Убийство




Убийство

 

Мы с вами живем в нелегкое время. Убийство стало не в диковинку, а одним из способов облегчить свое существование, порою даже улучшить материальное положение. На убийство человека, на столь тяжкий грех, толкают много поводов, а поводы диктует конечно же он - князь тьмы.

Убийство - это страшный грех перед Богом. Человек, если в нем возникает желание насилия или убийства, обязан противостоять этому желанию. Это желание не свойственно здоровому человеку. Диавол подталкивает слабых людей на такие поступки. И если человек поддается искушению Диавола, то жизнь души его закончена. Наступает духовная смерть. А что может быть страшнее?

«Не убивай!» - грех, запрещаемый шестою заповедью Закона Божия, состоит в отнятии жизни ближнего каким бы то ни было образом. Но не всякое отнятие жизни есть законопреступное убийство, и именно в следующих случаях:

а) когда преступника наказывают смертью по правосудию;
б) когда убивают неприятеля на войне за государя и Отечество.

Есть невольные убийцы, которые убивают нечаянно и без намерения. О таковых должно думать, что они не могут почитаться невинными, если не употребили надлежащих предосторожностей против нечаянности, и во всяком случае имеют нужду в очищении совести, по установлению церкви. Кроме непосредственного убийства каким бы то ни было образом, к сему преступлению могут относиться следующие подобные случаи:

1) когда судья осуждает подсудимого, невинность которого ему известна;
2) когда кто-то укрывает или освобождает убийцу и тем подает ему повод к новым убийствам;
3) когда кто-то мог бы избавить ближнего от смерти, но не избавляет, как, например, если богатый допускает бедного умереть с голоду;
4) когда кто-то жестокими наказаниями изнуряет подчиненных и тем ускоряет их смерть;
5) когда кто-то невоздержанием и другими пороками сокращает собственную жизнь.

Самоубийство, когда люди лишают жизни самих себя, есть самое законопреступное из убийств. Ибо если противно природе убить другого, подобного нам, человека, то еще больше противно природе убить самого себя. Жизнь наша не принадлежит нам как собственность, но Богу, который дал ее.
Иные для решения своих частных распрей прибегают к так называемым поединкам. Разрешать частные распри есть дело правительства, вместо же того поединщик своевольно решается на такое дело, в котором предстоит явная смерть и ему и сопернику, и таким образом в поединке заключаются три ужасных преступления: мятеж против правительства, убийство и самоубийство.

Кроме телесного убийства, есть еще убийство духовное. Род духовного убийства есть соблазн, когда кто-то совращает ближнего в неверие или в беззаконие и тем подвергает душу его смерти духовной. Спаситель говорит: «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф., 18: 6).

К убийству в некоторой степени относятся также все дела и слова, противные любви к ближнему, несправедливо нарушающие его спокойствие и безопасность, и, наконец, внутренняя ненависть против него, хотя бы она и не обнаруживалась. «Всякий ненавидящий брата своего есть человекоубийца», - говорит святой Иоанн Богослов (1 Ин., 3: 15).

Если запрещается вредить жизни ближнего, то тем самым повелевается, сколько можно, беречь жизнь и благосостояние ближнего и в частности:
 

1) помогать бедным;
2) служить больным;
3) утешать печальных;
4) облегчать состояние несчастных;
5) со всеми обходиться кротко, любовно и назидательно;
6) примириться с гневающимися;
7) прощать обиды и благотворить врагам.
 

Двенадцать добрых друзей христианина

1) правда - от смерти избавляет;
2) чистота - к Богу присвояет;
3) молитва с постом - с Богом соединяет;
4) любовь - идеже любовь, тут и Бог пребывает;
5) смирение с благодарением - его же сам Сатана трепещет;
6) разсуждение - выше всех добродетелей;
7) послушание - святое дело и скорый путь ко спасению;
8) воздержание - ему же несть заповеди;
9) труды - телу честь и душе спасение;
10) покаяние - самая радость Богу и ангелам;
11) неосуждение - без труда спасение;
12) милость - Самого Бога дело (из пис. старца оптинского Амвросима).



Еще материал по данной теме


← все статьи