычного туннеля реальности и, по собственной воле, может встретиться с архетипическими существами разных культур, умершими близкими, узреть далекие страны, понять сокровенные мировые символы, включиться в Космическую Игру почти на равных с ее Создателем. В таком состоянии сознания адепт физически ощущает нечто, способное говорить то, чего он не знает и не имеет в виду.

 

Такого рода выходы из настоящего времени, обострения кармической памяти распространяются не только на человеческую историю, но и на эволюцию Вселенной вплоть до Большого Взрыва, образования галактик, рождения Солнечной системы. В ясновидческих состояниях сознания могут присутствовать ярчайшие картины собственного эмбрионального развития в разных воплощениях, моменты вселения души, миры далеких предков, древнейшая история. Человек пробужденный физически ощущает, что его сознание получает доступ к любому материалу, не ограниченному временными или пространственными рамками.

 

Некоторые духовные обострения, или пробуждения высших контуров сознания, не просто открывают доступ к иным мирам, к Богу, но переживаются как кризисы преображения - так возникают ульмская ночь Декарта, арзамасский ужас Толстого, бездна Паскаля, Kцhге Хайдеггера, и пробужденные ощущают подобные кризисы как важнейшие указатели на духовном пути с их исцеляющими и преобразующими возможностями.

 

Все так называемые сверхъестественные явления психики - ясновидение, телепатия, метемпсихоз, ксеноглассия, юнговская синхронистичность, «потусторонние» встречи - это лишь духовные обострения, соединяющие мир воедино, снимающие временные и пространственные ограничения, возвышающие нас до уровня божества.

 

Любопытно, что самоотождествление с Богом во время духовных обострений носит внеконфессиональный характер: в зависимости от обстоятельств, Бог предстает то как иудейская Пустота, Небытие, то как Шива или Христос, то как Аполлон или Дионис. Но вне зависимости от Его формы, Он никогда не является идолом, требующим поклонения, никогда не требует обращения в свою веру. Чаще всего единение с Богом воспринимается как Фаворский свет, сияние невообразимой силы, не имеющее материальных эквивалентов, не описываемое на языке физических объектов. Это как бы свечение Любви - сияние огромного поля сознания, наделенного бесконечным разумом и огромной созидающей силой. Это подлинно вершинное переживание изо всех данных смертному. В Упанишадах оно описано как «познание того, знание чего дает знание всего». Такое переживание производит глубочайшее воздействие на весь строй индивидуальных человеческих ценностей и стратегию личного существования.

 

Благодатные переживания слияния с божеством, космического единства, присутствия в тебе частицы божественного порождают чувства трепета и изумления, любви и сострадания ко всему живущему, внутреннего покоя и самоотождествления с Творением. Эти чувства самые очеловечивающие, демонстрирующие испытавшему их, что он входит в единую ткань сущего. Такие чувства открывают глаза на опасность «покорения природы», дают ясное разумение того, что все пакости в ее отношении обращаются против каждого из нас.

 

Самоосвоение человека в холотропных состояниях сознания дает уникальное чувство соразмерности «я» и Мира, единства внутреннего и внешнего, своей божественной природы, тождественности собственной личности и космического источника сущего - Атмана-Брахмана на языке буддийской мистики. Мне представляется, что это совпадает с традициями мировых религий, последней тайной которых является такое отождествление, выражаемое многими уже известными нам формулами: «Бог пребывает в тебе» и «Погляди вовнутрь - ты Будда» (буддизм); «Небо, земля и человек - одно тело» (конфуцианство); «Я и Отец - одно» (Иисус Христос); «Кто знает себя, знает Аллаха» (Мухаммед); «Он и мы одно» (иудаизм); «Я - Бог, безусловная истина, истинная действительность» (суфизм); «Царь наш Небесный внутри нас» (Григорий Палама).

 

Обнаружение Бога в себе представляется мне гораздо более важным открытием, чем наша связь с «братьями меньшими». Только человек обладает свободой, ответственностью и в своих поступках иногда ориентируется на небеса. Бог в нем - ориентир для подражания и образцовая модель. В конце концов, вся культура традиционных сообществ представляет собой подражание богам и воспроизведение мифологических образцов.



Еще материал по данной теме


← все статьи