Тайны повитухи




Тайны повитухи

 

Чтобы роды прошли благополучно, а ребенок родился здоровым, забеременевшие свято хранили свою тайну и никому не рассказывали о том, что ждут ребенка до тех пор, пока окружающие сами не замечали. Но самое главное - нельзя было говорить о предполагаемом дне родов. Более того, эту информацию старались скрыть даже от родственников, сообщая им об уже свершившемся факте. Видя приближение родов и боясь сглаза, домочадцев и соседей специально отвлекали, найдя им какую-либо работу. Считалось, что человек, знающий о наступлении родов, может повлиять на их исход.

 

В старину, как правило, роды принимала повивальная бабка, которой в сельской местности всегда почет да уважение выказывали. Это была не просто акушерка, но в своем роде добрая фея, умеющая творить чудеса. Повитухой могла быть далеко не каждая. Во-первых, это должна была быть пожилая женщина, которая уже не могла иметь детей. Во-вторых, она должна была обладать высокими нравственными качествами: дети, повитые безнравственной повивальной бабкой, по поверью, рождались больными и жили недолго. И в-третьих, родные дети повитухи должны были быть сами здоровыми.

Тайны повитухи 

Помогая роженице поскорее разрешиться от бремени, повивальная бабка совершала своего рода магические обряды, в которых принимали участие и родственники роженицы. Используя молитвы и заговоры, повитуха обращалась за помощью к Богу, являясь при этом посредницей между новорожденным и Создателем. Например, бабка шептала над каким-нибудь сосудом с водой молитву, а роженица должна была эту воду выпить. Затем, принимая младенца, повитуха старалась совершить с ним те же действия, что и бабушка Соломея, которая, по народным поверьям, принимала Иисуса Христа. Поэтому повивальная бабка приговаривала над роженицей: «Не я тебя, младенец, принимала, не я тебя омывала, а бабушка Соломея, не я тебя мыла, не я тебя парила, тебя парила бабушка Соломея, она тебе приговаривала: «Расти, мое дитятко, по часам, по минуточкам».

 

Новорожденного сразу клали на вывернутый тулуп - к богатству. Кстати, большой удачей считалось родить ребенка в новолуние - такой младенец должен был жить долго и счастливо. К тому же известно, что «на возрастающей Луне» матери легче рожать, а ребенку - появляться на свет.

 

После родов повитуха в течение трех дней оставалась в доме роженицы. Считалось, что роды - дело нечистое, поэтому главной обязанностью повивальной бабки было купание матери и ребенка и совершение «очистительных» обрядов. В первый раз ребенка мыли в воде, забеленной молоком. С одной стороны, в данном случае выражалось отношение к молоку как к основной пище ребенка (желание, чтобы его было в изобилии), а с другой стороны, забеленная молоком вода помогала уберечь младенца от сглаза. После всех очистительных обрядов повитуху отпускали с большими дарами.

 

До шести недель ребенка не показывали посторонним. Кроме опасности сглаза это было связано еще и с подзабытым обрядом сорокового дня или воцерковления. Считалось, что после родов женщина на сорок дней отлучена от храма, а это значит, что на мистическом уровне она не может в это время защитить младенца. Только на сороковой день молодая мама приносила ребенка в храм (как это сделала Богоматерь) и сама снова получала возможность причаститься.

 

По истечении шести недель маму и малыша разрешалось навестить посторонним. При этом было принято приносить с собою хлеб. Таким образом, проявлялось уважение не только к хлебу как к основной пище и символу благополучия, но и к молодой матери. Поскольку недавно родившая женщина была еще слаба, она нуждалась в помощи по хозяйству. Не забывали гости и об отце новорожденного. Чтобы новоявленный папа понял, что жене рожать было «солоно и горько», его потчевали пересоленной кашей с перцем.

 

Затем ребенка крестили. Но это уже совсем другая история.



Еще материал по данной теме


Универсальные карты таро

Колода этих карт подойдёт и для тех, кто только постигает тайны таро, и тем, кто уже знаком с гаданиями на таких картах.

← все статьи