Преобразование энергии ступень четвертая: трудности. Что делать?




Преобразование энергии ступень четвертая: трудности. Что делать?

 

Есть большая группа людей, которые вообще никак не решают возникающие в связи с отрицательным жизненные проблемы. Они лишь сидят на своей обочине, в темноте и холоде, и успешно притягивают к себе и к своим близким все больше и больше отрицательного в полном соответствии с древним законом. Вот для них всякий минус и впрямь абсолютно и безоговорочно плох. (Плюсов они, впрочем, почти и не замечают.) Их пример и должен послужить вам уроком. Выбор снова и снова только за вами: хотите ли вы раз и навсегда отказаться от грустного созерцания минуса и использовать его как полезный для души опыт? Хотите уйти с берега Тихого Отчаяния в область постепенно растущей Положительной Энергии или вам нравится позиция неудачника на обочине? Если вам нравится быть неудачником - что ж, хозяин - барин. Только не обвиняйте потом никого, кроме себя. Это вы сами себя не любите.

 

Да, в этой жизни есть и всегда будут не только радости, но и горе, и боль, и разочарование. Встречается в ней и зло, и зависть, да и подлость людская не такая уж музейная редкость. Наконец, никто из людей не уйдет от самого страшного, ибо все мы смертны. Вопрос не в том, есть ли зло в жизни - оно есть. Вопрос в другом - как мы на него реагируем.

 

Здесь возможны три варианта. И первые два нас устроить никак не могут, ибо каждый из них ведет в тупик.

 

Первый вариант - «нулевое решение»: то самое пассивное сидение на обочине жизни и нытье по поводу ее несовершенства.

 

Другой тупиковый путь - самообман. Взять и притвориться, будто отрицательного попросту нет. Или, во всяком случае, очень мало. Эту позицию вы можете встретить в книжках и шумных телевизионных призывах радостных бодрячков. Авторы подобной «философии» могут выдавать себя и за религиозных проповедников, и за новаторов в психологии, но все их идеи на удивление похожи и сводятся, по сути, к простенькой формуле: «Посмотрим на проблемы сквозь пальцы, радостно и дружно прокричим друг другу, что все у нас отлично, - и тут же всё и в самом деле станет таким». С даосской мудростью эта эстрадная чушь не имеет ничего общего! Никто не отрицает великую силу внушения: иногда оно срабатывает - если неприятности вызваны не реальными событиями, а лишь внутренним настроем.

 

Но задумывались ли радостные бодрячки, каково слушать их веселые энергичные проповеди, к примеру, тем, кто страдает от ужасной боли?..

 

Принцип притяжения плюса к плюсу заключается не в шапкозакидательском отношении к реальным проблемам, а в постепенном накоплении положительной энергии во всех ее проявлениях, с тем чтобы неприятностей становилось в самом деле меньше. Постепенно, шаг за шагом! Это - третий путь. Если же очередной глянцевый «гуру» клятвенно обещает вам свое фирменное «по щучьему велению», притом достигнутое самой малой кровью, прямо с утра завтрашнего дня, - перед вами лжец.

 

Да, встать на путь успеха можно, это во власти каждого из вас. Но говорить о реальности жизни вовсе без отрицательных эмоций, без боли, без разочарований, наконец, без смерти - значит предлагать человеку не Путь, а наркотик. Минус нельзя убрать, без него нет и плюса. Но в нашей власти использовать минус во благо - и тогда он, как показывает тысячелетняя практика применения даосских методик, откроет путь притоку нашей положительной энергии.

 

В отличие от банковских счетов, энергия ци неисчерпаема, ее хватит на всех. Научитесь полностью брать то, что предназначено вам, - и минус потеряет большую часть своей власти над вами. Более того, отрицательных моментов в вашей жизни и вправду станет меньше: меньше болезней, меньше минусовых эмоций; злоба, зависть и подлость уйдут от вас к тем, кто сам не желает без них обходиться. А смерть...

 

Что ж, вовсе без нее никак, но отсрочить ее можно. Это даосы умели и умеют делать как никто другой. Ведь даосизм не признает жизнь после смерти тела, поэтому даосы искали бессмертия здесь, на Земле. И приходили к истинному долголетию. В средневековом Китае их даже называли бессмертными: ведь при тогдашней средней продолжительности жизни в тридцать пять лет даосы доживали до девяноста, а Учителя жили и намного дольше. Примеров тому сколько угодно, назову лишь один, самый близкий к нам. По времени.

