Правосудие и суды в древнем Египте




Правосудие и суды в древнем Египте

 

В Древнем Египте понятия правосудия и законодательная система были основаны на учении о божественной сути Маат. Единственным ее представителем был фараон, который иногда делегировал свои полномочия высокопоставленным чиновникам, к примеру, визирю. Несмотря на свою религиозность, египетская судебная система подготовила почву для современного правосудия.

 

Именем Маат древние египтяне называли саму идею правосудия, справедливости и гармонии в обществе. С древнейших времен этот концепт был неотделим от понятия космического равновесия. Оно заключалось в сложном обмене ценностями между Маат, богами пантеона и фараоном. И таким образом, все, что могло нарушить общественный порядок на земле, представляло угрозу космическому равновесию. Маат - норма, порядок, мерило всех вещей, гармония и равновесие сотворенного мира. Ее противоположность - хаос, разрушительная сила, называвшаяся Изефет, не только нарушала космическую гармонию, но и сплоченность Обеих Земель, то есть Верхнего и Нижнего Египта. Словом, Маат - это тот идеал, к которому должны стремиться все египтяне, включая самого фараона.

 

Принцип Маат

 

Эта концепция охватывала различные понятия, связанные с понятием правосудия, о которых мы знаем благодаря исследованию иероглифов. Маат включала в себя одновременно справедливость поступков, прямоту мыслей, достойное поведение, объективность суждений и правдивые речи. Древнейшая иллюстрация к принципу Маат - одна из сцен, изображенных в Папирусе Ани из «Книги мертвых». Древние египтяне называли ее «сценой загробного суда». Умерший изображен здесь рядом с Анубисом; бог с головой шакала подводит его к весам, на которых будет взвешена вся его жизнь от первого до последнего часа. Сердце человека, символ поступков, которые он совершил на земле, сравнивается с весом пера Маат в присутствии четырнадцати судей. Если сердце умершего окажется тяжелее пера богини истины, оно будет брошено на съедение безжалостному чудовищу, подручному Анубиса. Если же чаша весов поднимется, свидетельствуя, что человек жил достойно, его отведут к Гору, мудрому богу с соколиной головой.

 

Таким образом, в Египте фараонов право было неразрывно связано с религией. Но за порядком должны были следить не только правитель и его визирь, но и каждый член общества нес ответственность за всеобщую гармонию. Поэтому эгоизм, насилие и ложь противоречили принципу Маат и были неприемлемы.

 

Понятия виновности и невиновности

 

Право эпохи фараонов подчинялось одному только принципу: нарушение закона Маат противоречит интересам общества. Понятие преступного намерения определялось исходя из наличия антиобщественного мотива и причины преступления. Так, во всех решениях, выносившихся в то время судами, и в определявшихся ими приговорах учитывались два понятия: аджа, означавшее виновность, неправоту или заблуждение, и маати - невиновность, истинность и правоту.

 

Пример судебного решения по уголовному процессу мы находим в деле Небнефера против Херии, о котором рассказывается в тексте остракона Нэша I. Против одной работницы из Дейрэль-Медины по имени Херия был подан иск в кенебет (суд старейшин): работник по имени Небнефер обвинял ее в краже разных вещей. После долгих разбирательств и судебного расследования судьи вынесли следующий приговор: «гражданка Херия - великая аджа, подлежащая смертной казни. Что же до мастера Небнефера, то он маати». Объявляя Херию «аджа», суд подразумевал, что она виновна в преступлении, и что кража этих вещей была совершена преднамеренно. Понятие «вменяемости в вину» в уголовном праве Древнего Египта основывалось на морали, потому что одно только преступное намерение каралось не менее сурово, чем само правонарушение.

 

Визирь - верховный судья?

 

Хотя каждый должен был следовать Маат, за соблюдение этого принципа гражданами прежде всего отвечал визирь, второй по влиятельности государственный деятель после самого фараона. Египтяне называли его чати. Начиная с V династии визиря, который был настоящим министром юстиции, титуловали жрецом Маат. Это звание он сохранит вплоть до XXV династии.

 

Подобно обычному жрецу, служителю бога, визирь считался служителем Маат. Его полномочия были очень широки. Он вызывал номархов, чтобы они доложили о положении дел в номах. Ему должны были предъявлять все завещания, - только он их запечатывал. Визирь назначал на должности сановников Верхнего и Нижнего Египта, оконечности Верхнего Египта и Великой Земли (провинции Абидос). Они должны были отчитываться ему обо всем, что происходило под их юрисдикцией в начале каждого сезона (т. е. каждые четыре месяца), для чего приводили с собой главных писарей и подчинявшихся им судей. Именно визирь отвечал за ведение кадастра и определял границы каждого нома, все поля и все подношения богам, составлял все контракты. Как верховный судья, он выносил судебные решения и рассматривал жалобы в том случае, если египтянин враждовал со своим соседом.

 

Тем не менее, визирь, в свою очередь, обязан был отчитываться перед фараоном, который возглавлял все суды Древнего Египта.

 

Кто обращался к визирю?

 

Роль визиря описывается в текстах, рассказывающих об аспектах древнеегипетского права, например, в знаменитых «Обязанностях визиря», тексте, который был обнаружен в гробницах визирей Рехмира (служившего Тутмосу III) и Пасера (визиря Рамсеса II). Из него мы узнаем что, в теории, к нему мог обратиться любой египтянин. Но в реальности, очевидно, все обстояло не так просто. Судя по всему, визирь должен был решать сложные дела государственного значения, рассматривавшиеся в верховном суде. Высшие сановники провинций, назначавшиеся на должность визирем, часто исполняли при нем роль судей, вынося решения в конфликтах на местном уровне. В менее важных случаях дело мог рассматривать местный совет старейшин, под названием кенебет, который отвечал за иски, касающиеся частной собственности или невыплаченных долгов. 



Еще материал по данной теме


Универсальные карты таро

Колода этих карт подойдёт и для тех, кто только постигает тайны таро, и тем, кто уже знаком с гаданиями на таких картах.

Гадальные карты Таро

К набору прилагается инструкция, благодаря которой даже начинающий таролог без проблем разберётся в хитросплетениях судьбы.

← все статьи