Масонские тайные культы античного времени




Масонские тайные культы античного времени

 

Вечная жизнь посвященным в поздней античности даровалась при помощи тайных культов сил природы и поклонения подземным богам. Наиболее характерный пример - проникший из Малой Азии в Древнюю Грецию и распространившийся впоследствии по всей Римской империи культ Кибелы - Великой матери богов. Празднества и мистерии в ее честь назывались тавроболиями. Постепенно культ Кибелы слился с почитанием Деметры, Персефоны, Реи, Ма, Изиды и других божеств плодородия, растительности и потустороннего мира.

 

Согласно легенде, прекрасный юноша Аттис был возлюбленным и верховным жрецом-корибантом богини Кибелы. Аттис почитался во Фригии как бог природы. Он рано погиб ужасной смертью, растерзанный вепрем, а Мать богов с безумной скорбью оплакивала его гибель. Эти драматические события разыгрывались в отличавшихся пышной обрядностью шествиях и мистериях. Вслед за весельем следовало ритуальное оплакивание. Схожие черты носил также культ других умирающих и воскрешающих божеств Адониса и Таммуза, пришедший из Среднего Востока. В Афинах справлялись адонии - праздник в честь Адониса, приходившийся на середину лета.

 

Многодневные празднества смерти и воскрешения природы в честь Аттиса и Кибелы, сопровождавшиеся самоистязаниями, омовением кровью жертв, безумными оргиями, происходили в начале весны. Тавроболии напоминали христианский обряд крещения, поэтому их можно назвать «крещением кровью». В полночь посвящаемый в таинства Кибелы одевался в специальные одежды и становился на дно вырытой в земле большой ямы, накрытой сверху просверленными досками. В отверстия лили кровь жертвенных животных - быка и барана. Кандидат должен был стараться встать так, чтобы стекавшая кровь попадала ему на волосы, одежду и лицо. Членов Братства было немало - как мужчин, так и женщин. Многие принадлежали к очень знатным родам. В знак причастности к религиозному культу они носили платья, пропитанные кровью. Священными деревьями Кибелы и Аттиса считались кипарис и гранат.

 

Элевсинские мистерии - ежегодные религиозные празднества в честь Деметры и Персефоны. В Древней Греции Элевсин был городом около Афин, являлся культовым центром богини земледелия Деметры. До настоящего времени сохранились остатки его святилищ и других построек. В древнегреческой мифологии Деметра почиталась как богиня плодородия, мистерий и покровительница земледелия. Сыну царя Элевсина Триптолему она подарила зерна пшеницы, которыми он засеял всю землю. Дочерью Деметры и Зевса являлась Персефона (у римлян Прозерпина или Кора) - богиня плодородия и царства мертвых. Согласно древнейшему мифу, объясняющему умирание и воскресение природы, мрачный бог подземного мира Аид похитил Персефону с разрешения Зевса. Безумно тоскуя, Деметра странствовала по всей земле в поисках дочери. На берегу ручья в Элевсине, городе, в котором богиня встретила радушный прием, служанке царя Ямбе удалось ненадолго рассмешить ее веселыми шутками. Но скорбь Деметры была все же так велика, что земля перестала давать плоды, наступили голод и засуха. Зевс вынужден был послать Гермеса с приказом Аиду вернуть матери дочь. Выполняя приказание, Аид дал супруге зерно граната, отведав которое она отныне не сможет забыть царство теней и возвращается к мужу. Две трети года Персефона проводит с матерью, и вся природа расцветает, а оставшееся время у Аида, и тогда наступает суровая зима. В благодарность за сочувствие и гостеприимство Деметра научила жителей Элевсина возделывать зерновые культуры, подарила им злаки и мистерии.

 

Члены элевсинского религиозного братства, посвященные, назывались мистами. Участники Великих мистерий именовались эпоптами, то есть «зрячими». Распорядителями торжеств были: иерофант - верховный жрец, ведавший богослужением, и его помощники - мистагоги, жрец, состоявший при жертвеннике, - эпибомиос, факелоносец - дадух. Немаловажную роль играл также иерокерикс - герольд, призывавший собравшихся на общую молитву, произносивший молитвенные формулы и руководивший священными обрядами при жертвоприношениях. В мистериях участвовало большое количество других прислужников, певцов, музыкантов.

