Об управлении государством и людьми




Об управлении государством и людьми

  

В XIII веке монголы под предводительством великого военачальника Темучина, носившего титул Чингисхан («чингис» - «великий»), завоевали раздробленный Китай. В те времена в Поднебесной жил знаменитый мудрец, патриарх древнего даосского клана Чжунь Чжен. После установления в Китае полного господства завоевателей Чингисхан неожиданно пригласил его к себе «для беседы о продлении жизни и укреплении здоровья». Почему хан пожелал беседовать именно с ним? Ведь Чжунь Чжен не был врачевателем. Может быть, предводитель степняков решил расширить свой кругозор и познакомиться с даосской мудростью? Но и для этого ему не нужен был хотя и знаменитый, но малознакомый мудрец - ведь самым доверенным советником Темучина был даос Елюй Чу-цай (монгольская версия китайского имени Чу Цай), который прекрасно знал не только даосизм, но и буддизм, и конфуцианство. Чу Цай имел на Чингисхана огромное влияние: именно по его настоятельной рекомендации хан нарушил монгольский родовой закон и оставил трон не старшему, а третьему сыну.

 

Однако в тот момент хана интересовала не политическая смекалка, а древняя мудрость, именно поэтому он попросил своего советника порекомендовать ему для беседы о будущем устройстве новой империи носителя древней традиции - и тот назвал Чжунь Чженя.

 

После всего одной беседы с мудрецом действия Чин-гисхана были, мягко говоря, неординарными. Он освободил всех даосов Китая от налогов и повинностей и запретил кому бы то ни было их трогать в такой форме: «Нарушивший указ Великого Хана и его род будут Великому Хану противны». Подобных явных угроз за историю Орды удостаивались лишь самые опасные враги. Но это, конечно, не главное. Именно после той самой беседы хана с даосским мудрецом была решительно перестроена структура Орды. Появились качественно новые государственные органы, которые позже перешли от монголов к Московии (новый хан, тот самый третий сын Темучина Угэдэй, отправил татарские войска во главе со своим племянником Батыем покорять Европу. В 1237 году татары разбили камских булгар и почти сразу объявились в границах Владимиро-Суздальских земель, с налету взяв Рязань). Этими новшествами были, в частности, ямщицко-посыльная служба, система передачи символа государственной власти, система мобильной пограничной службы, шифрование посланий, система сбора налогов, опора на духовенство покоренных племен и так далее. Не только на Руси, но и в Средней Азии и Персии до конца XIX века (!) сохранились многие должности и учреждения, введенные в этих странах монголами.

 

Большую часть всех новшеств ввел в жизнь Угэ-дэй, признанный историками великим гением управления. Он отличался добротой и терпимостью к людям - как раз эти его качества и заставили советника Чингисхана направить всю силу своего убеждения на то, чтобы сделать третьего сына властителем Орды. Именно даос Чу Цай, глава партии мира, и был автором тех грандиозных реформ управления, которые превратили дикую орду в империю. В конечном итоге под влиянием нового хана и его мудрого советника монголы прекратили преследовать верующих людей и с уважением стали относиться к чужим богам и законам. Угэдэй развернул в столице монгольской империи Каракоруме огромное строительство. Через пару лет в городе размерами примерно 4 на 4 километра стояло 12 кумирен различных народов, две мечети и одна христианская (!) церковь. Именно благодаря такой веротерпимости монголов стал возможен их союз с Русью.

 

После поездки Чжунь Чжена к хану соратники по клану упрекнули его в том, что он поделился с завоевателями древней мудростью и это укрепит их могущество в Поднебесной. Мудрец ответил на упреки так: монгольская империя, опираясь на полученные знания, усмирит и цивилизует своих кочевых дикарей, а когда эта империя через триста лет рухнет, Поднебесная заберет часть ее земель и тем самым избежит кровопролитных войн и восстаний непокорных племен.

 

Если мудрецы объединены в школу, чтящую традиции, то ученики наших учеников смогут завершить то, что задумали Учителя наших Учителей.

 

Даосы, хранители Знаний Поднебесной, часто позволяли себе строить планы на сотни лет вперед.

 

Орда просуществовала еще триста лет, потом ее политическая элита деградировала и государство распалось, а часть земель Орды действительно бескровно досталась Китаю.

