Духовные средства для борьбы со злыми духами




Духовные средства для борьбы со злыми духами

             

Святой Иоанн Златоуст

Святой Иоанн Златоуст говорит: 
«Никто не думай о диаволе, что он будто так силен, что может воспрепятствовать нам идти путем, ведущим к добродетели. Правда, он прельщает и соблазняет нерадивых, однако же не удерживает насильно и не принуждает», «Если живем безнравственно, делаемся легкой добычей диавола». 

«Всегда от нерадения моего берут демоны случай против меня восставать», - свидетельствует святой Максим Исповедник (Добротолюбие. Т. 2. С. 322). Что злое зарождается в нас самих, это говорит и Сам Господь: «Ибо из сердца, - говорит, - исходят злые помыслы» (Мф., 15: 19).

Бывает же сие с теми, которые по нерадению оставляют в себе невозделанными естественные семена добра, как сказано в притчах:

«Проходил я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного: и вот все это заросло терном, поверхность его покрылась крапивою и каменная ограда его обрушилась» (Причт., 24:30-31).
 

А душе от такого нерадения, опустевшей и оставленной, по необходимости остается произращать терния и волчцы и испытывать над собою сказанное:

«Я ожидал, что он принесет добрые грозды, он принес дикия ягоды» (Ис., 5: 2, 4), между тем как об этой же душе было прежде сказано: «Насадил лозу отборную» (Ис., 5:2). Подобное сему есть в пророке Иеремии, который от лица Бога говорит: «Я насадил тебя, как благородную лозу, - самое чистое семя, как же ты превратилась у меня в дикую отрасль чужой лозы» (Иер., 2: 21).

 

Афанасий Великий

Афанасий Великий говорит:

«Сам диавол сознается в своем бессилии, и, таким образом, не будем падать духом, питать в душе боязнь, не станем сами себе выдумывать побуждения к страху», говоря: «Не пришел бы демон и не поколебал бы меня? Не восхитил бы он меня и не низринул бы? Или: «Не напал бы внезапно и не привел бы в смятение?»
 

Вовсе не будем мы давать в себе места таким мыслям и скорбеть, как погибающие. Будем представлять себе и помышлять всегда, что поелику с нами Господь, то ничего не сделают нам враги. Они какими нас находят, приходя к нам. такими и сами делаются в отношении к нам, и какие мысли в нас находят, такие и привидения представляют нам (предлагая нам искушение в том, к чему мы падки).
 

Господь истребил силу сатаны и полчищ его бесовских, отняв у них всякую власть совершать насилие над нами: «Отняв силы у начальства и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (Кол., 2:18). «Только посредством греха и страстей бесы льнут к душе, и она, пока во грехе, бывает ослеплена ими и является как бы одетою в них. Вот такую одежду, из бесов сшитую, и снял Господь с естества нашего тем, что нам дарована новая жизнь, отняты у бесов точки соприкосновения с нами или прилипания к нам и, напротив, влита сила, отражающая их».
 

О возможности избавления от бесов при помощи благодати Божией свидетельствуют Святые Отцы Церкви.

 

Святой Кирилл Иерусалимский

Святой Кирилл Иерусалимский:

«Самый злой советник - диавол, он всех подущает, но не преодолеет не покоряющихся ему. Поэтому затвори дверь твою и удали его от себя, и не сделает тебе вреда. Если же без отвращения примешь в себя похотливую мысль, то посредством помыслов она пустит в тебя корни, свяжет ум твой и увлечет тебя в пучину зол».

         

Святой Иоанн Златоуст

Святой Иоанн Златоуст:

«Если диавол и хищник, то от нас зависит не давать ему расхищать».

 

Святой Григорий Нисский

Святой Григорий Нисский:

«Когда естество наше пало в грех, наше падение Бог не оставил Своим Промыслом, но в помощь жизни каждого приставляет некоего ангела, из принявших бесплотное естество, но, с противной стороны, растлитель естества ухищряется на то же посредством некоего лукавого и злотворного демона, который бы вредил человеческой жизни. Человек же, находясь среди ангела и демона, сам собою делает одного сильнее другого, свободной волей выбирая учителя из двух. Добрый ангел предуказывает помыслам блага добродетели, какие преуспевающими открываются в уповании, а другой показывает вещественные удовольствия, от которых нет никакой надежды на благо. Посему если кто чуждается того, что манит к худшему, устремив помыслы к лучшему и порок как бы поставив позади себя, а душу свою как некое зеркало обратил лицом к упованию благ, чтобы в чистоте собственной его души напечатлелись все изображения и представления указуемой ему добродетели, то сретает его тогда и оказывает ему вспоможение брат: ибо по дару слова и разумности души человеческой ангел некоторым образом является человеку братом».
 

Но ангелы - только наши помощники, а борьбу за свою душу мы должны вести сами.

«Противостаньте диаволу, и убежит от вас», - говорит святой апостол Иаков (4: 7). Надо только не ослабевать в борьбе с врагом и вести войну с терпением, помня завет Господа:

«Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк., 21: 19).
 

За победу над диаволом ждет вас вечная награда в Царстве Небесном. Если диавол особенно сильно нападает на нас, то это первый признак его слабости, ибо, если бы мы были побеждены им, ему нечего бы было вступать в борьбу в нами.