 

Нынешний глава даосской школы «Тяньши Дао» («Путь Небесных Наставников»), прямой потомок ее первого патриарха, которого звали Чжан Фухань, живет сейчас на Тайване. Ему 110 лет, и он вовсе не считается среди даосов долгожителем. Сам Чжан Фухань родился в 34 году нашей эры и прожил 122 года.

 

Такая продолжительность жизни - следствие целого комплекса причин, главные из которых - душевное равновесие и телесное здоровье, основанное на созданной древними даосами практике работы с энергией ци, а также на диете и медитативных техниках.

 

Определенную роль в гармонизации окружающего пространства играют и приемы искусства ветра и воды - настоящего фэн-шуй.

 

Однако здоровое тело и здоровый дух - лишь следствие главного. Главное же для последователя даосизма - следование своему Пути. Только так человек может обрести гармонию с миром, и только так он получает право использовать всю доступную ему энергию. А управление ее потоками - это, так сказать, техника. К технике относятся и работа с энергетикой тела (цигун, «гимнастика» тайцзицюань, диета, все виды китайской медицины), и энергетически правильная организация жизненного пространства (фэн-шуй), и общение с тонкими энергиями (медитация).

 

Вернемся к разговору о пользе трудностей. Принято считать, что судьба сама решает, когда подкинуть нам очередные испытания, а нам остается только так или иначе на них реагировать. Для большинства все именно так и обстоит, но есть целая группа людей, которые являются исключением из этого правила. В Британии XIX века их называли «спортсменами».

 

Речь идет о людях, которые полагают, что трудности человек должен создавать себе сам. В частности, чтобы уметь их преодолевать и быть готовым к тем испытаниям, которые ждут нас независимо от нашего желания. А еще потому, что без постоянного преодоления трудностей жизнь становится пресной и скучной. Вариантов «спортивной» жизненной позиции существует множество, в том числе и спорт как таковой.

 

На первый взгляд может показаться, что с даосским отношением к жизни такой подход не может иметь ничего общего. В большинстве случаев это в самом деле так: слишком уж далек от мягкости, от водной гибкости путь борца за высшие достижения, будь то «золото» Олимпийских игр, успехи в освоении космоса или победа на турнире знатоков. Но не все так однозначно. Ведь известна и техника даосских воинских искусств.

 

Вот послушайте. Это не древняя притча и не жизнеописание великого человека, это история моего хорошего знакомого. Правда, человек он не совсем обычный...

 

Есть такое общеизвестное положение: великий спортсмен - прежде всего гений расслабления. Ведь именно во время расслабления человек способен набирать энергию. В разных видах спорта это правило имеет большее или меньшее значение, но одно верно всегда: чем дольше длится состязание, тем важнее становится умение расслаблять ненапряженные мышцы. Неудивительно поэтому, что для легкоатлета-стайера это умение так важно. А Сергей, этот самый мой знакомый, - марафонец. Правда, познакомившись с ним, вы бы никогда не подумали, что перед вами серьезный спортсмен, показывающий почти феноменальные результаты мирового класса. Очень уж он какой-то... Совсем не воинственный. Не такими мы привыкли представлять себе спортсменов. Ведь каков привычный образ чемпиона? Жесткий, целеустремленный, готовый, сжав зубы, бороться за победу.

 

А теперь представьте себе парня лет девятнадцати-двадцати (на самом деле ему тридцать, но я-то говорю о внешнем впечатлении), с мягкой, даже слегка смущенной улыбкой, ничуть не целеустремленного с виду, идущего расслабленной походкой, никуда не спешащего... При этом тренируется Серега два раза в день в любую погоду, пашет до полного изнеможения.

 

Как же совместить безграничное умение терпеть - и вот эту мягкость, расслабленность, улыбчивую застенчивость? Где обещанная нам телевидением «железная воля к победе» и прочие атрибуты «пути дубины»?

