Увидеть свой Путь




Увидеть свой Путь

 

Мудрый познает себя, но не выставляет себя напоказ.

Любит себя, но не ставит себя высоко.

И потому, отказываясь от одного, он обретает другое...

Вот почему мудрый носит простые одежды, а драгоценную яшму скрывает внутри.

 

Автор «Дао дэ цзин» - «Книги о Пути и Силе» (традиция именует его Лао-цзы - Мудрый Старец) жил более двух тысяч лет назад в Китае. Однако слова Лао-цзы не только не противоречат заповедям другого Учителя, родившегося несколько веков спустя в Вифлееме, но часто сходны с ними. В этом мы убедимся еще не раз. Древние мудрецы нередко говорили по сути одно и то же, если отбросить терминологические расхождения, причина которых - в различии культур и традиций.

 

Это, впрочем, общее наблюдение. Нас же в данный момент интересует Путь, и не Путь вообще, а именно путь к себе. Если, конечно, такое святое чувство, как любовь к самому близкому человеку - самому себе, - можно называть частностью.

 

Но шутки шутками, а философии и правда пока довольно. Поговорим о делах. Начнем с определения: что, собственно, входит в понятие «любовь к себе»? Никто, надеюсь, не решил, будто речь пойдет о любовании собой перед зеркалом или о публичном восхвалении своих потрясающих достоинств. Более того, можно высоко и искренне ценить себя и при том вовсе не искать «общественного признания». Ведь собственное искреннее одобрение стоит сотни похвал со стороны, только вот как его добиться... Это и есть тема нашей первой беседы.

 

Так. А чего мы, собственно, хотим? Ах, да, успеха. А что сие такое? Ну, это просто: когда всё сбывается. Всё-всё? Все желания и даже мечты? Вот именно. Например?.. Ну, например, как у старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке». Это какая же старуха? Которая в итоге - у разбитого корыта, та, что ли? Вот уж успех так успех... А правда, что с ней такое вдруг случилось? Все, вроде, шло хорошо, поначалу-то: корыто, изба, дворянство...

 

Так-то оно так, только вот не в свои сани она... Как раз после новой избы и повело ее куда-то не туда - с дворянством этим, и на что оно ей сдалось? Не ее это был успех, чужой. С чужим всегда так: его и вообще брать нехорошо, а уж если это чужая судьба... Разве с такой энергетикой, да еще и с чужой, справишься - со старухиными-то силенками? Беда, одним словом. Ох, как часто люди рвутся туда, якобы вверх, всерьез воображая, будто высокое положение и власть сами по себе есть счастье, и не понимая простой истины: счастье - это быть на своем месте.

 

Можно, конечно, поговорить сейчас о бабьей глупости, жадности... А может быть, все дело в том, что не любила себя та старуха? Не любила, когда была женой бедного рыбака, но не смогла полюбить, и став дворянкою. Ведь дворянкою она стала не настоящей, но лишь в своем, мелко-обывательском понимании. Жемчуг, соболя, слуг бьет... Новорусская такая «дворянка» получилась, пародийная. Немудрено, что этого «счастья» ей ненадолго хватило. Ну терем, ну соболья душегрейка, ну слуги, ну таскает она их за чупрун - и что? Мало. Скучно. Главного нет - внутреннего удовлетворения. Счастья того самого, неуловимого. Своего. Ладно, она тогда еще дальше. Снова якобы вверх. Но и в царицах ей счастья не видать. Не ее это счастье. Чужое.

 

Ошибка типичная. И сама старуха - идеальный представитель тех, чье счастье «всегда завтра». А ведь, казалось бы, чего стоило ей...

 

Давайте отвлечемся, и я расскажу вам другую, совсем другую сказочную историю.

 

Один могущественный царь со своим войском был осажден в крепости войском другого, еще более могущественного царя. Силы были неравные, к тому же осаждающие ожидали подкрепления. В случае прямого столкновения осажденных ждало неминуемое поражение. Следовало искать решение вне войны - или сдаваться. И тогда осажденный царь (а он был не только могущественным, но и весьма мудрым правителем и знал, что назначение каждой вещи - вершить то, что ей уготовано) повелел доставить из тюрьмы преступника, который славился как самый искусный вор. Оставшись с вором наедине, царь дал ему некое тайное поручение.

 

На следующее утро всё, как будто, оставалось по- прежнему: осада продолжалась, осаждавшие копили силы для штурма. И все же кое-что произошло. Ночью из шатра царя осаждавших, прямо из-под носа его бдительной охраны, исчезла шелковая ширма. А утром эту ширму ему прислали из осажденной крепости, сообщив, что нашли ее случайно, на болоте. Надо ли говорить, что охрана была удвоена, а трупы тех, кто охранял царя ночью... Это, впрочем, уже детали.

