Странный принц




Странный принц

 

Но не менее странным и необъяснимым может показаться современному человеку, озабоченному материальными проблемами, тот факт, что наследник богатого отца, принц, окруженный с детства роскошью, даже не знавший о том, что существуют какие-либо заботы и тяготы, покинул отчий дом, оставил семью, отказался от возможности в будущем стать правителем и выбрал путь отшельника, беднейшего из бедных. Но это произошло. В результате тот, кто раньше был принцем, стал Буддой, то есть Просветленным, а мир получил новую религию - буддизм. Сейчас это одна из трех мировых религий наряду с христианством и исламом. Насчитывается более 700 млн. последователей буддизма. Больше всего буддистов в Китае и других странах Центральной, Восточной, Южной и Юго-Восточной Азии. С конца века буддизм начал проникать в Европу.

 

А началось все в середине 1-го тысячелетия до н. э. в Индии. В 624 г. до н. э. добродетельная Майя, жена Шуддходана, раджи небольшого княжества Шакья, располагавшегося на севере Индии, недалеко от границы с Непалом, увидела чудесный сон. Снилось ей, что боги снизошли к ее ложу и перенесли его в снежные горы Гималаи. Там Майя прошла обряд омовения в священных водах озера и, одетая в неземные одежды, вновь возлегла на ложе. Вдруг явился к ней белый слон с шестью клыками и вошел в ее правый бок.

 

Майя рассказала об этом необычном сне мужу. Шуддходан обратился к мудрецам, которые так растолковали сновидение: Майя родит радже сына, которого ждет исключительная судьба. Он станет либо самым могущественным царем, который установит всеобщий порядок и справедливость, либо великим отшельником, который подарит миру новое учение.

 

Через положенное время Майя действительно родила сына. Его назвали Сиддхартха (санскрит: «достигший цели») Гаутама («происходящий из рода Гатамов» - родовое имя). Рождение наследника стало великой радостью для Шуддходана. Но счастье его было омрачено смертью любимой жены, не перенесшей родов. Однако один лишь взгляд на младенца смягчал горе овдовевшего правителя. Всю свою любовь он теперь отдавал подрастающему сыну, предпринимал все возможное и невозможное, чтобы сделать его детство счастливым и безмятежным. Он помнил пророчество жрецов и решил подготовить сына к будущей царской власти, так как надеялся, что именно правителем, а не нищим отшельником станет его обожаемый ребенок.

 

В отличие от своих избалованных сверстников- аристократов, мальчик не требовал многого - ни дорогих игрушек, ни фантастических развлечений. Напротив, Сиддхартха чаще избегал шумных игр и любил в одиночестве предаваться мечтам и размышлениям. Взрослые стали замечать, что мальчик часами сидит один и пребывает в странном, задумчивом состоянии. Выглядел он в такие моменты настолько отрешенным, что Шуддходана стало беспокоить здоровье ребенка. Он посчитал, что скорее всего сказывается отсутствие матери, и решил отвлечь сына от вредных, по его мнению, мечтаний и оградить от всякого столкновения с болью и страданиями, которыми была полна окружающая действительность. Тогда, думал раджа, мальчику незачем будет мечтать, ведь сама жизнь его будет подобна мечте.

 

В Индии общество делилось на 4 касты: брахманы (жрецы, хранители религиозного культа), кшатрии (военачальники и правители), вайшии (торговцы, мелкие земельные собственники) и шудры (низы общества, предназначение которых - служить вышестоящим кастам). Такое деление неминуемо порождало неравенство не только материальное, но и духовное, моральное. Шудр не допускали даже к религиозным обрядам, которые отправляли брахманы и к которым приобщались кшатрии и вайшии. Пройдя посвящение, мужчины этих каст как бы получали второе (религиозное) рождение и считались «дважды рожденными». Шудры же именовались «единожды рожденными», и у них не было никаких шансов получить право на участие в религиозной жизни. Также мало прав на свободное приобщение к религии было и у женщин. Если брахман осмеливался по каким-то причинам ознакомить женщину с тайнами культа, и об этом становилось известно, нарушившего закон священника изгоняли из общества навсегда.

 

Зато верховные касты процветали. Жрецы и цари выполняли лишь обязанности, возложенные на них занимаемой должностью, имея благодаря рабам все необходимое для беззаботного существования. Им не нужно было заботиться ни о пропитании, ни о собственном комфорте. Стоило хлопнуть в ладоши, и покорный раб выполнял любое приказание, а за неповиновение строго или даже жестоко наказывался.

 

Сиддхартха Гаутама принадлежал по происхождению к касте кшатриев, поэтому мог вести жизнь, полную удовольствий. Предание свидетельствует, что сам Будда так описывал свою жизнь, которую он вел будучи принцем Шакьи: «Для меня во дворце родителя моего были устроены пруды, где цвели в изобилии водяные лилии, водяные розы и белые лотосы; благовонные одежды из тонкой ткани носил я; из тонкой ткани был тюрбан мой и верхнее и нижнее платье; днем и ночью осеняли меня белым зонтом из опасения, как бы прохлада, или зной, или пылинка, или капля росы не коснулись меня. И было у меня три дворца: один для зимнего житья, другой для летнего и третий для дождливой погоды».

 

Когда пришло время, Шуддходан подыскал Сид- дхартхе достойную невесту - красивую, умную и добродетельную девушку из соседнего царства. Став женой Гаутамы, она родила ему сына, названного Ракула (что значит «препятствие, окова»). Надо полагать, все это время принца не оставляли те же смутные чувства, что он впервые испытал в детстве. Безмятежная жизнь во дворцах не смогла притупить стремления избранника богов Сиддхартхи к глубокому пониманию жизни, к духовному совершенствованию.



Еще материал по данной теме


Универсальные карты таро (Скатерть в комплекте)

Вы найдёте не только классические карты Таро, но и особую скатерть для гадания.

Скандинавские руны (Любовные предсказания)

Гадальные руны «Любви» помогут вам в решении вопросов, касающихся отношений и сердечных дел. 

← все статьи