 

Не знаю, как обстоят дела в боях без правил или в профессиональном боксе, но в стайерском беге становятся мастерами именно такие люди, как Сергей. Невозможно бежать двухчасовой кросс по жаре или под дождем со скоростью почти двадцать километров в час, сжав зубы и таща на себе свою «железную волю». Если постоянно думать, какая часть дистанции впереди и как долго еще предстоит терпеть, выдержать будет просто невозможно. То же самое относится и к тренировкам. Два часа утром и два вечером, и немалую часть этого времени - в полную силу, до изнеможения. И так - годами.

 

В чем же секрет таких людей, как Сергей? Ответ один: в мировую спортивную элиту выходят те, кто получает удовольствие от самого процесса, а не только от его результатов! Иначе никто не советовал бы бегать на длинные дистанции для укрепления здоровья и, кстати, нервной системы. Не с такой, разумеется, скоростью, с какой бегают мастера, но все же. Ведь именно марафонцы, а не спринтеры бьют мировые рекорды в возрасте около сорока лет! Выходит, нервная система их вовсе не так напряженно работает, как это может показаться по телевизионным репортажам. Не зря один из величайших пропагандистов бега ради жизни Артур Лидьярд сказал: «Если вы хотите бегать - бегайте милю. Если хотите изменить свою жизнь - бегайте марафон».

 

Умение не напрягаться без необходимости; умение наслаждаться «здесь и сейчас», не беспокоясь о «там и потом», иначе говоря - умение жить настоящим моментом, не думая о том, сколько еще предстоит терпеть до финиша, - вот результат правильного использования энергии.

 

И тогда никакие допинги человеку не нужны, хватает правильно используемой энергии. Потому что он получает ее всю - ту, которая ему причитается.

 

Кстати о единоборствах, точнее, о боях без правил. Несколько лет назад на Серегу ночью напали трое здоровенных подвыпивших парней. До сих пор у него остался шрам... Но победил в той схватке он. При том что стайерский бег, как известно, отнюдь не способствует развитию силы рук, скорее уж напротив. Да и никакими воинскими единоборствами Сергей никогда не занимался, был только лыжный спорт в юности, потом бег. Дело не в силе рук. Мягкость воды и огромные запасы энергии - вот что все решает.

 

И всё это при том, что ни о каком даосизме Серега и слыхом не слыхивал. Он просто такой «по жизни».

 

Собственно, истинный даосизм и не требует соблюдения никаких ритуалов. Это не религия и даже не свод правил, а «всего лишь» образ жизни. Потому во многих даосских притчах рассказывается, как великие мудрецы учились у «простых» людей, которым от рождения был дан Путь, но они об этом и не думали. Вот что ответил на вопрос мудреца старик, переплывший на его глазах ужасный грохочущий водопад:

 

«О нет, у меня нет Пути. Я начал с того, что было мне дано от рождения, вырос в том, что угодно моей природе, и достиг зрелости в том, что является моей судьбой. Я вхожу в воду с течением, увлекающим на середину реки, и выхожу с течением, несущим к берегу. Я следую движению вод и не навязываю волнам свою волю. Вот как я удерживаюсь на плаву».

 

Если бы все были такими же гибкими, разве понадобилась бы эта статья?.. А уж глянцевые обманки про золотых рыбок и про китайские монетки под ковриком, которые «сами собой» принесут счастье, - кто тогда стал бы про них читать, да еще и верить...

 

Не думаю, что это такая уж свежая мысль, но жизнь и вправду во многом схожа со стайерским бегом. Во всяком случае, это верно для тех, кому небезразлично, сколько они проживут и каковы будут, так сказать, промежуточные результаты. Вот тут-то, в зеркале сравнения, и становится очевидной разница между теми, кто идет по дистанции со сжатыми до скрипа зубами, и их противоположностями, для которых жизнь не борьба (ну не верблюды же мы двугорбые, в самом деле!), а Путь. Побеждают, как показывает практика, вторые. Именно они не только пробегают во много раз больше, чем «борцы», но еще и сполна получают удовольствие от жизни: и от достигнутой цели, и от самого процесса - ведь они никогда не испытывают дефицита энергии, и ощущение этого делает их счастливыми даже в самые трудные минуты.

 

Думаю, одно из ключевых различий между «западным» и даосским подходом к жизни как раз в способности человека Пути наслаждаться не столько достигнутой целью, сколько процессом ее достижения. Конечно, это верно только в том случае, когда человек сам выбирает для себя цель, а не следует бездумно «общепринятым ценностям».