 

Малые мистерии проводились в феврале, когда природа начинала возрождаться после зимнего сна к новой жизни. В храме Деметры в Афинах происходили обряды в честь Персефоны и Вакха (Диониса). В середине сентября, после уборки урожая, справлялись Великие мистерии в честь трех богов. В течение почти двух недель проводились торжественные процессии. Мисты несли изображения богов по Священной дороге, совершали жертвоприношения, производили обряд очищения в соленых волнах моря. Возгласом участников мистерий был: «К морю, посвященные!» Мисты надевали миртовые венки, перевязывали цветными тканями правую руку и левую ногу, соблюдали строгий пост в память о страданиях Деметры (не ели и не пили в течение дня) и узнавали друг друга по таинственной формуле: «Я постился, я пил киксон, взял из ящика, я вкусил, я положил в корзину, а из корзины в ящик». Видимо, эти символические действия должны были сопровождать ночной обряд употребления священного напитка киксона - смеси из воды, муки, меда, вина и пряностей.

 

Собственно, мистерии разыгрывались в особом святилище в Элевсине в форме драматических представлений, изображавших древние мифы. Происходила быстрая смена света и тьмы, жрецы объясняли присутствующим значение символических предметов, произносили магические формулы. После этого празднества заканчивались, а их участники в торжественной процессии возвращались в Афины.

 

Главными идеями и целями элевсиний являлись: представление о необходимости нравственного очищения, личное бессмертие и загробное воздаяние, воскресение человека, стремление завоевать благосклонность богов.

 

Дионисии и вакханалии - празднества честь Диониса (Вакха, Силена или Бахуса), из которых позднее, как известно, произошли главные виды театральной драмы - трагедия и комедия. В греческой и римской мифологии Дионис был богом плодоносящих сил земли, виноградарства, виноделия и связанного с ним необузданного веселья, покровителем растительного царства. Как божество земледельческого круга, он нередко противопоставлялся солнечному Аполлону - богу родовой аристократии. В философии Ницше и искусстве Новейшего времени это противопоставление было переосмыслено как антитеза двух начал, существующих в природе человека: светлого (аполлониевского) и темного (дионисийского). Сам Ницше, как известно, в своих поздних письмах называл себя «распятым Дионисом».

 

В Аттике помимо торжественных процессий в честь Диониса, напоминавших элевсинские, существовали тайные религиозные дионисийские братства. Для посвятительных ночных обрядов в них были характерны: аскетизм, десятидневный предварительный пост, отказ от мясной пищи, ритуальные омовения. В церемониях использовались миртовые венки, наряды из кожи молодого оленя, устрашающие маски, грозди винограда, плоды инжира, вино, плющ, цветы, ветви деревьев, приносился в жертву боров.

 

В Римской империи, впрочем, вакханалии быстро превратились в дикие оргии, сопровождавшиеся неистовствами, разгулом стихии толпы, знаменитым дионисийским исступлением, религиозным экстазом, крайней степенью экзальтации и человеческими жертвоприношениями. В мистическом умирании - возрождении Диониса снимались противоположности страдания и удовольствия, мужчины и женщины, добра и зла. В его культе жрец и жертва объединялись как тождество, как единый образ.

 

В эпоху Античности получил широкое распространение орфизм - особый мистический культ, связанный с противопоставлением греховного тела и свободной души, полной страданий земной жизни и загробного блаженства. Тайные союзы орфиков проводили обряды очищения, обязывались не употреблять мяса и не приносить кровавых жертв. Орфей, изобретатель музыки и талантливый певец, символизировал расцвет природы. Известна легенда об Орфее, верном возлюбленном, спустившемся за своей женой Эвридикой в царство Аида и впоследствии растерзанном поклонницами Диониса.