 

Однако следующей ночью случилось нечто еще более удивительное - пропала подушка с царского походного ложа, прямо из-под головы царя. Надо ли говорить, что и ее «случайно нашли на болоте» и любезно прислали из осажденной крепости. И, наконец, на третью ночь с головы царя, окруженного на этот раз тройным кольцом стражников, был срезан локон, который утром и был благополучно вручен ему очередным парламентером из стана врага. После такого «третьего звонка» осаду сняли, и царь увел свое могущественное, но бесполезное войско, справедливо рассудив, что следующим «найденным на болоте» предметом будет его голова.

 

Думаю, не нужна особая проницательность, чтобы догадаться: бывшего преступника заслуженно и щедро наградили. Ведь он наилучшим образом делал свое дело, был самим собой, идеально распорядился своей энергией, в результате чего куда более мощные потоки повернули свое течение в должном направлении.

 

Столь же мудро поступил и царь осажденной крепости: он не стал отвечать на вызов превосходящей силы - тоже силой. А использовал того, кто любому другому правителю показался бы скорее опасным, чем полезным, - и использовал наилучшим образом.

 

Простая аналогия здесь - хорошо работающий замок в стальной двери. Имея в руках ключ, и ребенок войдет в эту дверь, не затрачивая почти никаких усилий: и ключ, и замок, и дверь именно для того и созданы, чтобы совсем малые, но правильные затраты энергии позволяли открыть или закрыть вход в дом.

 

Но вернемся к нашей, пушкинской (впрочем, от этого ничуть не менее даосской) притче - и будем внимательны. Сказанное вовсе не означает, будто героиня сказки, старуха, должна была вести себя так, как повел себя ее старик, - отказаться от своего счастья, не просить у Судьбы в лице золотой рыбки совсем ничего. Боязнь старика быть счастливым, боязнь взять то, что предназначено ему судьбою (ведь именно ему была дана Судьбою рыбка), - такая же ошибка, как и нелепая жадность старухи до чужого счастья. И в том и в другом случае мы видим нежелание идти по своему пути.

 

Важно даже не то, в какую сторону каждый из них от этого пути отклонился. Струна, натянутая слишком слабо, не издаст музыкального звука, а натянутая слишком сильно - лопнет. Каждый из двух героев, не зная себя, не любя себя, не умея желать себе добра, в итоге не чувствует тонкую грань золотой середины. А ведь Судьба (так она, кстати, делает часто) дала им обоим вполне отчетливый знак - где следует остановиться. И если бы они вообще хотели понимать намеки Судьбы, они бы и этот намек не прозевали. Помните, как отвечает рыбка на просьбу старика о новой избе? «Так и быть, изба вам уж будет». Казалось бы, это самое ее «уж» - намек вполне прозрачный. Да и море не зря с каждым разом было все неспокойнее. Остановиться бы им на этом. Старик мог предотвратить катастрофу, на секунду задумавшись, что он с собой делает, и перестав быть рабом старухиной жадности. Сама же она могла бы остаться в выигрыше, смирив свою неуемную жадность и поняв, что новые вещи ей, хозяйке, и вправду принесут радость, а вот нелепое дворянство - нет.

 

Что ж, на то она и сказка, что сама - ложь, да в ней намек. Попробуем кратко сформулировать урок, извлеченный из мудрого сюжета об орудии Судьбы - золотой рыбке - и о маятнике, качающемся между боязнью счастья своего и желанием заполучить счастье чужое.

 

Две крайности имеют тот общий результат, что Судьба, предложив свои дары, в итоге проносит их мимо - если человек глух и слеп к ее Знакам. Обоим сказочным героям был напрямую предложен путь успеха. Но ни тот ни другая не повели себя должным образом. Один боялся отказаться от роли неудачника, другая не понимала, что успех вовсе не в том, чтобы проглотить всё разом - и не лопнуть. Путь их успеха пролегал в некоем точно определенном месте, и выбрать его можно было лишь в один-единственный определенный момент. Так бывает всегда. Ибо путь успеха - отнюдь не широкое пятирядное шоссе. Напротив, он узок, а часто и вовсе не виден. Умение его заметить, умение оказаться в нужном месте в нужное время - это и есть искусство быть счастливым, оставаясь самим собой. Беря свое.

 

И потому всякая живая тварь либо пытается уйти от судьбы, либо следует своему Пути, либо сопит и всхлипывает, либо дышит полной грудью.