 

Мудрый действует, но не надеется на других; достигая успеха, не останавливается на этом. Ибо он не стремится к званию достойного.

 

Таким людям, возможно, больше, чем многим из нас, приходится терпеть, в том числе терпеть боль, физическую и душевную. Но это не делает их несчастными и тем более не может сделать нытиками. Конечно, радость преодоления состоит не только в самом процессе. Есть и радость победы (как минимум - победы над собой). Есть и такие простые радости, как отдых после хорошо сделанной работы, тяжелой, на пределе выносливости...

 

Будем, однако, последовательны и доведем аналогию до конца. Осталась самая непростая тема, и притворяться, будто ее не существует, было бы нечестно. Я говорю о теме финиша.

 

Ясно: никто не рвется в спринтеры с коротким дыханием. Задача не только в том, чтобы бежать красиво и, главное, с удовольствием, но и в том, чтобы дистанция наша оказалась как можно более длинной. Потому человек Пути и отвергает все виды якобы спортивных подвигов, совершаемых под скрежет зубовный, ибо подвиги эти для тех, кто решил финишировать пораньше. Дело, как говорится, добровольное, а мы с вами лучше побежим дальше. И все же, какой бы сверхмарафонской мы ни сделали нашу дистанцию, финиш будет...

 

Не знаю, не знаю, может быть, кто-то способен говорить на эту тему с совершенно серьезным лицом, а я - пас. Впрочем, тут я лишь следую примеру даосских мудрецов. Так что вот вам еще одна притча в форме анекдота. Только не подумайте, пожалуйста, будто в этой шутке - сто процентов шутки! Смело назову эту историю даосской, ибо в книге самого великого Чжуан-цзы есть очень похожая притча. У него и вообще с чувством юмора было все в порядке.

 

Жили как-то двое очень пожилых людей, муж и жена. Жили они, жили - и оба умерли. Не то они были христиане, не то мусульмане, а может, и к какой другой конфессии относились, а только попали оба в рай. Ну, стало быть, осмотрелись они там, и вдруг муж раздраженно этак говорит: «Эх, дура ты, дура, посмотри, какая райская жизнь! Если бы не твоя противная пресная овсянка по утрам и кефир на ночь, мы бы уж лет пять как были здесь».

 

Ладно, сказка ложь... А нам дальше надо идти. Немного смущенная, детская улыбка - фирменный отличительный знак людей Пути, то есть - людей счастливых. Счастливых не потому, что они богаты (хотя и такие среди них имеются), и не потому, что все они - победители на избранном ими поприще. Им хорошо живется - в самом буквальном смысле. Кроме умения не напрягаясь использовать всю доступную энергию и идти (течь) свои путем как будто без всяких усилий, у этого самого «хорошо живется» есть еще один источник. Это способ, с помощью которого человек Пути решает трудные проблемы: и те, что он для себя выбрал сам, и другие - предложенные ему самой жизнью.

 

Каким бы гением расслабления ни был человек, но для преодоления трудностей приходится и напрягаться. И вот то, как именно мы собираем свою энергию в точку, определяет многое. Одна крайность - способ, которым пользуются «борцы». Именно этот способ лежит в основе «пути дубины» и требует от человека предельного эмоционального напряжения. По мнению таких людей, иначе невозможно сконцентрироваться на решении проблемы. Имя этому способу преодоления трудностей - страсть. Совсем иначе подходит к делу человек Пути. Ему невдомек, зачем вообще может понадобиться всесокрушающая страсть к победе. Мягкое и гибкое не может не найти свой путь, какой бы трудной ни казалась проблема в начале. Путь этот не прямой, и заранее его на карту не нанесешь - он проявляется сам собой, по ходу дела.

 

Расскажу еще немного про Сергея, раз уж я использую в качестве примера его жизнь. Собирался ли он лет десять назад войти в элиту марафонских бегунов? Конечно же нет! Там, в этой элите, и так белокожих почти нет, а Сергей ведь не учился в элитной спортивной школе олимпийского резерва, где детей настраивают на многолетнюю борьбу, а то и вовсе на подвиги, - он просто бегал себе, как говорится, «по жизни», и все дела. Конечно, как у всякого спортсмена, в глубине его души прятались мысли о том, что будет, если удастся выйти на самый верх. Но это так, между прочим. Собственно, он и сейчас не считает себя каким-то особенным. Ну бегает он, мало ли кто бегает, что тут такого...