 

Орфические таинства были также посвящены и Загрею-Дионису. Миф о Загрее - древнейшей ипостаси Диониса, сыне Зевса и Персефоны, - играл важную роль в орфическом культе. Посланные богиней Герой титаны растерзали Загрея, но сердце его было спасено Афиной, способствовавшей воскрешению Диониса. Зевс низверг титанов в Тартар, опалил их мать Гею-Землю огнем, а затем наслал потоп. Из праха титанов, съевших бога, впоследствии был сотворен человек, в котором изначально соединены две природы: низкая - титанов и божественная - Загрея.

 

Несомненно, наибольшее влияние на историю тайных обществ оказала община пифагорейцев (VI в. до н. э.), существовавшая в южноиталийском городе Кротоне, населенном греками. Знаменитый философ и математик Пифагор развивал представления о числе как основе всего существующего, о переселении бессмертных душ и их очищении в процессе перевоплощения (метемпсихоз). Для пифагорейского союза были характерны: общность имущества, строгое вегетарианство, отказ от употребления бобов и некоторых видов рыбы, культ чудесного, стремление жить при храме, носить льняные одежды, соблюдать обет пятилетнего молчания. Перед приемом в братство необходимо было выдержать трехлетний испытательный срок.

 

В качестве религиозных догм и культовых запретов были акусмы - изречения Пифагора.

 

Приведем лишь некоторые из них:

 

 огонь ножом не разгребай;

 через весы не переступай;

 горшком на золе следа не оставляй;

 венка не обрывай;

 на обрезки волос и ногтей не наступай;

 ласточек в доме не держи;

 на хлеб не садись;

 уходя, не оглядывайся;

 мальву сей, но не ешь;

 по торным дорогам не ходи;

 изображений богов на перстнях не носи;

 обувь надевай сперва на правую ногу, а умывай сначала левую;

 не смотрись в зеркало против светильника;

 животных с кривыми когтями не вскармливай;

 богам делай возлияния через ушко сосудов;

 правую руку не подавай каждому легко;

 не купайся в общественных банях;

 с женщиной, носящей золотые украшения, не вступай в брак;

 не говори в темноте;

 не осушай сиденье факелом;

 не хорони в шерстяной одежде;

 не ломай хлеб, так как это скажется на суде в Аиде;

 встав с постели, сверни ее и разгляди то место, где лежал;

 не пей вино, но ешь мясо жертвенных животных, поскольку души умерших не вселяются в их тела.

 

В Греции существовали и другие любопытные мистические культы. Так, участники культа Зевса Кинфия на острове Делос не должны были есть мяса, носить ключей, железных колец, поясов и оружия. Культовые предписания исполнялись в течение нескольких дней или недель один раз в год или один раз в несколько лет.

 

Готовившиеся к посвящению в культ бога пещерного оракула Трофония не должны были носить шерстяную одежду, купаться в теплых ваннах и есть некоторые виды рыб, что вполне согласуется с пифагорейским учением. Вопрошающий одевался как священная жертва и, неся медовую лепешку для умилостивления божеств царства мертвых, спускался в ущелье, в струи подземной реки. Спустя положенное время он возвращался на свет, потрясенный и подавленный тем, что услышал от невидимых ораторов, и лишь со временем к нему возвращались чувства и способность улыбаться. Поговоркой стало говорить о подавленном человеке как о побывавшем у Трофония.

 

Отличительной особенностью мистерий иранского бога Солнца Митры, ставшего популярным в Римской империи после походов на Восток Гнея Помпея, было причащение хлебом и водой. Митра, порожденный скалой, защищал справедливость и был воителем верховного божества света Ормузда. Выйдя из камня, Митра держал в одной руке меч, а в другой - факел, что символизирует силу и сияющее могущество. Непобедимый бог извлек из скалы источник священной воды. Сражаясь с темными силами, он убил олицетворение зла - огромного черного быка, из крови и мозга которого сотворил пшеницу, другие полезные для людей растения и животных. В одной из версий мифа важно было при этом не дать нечистым животным испить крови убитого быка, преобразившейся впоследствии в вино. Сейчас Митра ведет борьбу на небесах, но в конце света спустится на Землю, чтобы уничтожить огнем злых людей, а добрым дарует напиток бессмертия - «воду живую». Митраистские мистерии помогали верующим подготовиться к этому великому событию.

