Структура мирового древа




Структура мирового древа

 

Отдельно следует рассказать о структуре мирового древа. На многочисленных изображениях его можно рассматривать по вертикали и по горизонтали. Если смотреть по вертикали, то у дерева есть крона, ствол и корни. Они отражают устройство Вселенной и связаны с космологическими мифами (мифами о сотворении мира). Об этом мы уже писали выше.

 

Но вокруг дерева идет своя жизнь. По обеим сторонам от ствола можно увидеть фигуры людей и животных, богов и других мифологических персонажей. Такая структура (горизонтальная) отражает ритуальную жизнь людей. Например, у ацтеков с одной стороны от древа можно увидеть бога солнца, а с другой - божество смерти. Иногда встречается изображение жертвоприношения (жертвенный столб - один из образов мирового древа).

 

В центре мы всегда видим объект ритуала: либо жертвенник, либо человеческую фигуру, сращенную с деревом, а по обе стороны от него - фигуры других участников ритуала, то есть действа, которое должно обеспечить народу плодородие, благополучие и процветание.

 

Ученые доказали, что существует две горизонтальные оси структуры мирового древа - в форме квадрата и круга. Обе плоскости, создаваемые осью и центром, имеют по две координаты - слева, справа, спереди и сзади. Если рассматривать квадратную плоскость, то это четыре угла, каждый из которых показывает на определенную сторону света. По сторонам квадрата или по его углам иногда изображали более мелкие деревья, так называемые частные, они могли символизировать жизни мифологических персонажей, иногда так обозначались ветры. Более полно эти представления отразились на изображениях мирового древа у ацтеков, на лапландских шаманских бубнах, а также на ритуальных изделиях других северных народов. Иногда в такой форме изображали даже сам город или страну в целом. Примером могут послужить мифологические картины в Древнем Китае.

 

Теория четырехгранности мирового древа прослеживается и в ритуальных заговорах, в мифах: «Я вышел на четыре стороны, я принес жертву» («Сказание о Гильгамеше») или «На море на Океяне, на острове Буяне стоит дуб... Под тем рунцом змея скоропея... И мы вам помолимся, на все на четыре стороны поклонимся»; «... стоит кипарис-дерево...; заезжай и залучай со всех четырех сторон с востока и запада, и с лета и сивера: идите со всех четырех сторон... как идет солнце, и месяц, и частые мелкие звезды»; «У этого океана-моря стоит дерево карколист; на этом дереве карколисте висят: Козьма и Демьян, Лука и Павел» (русские заговоры).

 

Даже пирамиды в Египте подчинены закону четырех сторон. Такая схема лежит в основе многих религиозных культовых сооружений, сохранившихся и до наших времен. Они даже ориентированы своими четырьмя сторонами на соответствующие части света. Другие мировые пирамиды также соблюдают этот закон. В качестве примера рассмотрим пирамиду в Теночтитлане (современный Мехико), хранящую память о возникновении государства ацтеков. Этот квадрат разделен на четыре части по диагоналям. В центре пирамиды когда-то находился кактус, на котором сидел орел и пожирал змею - по преданию, в этом месте ацтекам надлежало основать свое государство. Это своеобразный центр, через который, как считали древние ацтеки, проходит мировая ось.

 

Существует немало доказательств, что каждый отдельный элемент в горизонтальной структуре отмечен своим мировым древом. Отсюда берет начало восьмеричная система изображения. Например, на Дальнем Востоке мир изображался в виде огромного лося с восьмью ногами, или же рисовались восемь ветвей перед домом какого-либо божественного существа. В мифологических записях Якутии можно встретить упоминание о восьмиугольной земле. Даже восемь Птахов, божеств Древнего Египта и Мемфиса, относятся к этой восьмеричной системе.

 

С точки зрения горизонтальных плоскостей мирового древа и теории о четырех сторонах, мир рассматривается не только как числа и стороны света, но и как временные промежутки, то есть сезоны - весна, лето, осень, зима; утро, день, вечер, ночь, а также как цветовые схемы или элементы Вселенной. По горизонтальной структуре человечество определяло освоенное пространство (то есть то, которое было связано с самой культурой) и неосвоенное (то есть естественное, природное).

 

Таким образом, мировое древо воплотило в себе самую гармоничную схему устройства Вселенной. Ее стали придерживаться многие цивилизации, поэтому у каждой из них появилось свое мировое древо, свои (но очень схожие между собой) космические объяснения явлений природы. Такая схема привела к возникновению знакового письма, которое со временем развивалось и преображалось у каждой цивилизации по-своему.



Еще материал по данной теме


← все статьи