 

Об идеальном обществе,

или Даосская коммуна

 

За более чем двухтысячелетнюю историю даосизма в Китае не раз случалось так, что в даосских кланах (а именно там непререкаемым авторитетом пользовались истинные мудрецы) на многие десятилетия устанавливался уникальный, не имеющий аналогов в истории общественный строй. Если только такие отношения между людьми вообще можно именовать по- марксистски сухим словом «строй». Дело в том, что носители даосской мудрости были по своим взглядам теми, кого в новейшей истории назвали бы коммунистами, то есть сторонниками общества с равными возможностями, с планированием производства и потребления и с добровольным отказом граждан от бессмысленного накопительства. Короче говоря, от каждого - по способностям, каждому - по потребностям. Разумеется, все это имеет смысл лишь при условии, что потребности у человека, воспитанного с рождения в истинно даосском духе, разумные и естественные. Ценность любой вещи для такого человека состоит не в том, является ли она в чьих бы то ни было глазах символом благополучия или превосходства, а в том, нужна ли она ему на самом деле. Соответственно, и деньги в сообществе таких людей имеют лишь чисто прикладное значение, не являясь символом высокого социального статуса.

 

Есть древнее даосское пророчество: «Лишь когда все люди будут жить в одной большой семье, то дети и отцы будут совершенно счастливы». Впрочем, как и у всякого оптимистического изречения, у этого пророчества есть грустное продолжение: «Наступит это нескоро, ибо нельзя изменить всех людей разом». («Жаль только, жить в эту пору прекрасную...») И все же, как полагали мудрецы древнего Китая, такое возможно - но только когда люди станут достаточно развитыми и совершенными.

 

* * *

 

Каковы же образы идеального мира, вдохновлявшие патриархов даосских кланов на реальное построение коммунизма в «отдельно взятых» областях Поднебесной, пусть даже спрятанных от всего остального мира за труднопроходимыми горными перевалами? Ведь это не легенда, не просто очередная красивая сказка про «идеальный мир» где-то там, в тридевятом царстве: даосским сектам несколько раз за последние две тысячи лет в самом деле удавалось воплотить древние пророчества и построить не только общины, но и целые маленькие государства коммунистического типа, существовавшие многие десятки лет. Они помогли накопить бесценный опыт в области теории и практики управления государством и обществом. Посмотрим же, что их вдохновило изначально, - может статься, и нам это пойдет на пользу. Когда-нибудь...

 

В Веке Совершенной Добродетели мудрость и талант не считались чем-то выдающимся. Мудрые выделялись просто как более возвышенные ветви на древе человечества, находящиеся ближе к солнцу. Люди вели себя правильно, обходясь без знания «Почтительности и Пристойности». Они любили и уважали друг друга, не ведая о «Человеколюбии». Они были преданными и честными, не стремясь быть «Верными». Они держали свое слово, не задумываясь о «Добросовестности». Они помогали и оказывали услуги друг другу, не заботясь о «Долге». Они не тревожились о «Справедливости», поскольку не было никакой несправедливости. Живя в гармонии с собою, друг другом и миром, своими действиями они не оставляли никаких следов, потому мы не имеем никаких физических свидетельств их существования (текст приводится в изложении Б. Хоффа)

 

А вот - для сравнения - о веке новом, сменившем Золотой.

 

Древние государи за все блага воздавали народу, а за все беды - себе; все истинное видели в народе, а заблуждения - в себе. Только правитель терял свое тело и, порицая сам себя, уходил из жизни. Ныне же по-иному. Скроют происшедшее и порицают не ведающих о нем за глупость; поставят невыполнимую задачу и осудят за отсутствие смелости; возлагают тяжкие обязанности и покарают за то, что с ними не справились; пошлют дальней дорогой и казнят за опоздание. Люди же, зная, что сил не хватит, заменяют их притворством. С каждым днем все больше лицемерия у высших. Как же могут не лицемерить и мужи, и народ? Ведь если не хватает силы - притворяются; не хватает знаний - обманывают; не хватает имущества - грабят. Но кого же тогда можно обвинять за кражу?.. (Чжуан-цзы)

 

Не правда ли, вторая половина звучит вполне современно, а вовсе не как рассказ о дальних странах и седой старине?

 

Впрочем, не одни же древние китайцы знали...

 

Первый посеян был век золотой, не знавший возмездья,

Сам соблюдавший всегда, без законов, и правду, и верность.

Не было страха тогда, ни кар, и слов не читали

Грозных на бронзе; толпа умолявшая не устрашалась

Уст судьи своего - без судей были все безопасны.

Овидий. Метаморфозы

 

Беги от добра - спасешься и от зла.

Турецкая пословица



Еще материал по данной теме


← все статьи