 

Происходили обряды во время весеннего равноденствия в митреях - особых пещерных храмах и молельнях. Они состояли из верхнего и нижнего помещений, сооруженных в форме подземных туннелей. Посвящаемый находился в нижнем помещении, и на него сверху капала кровь закланного жрецом-иерофантом жертвенного быка. Неофиты подвергались, по некоторым сведениям, также таким предварительным испытаниям, как прохождение через огонь и воду, демонстрация своего безразличия к холоду, жажде и голоду.

 

От инициируемого даже требовалось символически убить человека, чтобы доказать свое бесстрашие и решимость (убийство симулировалось). На руки посвящаемым лили мед, означавший запрет на прикосновение ко всему нечистому. Вручались также меч и венок - символы стойкости, необходимой в борьбе с мировым злом. Неофиты не только клялись в верности богу, но и сами должны были духовно приобрести его сущность, трансформироваться в Митру.

 

Все верующие в Непобедимого Бога-Спасителя делились на семь разрядов по числу планет: Ворон, Сокрытый, Воин, Лев, Перс, Вестник Солнца и Отец. Каждая ступень посвящения имела свое учение и свои обряды. Великий исследователь оккультных традиций Юлиус Эвола писал о том, что в митраизме было известно о путешествии души через семь планетарных сфер, но - в обратном, восходящем порядке, ведущем за пределы сфер, через процесс «очищения» от материальных элементов, пока не будет достигнут Конечный Принцип, или Безусловное. Уровень Отца соответствовал при этом предводителю митраистского сообщества, инициирующему других.

 

Римский писатель Апулей оставил описание празднеств и мистерий в честь Изиды - египетской богини плодородия, воды и ветра, волшебства, а также мореплавания. В качестве атрибутов культа он называл использование венков из вербены и весенних цветов, пальмовых ветвей, возлияние молока и ароматических масел в море, очищение горящим факелом, яйцом и серой позолоченной лодки, посвященной великой богине-спасительнице. Символом Изиды была корова. Участники церемоний облачались в льняные одежды белого цвета. Закрытая корзина символизировала ненарушимую тайну великого религиозного учения.

 

Мистерии Изиды предваряли десятидневные процедуры очищения, в ходе которых совершались омовения в купальнях и соблюдался пост. Посвящаемый не должен был употреблять вино, мясо, бобы и лук. В ходе ночных мистерий кандидат символически вступал в обитель смерти, видел все стихии и всех богов неба и земли. Затем ему вручали факел и облачали в ритуальный полотняный плащ, разукрашенный изображениями цветов и легендарных животных - индийских драконов и гиперборейских грифонов. На голову надевали венок из светлой пальмы, листья которой расходились подобно лучам Солнца. Посвященные обязаны были брить волосы на голове, как и в культах Кибелы и Ма, вести аскетический образ жизни и носить только льняное платье. После посвящения устраивалась трехдневная трапеза за счет кандидата, который вносил также солидное пожертвование храму богини.

 

Самофракийские мистерии, заимствованные греками у финикийцев, связывались со странствующими божествами Луны и Солнца. В очистительных обрядах использовали огонь и окуривание, проводилось покаяние кандидатов. Посвященные, разделенные на два разряда - мистов и эпоптов, получали оливковую ветвь и опоясывались пурпурной лентой - отличительным знаком членов тайного братства и одновременно оберегом от опасностей, особенно во время путешествий на море.



Еще материал по данной теме


Карты таро в мешочке (Четки в комплекте)

В набор также входят четки, которые дополнят образ. Отлично подойдут в качестве подарка.

Универсальные карты таро

Колода этих карт подойдёт и для тех, кто только постигает тайны таро, и тем, кто уже знаком с гаданиями на таких картах.

← все статьи