 

Именно тот, кто дышит полной грудью, - он-то и знает, что такое Любовь. В том числе - любовь к самому себе. Ему чуждо и самоуничижение (я, дескать, счастья не заслуживаю), и гордыня (вон я какой, дайте-ка сюда всё, да побольше и получше). Желая счастья любимому человеку (себе или ближнему своему), он желает ему найти то место в мире, которое предназначено ему и только ему. Путь.

 

Поверьте, нет человека, который не способен был бы найти свой путь к счастью, к успеху в жизни. Судьба всегда дает каждому то хорошее, что ему причитается на его Пути: потоки энергии постоянно рядом, и они доступны нам - надо только уметь узнавать среди них свои и не бояться черпать из них, став тем самым чистым, открытым для мировой энергии сосудом.

 

Задача - помочь вам открыться потокам энергии, готовым хлынуть к любому, кто готов ее принять.

 

Каждый, кто глуп настолько, что отказывается быть счастливым, является грешником и заслуживает того, что с ним случается (Роберт Хайнлайн)

 

Судьба подает нам свои знаки, чтобы имеющий уши услышал зов Пути, а имеющий глаза - Путь увидел. Надо только чаще прислушиваться и приглядываться, а не воображать, будто холодный разум - единственное орудие, способное помочь нам сделать правильный выбор. Можно, правда, заранее отказаться от поиска Пути, сесть на обочине жизни у разбитого корыта и горевать о несправедливости злой судьбы. Или наоборот - неустанно стремиться «вверх», пытаясь втиснуться в чужой Путь, сесть не в свои сани. Не надо только забывать, что ни от такого бездействия, ни от такой «деятельности» толку не будет. Никакого. Для вас.

 

Но ведь мы и говорим о вас. Легко ли найти свой Путь? И да и нет. Оглянитесь вокруг - много ли вы видите истинно счастливых людей? Вот-вот...

 

Но! Обретение своего Пути - это наивысший смысл жизни. Почти мечта. А вот начать жить и мыслить правильно и в самом деле нетрудно. Более того, добиться этого можно за короткий срок - была бы только решимость. Именно она запускает механизм, который регулирует нашу готовность получать энергию в необходимом объеме.

 

Вам наверняка знакомо такое чувство полноты жизни - его еще называют куражом, - когда все, за что ни возьмешься, получается удивительно легко. Представьте только, что можно не терять кураж всю жизнь! Именно так бывает с человеком, который обрел Путь.

 

Мудрый все время в пути, и он не пытается сбросить груз со своей повозки. Если даже и доведется ему оказаться в дворцовой зале, он будет чувствовать себя там спокойно и беззаботно, подобно случайно залетевшей ласточке. Ведь что можно поделать с тем, кто, будучи господином, с легкостью взирает на мир и руководствуется лишь своими личными интересами?

 

Итак, с этого момента наша первая установка формулируется так. Истинная любовь к себе - это не самолюбование и не самовосхваление. И не жалость к себе. Это стремление обрести свой Путь. Путь к своему предназначенному свыше состоянию. Не «как можно больше» чего бы то ни было (хотя бы даже успеха), но то, и только то, счастье, тот, и только тот, успех, которые Судьбою предназначены именно вам. Человек принимает энергию в том объеме, который присущ только ему. Её, этой энергии, не может оказаться много. Или хотя бы больше, чем нужно. Это не варенье. Если человек ходит по путям сердца своего, счастье его полно и успеха он добивается наибольшего из всех возможных. Другому этот же успех и эта же энергия не нужны, ибо Путь не относится к тем вещам, которыми можно поделиться или которые можно позаимствовать, он только твой. То же самое - с энергией: каждый из нас получает (если получает) лишь ту ее часть, которая предназначена исключительно ему одному.

 

Если бы Путь можно было подносить в дар, каждый поднес бы его своему государю; если бы Путь можно было подавать, каждый подал бы его своим родителям; если бы Путь можно было вручать другим, каждый вручил бы его своим сыновьям и внукам. Но этого сделать нельзя: Путь не задержится у того, у кого внутри нет главного; не подойдет тому, кто внешне ему не пара.

 

Да, конечно, найти свой Путь непросто, возможно, это даже удел немногих избранных. Но тот, кто эту высшую цель осознал, кто ищет, - тот уже никогда не станет прежним.

 

Стать человеком Пути, в частности, пойти по пути успеха - задача вполне посильная, никаких особых усилий или экстраординарных способностей не требующая.



Еще материал по данной теме


← все статьи