Сакральная традиция масонства




Сакральная традиция масонства

 

Франкмасоны - вольные каменщики, считают себя древнейшим эзотерическим посвятительным обществом в мире. Свою легендарную родословную они ведут от Христа, Ноя и даже Адама. Основателей масонства видят также в Енохе - сыне Каина и троих сыновьях Ноя - Симе, Хаме и Иафете, Моисее, Илие, Соломоне и других ветхозаветных патриархах, а также в апостолах Христа. В определенном смысле можно считать и Бога - Зодчего Мира - первым масоном. Масоны называют Бога Верховным Существом, Высшей Силой, Всемогущим Зодчим Всех Миров, Вечным, Всевышним, Великим Архитектором Вселенной, Великим Строителем, Геометром.

 

Непосредственными покровителями «царственного (королевского) искусства» считаются Иоанн Креститель, святой Иоанневангелист и святой Андрей. Хранителями тайных знаний признаются кельтские друиды, жрецы Египта, Вавилона, Персии, Индии, Тира, Иудеи, Древней Греции и Рима. Предшественников Ордена масоны видят в религиозно-философской общине пифагорейцев, античных объединениях ремесленников, средневековых алхимиках и оккультно-мистических сектах.

 

В действительности можно проследить только определенную историческую преемственность со средневековыми цехами строителей («оперативным или практическим масонством»). Последние веками практиковали тайные церемонии, специфические знаки, пароли и жесты. На их основе франкмасоны Нового времени создали сложную «спекулятивную» систему.

 

Современная организация вольных каменщиков возникла в начале XVIII в. в Англии. В 1717 г. в Лондоне появилась первая Великая Ложа. Масонство быстро завоевало популярность в аристократических и буржуазных кругах. Вскоре возникли сотни, а потом и тысячи лож. Масонское братство сочетало в себе черты тайного союза, оккультно-религиозной организации и рыцарского ордена. Длительное время в Орден могли вступать только представители привилегированных и богатых групп населения, что вызывало негативное и подозрительное отношение к масонам со стороны низших классов.

 

После появления в Англии Материнской Всемирной Великой Ложи масонство быстро распространилось по всему миру. Это было международное оккультно-мистическое движение, связанное с удовлетворением духовной потребности на внецерковной основе. Постепенно сформировалась структура Ордена: отдельные национальные объединения под руководством Великих Лож, самостоятельные степени-градусы, возглавлявшиеся своими Верховными Советами и Святилищами, признававшие высшую духовную власть английского масонства. Три масонские степени посвящения появились не сразу. «Книга конституций» (1723) пресвитерианского пастора Джеймса Андерсона (1680-1739) упоминает только две степени инициации: Ученика (Ученика-Компаньона) и Мастера (Мастера-Компаньона). Третья степень Подмастерья возникла на местах примерно в 1724-1725 гг. и приживалась медленно. Великая Ложа Англии официально признала ее только в 1730 г.

 

Франкмасонские ложи являлись местом встречи свободомыслящих, либерально настроенных лиц преимущественно высшего и среднего сословий. Несмотря на то что франкмасоны не были демократами в современном смысле этого слова, они стремились ослабить феодальную систему, разделявшую общество на сословия и предусматривавшую наследование статуса и прав. С масонской идеологией прочно ассоциируются такие понятия, как «свобода, равенство, братство», «естественное братство человечества», «терпимость», «общечеловеческие ценности», «свобода совести», «права человека». До сих пор это базовые ценности Ордена.

 

Согласно учению Великой Ложи России, «каждый франкмасон подтверждает свою веру в Бога и в бессмертие души. Франкмасоны твердо верят в свободу вероисповедания. Франкмасонство ищет возможности свести всех людей всех вероисповеданий вместе в Братстве, основанном на взаимном уважении, чтобы совместно трудиться на благо нуждающихся». В то же время «франкмасон никогда не должен ставить свои обязанности по отношению к масонству выше своих обязанностей по отношению к своей семье, к Богу и к своей стране». Миссия братьев в этом мире - «стать достойными гражданами, соблюдая высочайшие моральные принципы, важнейшими из которых являются равенство, милосердие и честность».

 

Масонство - это символический путь приближения к творческим тайнам Бога. Масоны всегда были заняты духовно-мистическими поисками, изучением оккультных основ разных религий, постижением содержащихся в них эзотерических знаний. Свою организацию они называют Союзом человечества, «вольными и принятыми каменщиками», «детьми вдовы». Тайное всемирное религиозно-философское сообщество заявляло о себе как о наследнике древних мистерий, культов и обрядов инициации. Братья определяли франкмасонство как «морально-этическую систему», «учение о нравственности, скрывающееся в аллегориях и изъясняемое в символах» и одновременно «школу духовной науки». Работа в ложах называется «вдохновленным трудом» и «прославленным королевским ремеслом».

 

Свои мистические переживания в ходе оккультных практик масоны обычно характеризовали следующим образом: «Цель высших мистерий есть Бог, их ритуальные действа наставляют на путь, ведущий к Нему... Мистическая Смерть - это предвосхищение и предвкушение конечной цели бытия, воплощаемой в Боге... Данное состояние, достигаемое в земной жизни, называется так, ибо для переживающего его на время прерывается связь со всем внешним, что до той поры было доступно ему через чувства и разум. Это состояние восторженного экстаза, хотя... экзальтации чувственных способностей в данном случае и не происходит».

 

Центральным масонским сюжетом является библейская история о возведении Храма Соломона в Иерусалиме. Строительством руководил мастер Хирам Абиф Тирский, впоследствии погибший от рук трех подмастерьев. В личности Мастера Хирама персонифицировались древние легенды об умирающих и воскресающих богах - Озирисе, Адонисе, Аттисе, Таммузе, Одине, Христе.

 

В своих обрядах и ритуалах члены тайного братства используют причудливую символику мистического и религиозно-философского характера, называя ее «внешним чертежом великих сокровенных истин». Она носит эклектичный характер, представляя собой сочетание иудейских, христианских и языческих символов (циркуль, наугольник, отвес, чертежная доска и другие инструменты строителя, колонны, арки, череп и кости, скелеты, Пылающая Звезда, Солнце и Луна, иные планеты, акация, Храм Соломона, светильники, геометрические фигуры, капли крови, звезды, камни, Якорь, Ковчег, Лестница Иакова, Кадильница, Рог Изобилия, Коса, Песочные Часы, Всевидящий Глаз и т. п.).

 

Тысячи чувственно воспринимаемых знаков и символов раскрывают все масонское учение. Эмблемы масонства должны напоминать о нравственных добродетелях, долге и чести, о вере в Бога, в бессмертие души, о жизни после физической смерти. Общепринятое толкование символов-архетипов отсутствует. Некоторые полагают, что, как и в философии дзен, скорее необходимо интуитивно ощутить их сакральный смысл, нежели проанализировать рационально, осмыслить разумом.

 

Следует отметить, что изучением оккультной индоевропейской традиции, символов, образов, мифов массового сознания, архетипов коллективного бессознательного занимались такие известные исследователи, как Карл Густав Юнг, Юлиус Эвола, Джеймс Фрэзер, Герман Вирт, Элифас Леви, Мирча Элиаде, Рене Генон, Александр Дугин и другие.



Еще материал по данной теме


Карты таро в мешочке (Четки в комплекте)

В набор также входят четки, которые дополнят образ. Отлично подойдут в качестве подарка.

Карты таро в мешочке

Карты Таро – это быстрый путь к ответам на волнующие вопросы.

← все статьи