 

Думай о трудных делах как о простом и естественном, воспринимай все великое как простое и доступное. И тогда самые большие трудности непременно разрешатся как бы сами собой, а то, что сейчас кажется величайшей вещью в мире, непременно случится. Вот почему мудрый, доводя все до конца, не считает себя великим, и потому он может достичь величия.

 

Разумеется, если ваше поведение в трудных ситуациях определяется не мягким отношением к жизни, а страстным желанием «умереть, но победить», то воображать, будто та или иная проблема «разрешится сама собой», не стоит - платить за ее решение вам, как и всякому «борцу», придется частью своей энергии, то есть частью жизни. Тут уж одно из двух: или вы совершаете подвиги - или вы живете. В любви и согласии с самим собой. Но, делая выбор, помните, что победителем в итоге оказывается вовсе не страстный прямолинейный «борец», а тот, кому его спокойная решимость пройти дистанцию не мешает оставаться внутренне расслабленным.

 

Великая страсть иссушает, непоколебимая решимость наполняет силой. Великая страсть делает тебя слабым, непоколебимая решимость - могучим. Великая страсть калечит, непоколебимая решимость возвышает дух. Великая страсть завладевает тобой, непоколебимая решимость делает тебя свободным.

 

Говоря о преодолении трудностей, не следует забывать и еще об одной очень важной вещи. Долгие годы непримиримой борьбы всего народа за светлое будущее - на нашей великой Родине - и борьбы каждого в отдельности за право жить лучше всех - в лагере капитализма - привели к забвению простейших истин. Увлеченные борьбой с природой и друг с другом, многие упустили из виду, что истинная мудрость и настоящее счастье - это не то, за чем следует гнаться. Дело обстоит как раз наоборот: стоит только сбросить постоянное напряжение борьбы и перестать гнаться, стоит расслабиться, открыв себя потокам энергии, как и сама энергия, и интуитивное знание - а с ними и счастье - сумеют наконец до вас добраться. И тогда ваша энергия получит возможность течь вместе с вами по вашему Пути - течь так, как считает нужным она сама, надо только позволить ей сделать это.

 

Вот почему слово «спортсмен» в наше время имеет два значения. Кто-то вкладывает в него старый смысл: человек, который сам выбирает себе трудности и всегда ведет честную игру в соответствии с принципом «равные условия для всех».

 

Спасительной силой в нашем мире является спорт - над ним по-прежнему реет флаг оптимизма, здесь соблюдают правила и уважают противника независимо от того, на чьей стороне победа (Дж. Голсуорси).

 

Другие, и их куда больше, понимают это же слово совершенно иначе: быть «спортсменом» для них значит стремиться догнать, перегнать и схватить (а если придется, то и отнять).

 

Когда в погоне за добычей мчишься по полю во весь опор, сердце твое делается безудержным и слепым.

 

Очень часто кажется, что именно таков путь к победе, ведь как раз «спортсменам» второго типа удается схватить больше всех. Проблема в одном: всё, что они схватили, является ценностью лишь постольку, поскольку они внушили это себе и окружающим, ибо гонятся они не за счастьем, а за его общепринятыми символами. Так им проще поверить в свою правоту: ведь «схватить» нечто в самом деле важное попросту невозможно. Это важное не убегает от нас и не прячется; напротив - оно по природе своей стремится к нам само; не надо только отпугивать его, страстно размахивая дубиной. Тех же, кто не сумеет вовремя это осознать, остановить гонку и спокойно пойти по своему пути, наполняясь энергией, неминуемо ждет разбитое корыто.

 

Помня о своей цели, будь терпелив. Ведь изменения - это то, что приходит не сразу, но как бы само собой. Тот, кто придерживается этого Пути, не стремится к избытку.



Еще материал по данной теме


Универсальные карты таро

Колода этих карт подойдёт и для тех, кто только постигает тайны таро, и тем, кто уже знаком с гаданиями на таких картах.

Гадальные карты Таро

К набору прилагается инструкция, благодаря которой даже начинающий таролог без проблем разберётся в хитросплетениях судьбы.

← все статьи