Святой Иоанн Лествичник:

«Никто не может так свидетельствовать о поражении диавола и демонов, как жестокое их нападение на нас». «Бог же мира сокрушит сатану под ногами нашими» (Рим., 16: 20).
 

Святые Отцы и учители Церкви указывают весьма действенные средства для борьбы с диаволом: Веру, слово Божие, призывание в помощь имени Христа Спасителя нашего, страх Божий, смирение, трезвение, молитву, Крестное знамение. Мы сами можем и должны употреблять их в борьбе с нечистой силой, но есть и такие, которыми возможно пользоваться только с помощью священнослужителей.

А теперь давайте более подробно рассмотрим эти понятия.
 

Вера - это невещественный щит против невидимого врага. Диавол мечет в нас разными ядовитыми стрелами, но мы имеем у себя крепкую оборону - веру. «Паче всего возьмите щит веры, которым возможите угасить все стрелы лукавого» (Еф., 6: 16). Диавол часто бросает стрелу похотения срамных удовольствий, но вера, напоминая суд и охлаждая ум, угашает стрелу сию. Если веруем в Бога, то не боимся демонов, ибо Господь посылает нам помощь свою.
«Губитель не найдет себе места в нас, если ограждаться щитом веры».
  

Слово Божие. «Духовный меч для борьбы с диаволом есть глагол Божий», «Противоположи ему <искусителю>слово живота, которое есть хлеб, посылаемый с неба и дарующий жизнь миру», - говорит святой Григорий Богослов. «Губитель никогда не найдет в нас места себе, если отражать его мечом Слова Божия». «Бесов должно прогонять, по примеру Христа, словами Священного Писания».

 

Призыв имени Христа Спасителя нашего.

«Именем Моим будут изгонять бесов», - сказал Спаситель (Мк., 16-19). Отцы Церкви и учителя свидетельствуют об исполнении обетования Христова. Святой Иустин мученик говорит: «Мы всегда молим Бога чрез Иисуса Христа, чтобы сохраняться нам от демонов, которые чужды Богопочтения и которым мы некогда поклонялись, дабы мы, после обращения к Богу через Христа, были непорочны. Ибо мы называем Его помощником и Спасителем, от силы имени Которого трепещут демоны, и теперь заклинаем именем Иисуса Христа, Распятого при Понтии Пилате, они повинуются нам, отсюда для всех очевидно, что Отец Его дал Ему столь великую силу, что и бесы покоряются имени и домостроительству бывшего страдания Его».

 

Святой Кирилл Иерусалимский

Святой Кирилл Иерусалимский:

«Все цари, скончавшись, вместе с жизнью теряют и могущество, а Распятому Христу поклоняется вся Вселенная. Возвещаем Распятого, Которого демоны трепещут. Много было в разные времена распинаемых, но призывание другого какого распятого изгоняло ли когда демонов?.. ...И доныне еще трепещут демоны при имени Христовом, сила Сего имени не ослаблена и нашими пороками. А мы не стыдимся оскорблять и достопоклоняемое имя Христово и Самого Христа..., ...Не стыдимся слышать, как отвергают христианство молча, выступая в защиту Христа Спасителя нашего, как бы стыдясь быть верующими сынами Его...
...Не может ум победить демонское мечтание сам только собою, да не дерзает на сие никогда, ибо, хитры будучи, враги наши притворяются побежденными, замышляя низложить борца чрез тщеславие, при призывании же имени Христа, и минуту постоять и злокозньствовать против тебя не стерпят... Слабый наш разум, который пока на духов злобы призывает Иисуса Христа (с помощью силы имени Сего), удобно изгоняет их искусным умением, обращает в бегство невидимые, ратные силы врага, а коль скоро сам на себя одного безрассудно дерзнет надеяться, то падет и разбивается».
 

Страх Божий. Тот, кто из-за любви боится оскорбить Создателя своего и носит постоянно в сердце благодарную память о милостях Божиих и страх быть неблагодарным за них, тому не страшен ни диавол, ни человек: ибо тот не боится смерти, уповая на жизнь вечную, даруемую Богом.

Святой Ефрем Сирин: «Страх Божий - крепкий столп перед лицом вражеским, не разоряй сего столпа и не будешь взят в плен».

Святой Симеон Новый Богослов:

«Боящийся Бога, не боится устремления против него бесов».
 

Смирение. Смиренному не страшен никто, ибо на смиренного не поднимается рука, ему не страшны лишения и муки, ибо смирение не дает чувствовать уязвления от преследований врага, об стену его смирения разобьется всякое зло. Святой Симеон Новый Богослов говорит: «Что мужественнее сокрушенного и смиренного сердца, которое без труда обращает в бегство полки бесов и совершенно прогоняет их». Преподобный Авва Дорофей свидетельствует: «Когда святой Антоний увидел распростертыми все сети диавола и, вздохнув, вопросил Бога: «Кто может избегнуть их?», Бог ответил ему: «Смирение избегает их, - и присовокупил: - Они даже не прикасаются ему», то есть к смирению».
 

Трезвение - духовное бодрствование. «Нерадение и рассеянность души, - говорит святой Василий Великий, - должно исправлять более собранным и строгим внимание ума, и каждую минуту надобно занимать непрестанно душу размышлением о том, что прекрасно (то есть что есть истина). Когда же диавол предпринимает строить свои козни и с великой силой старается в безмолвствующую и в покое пребывающую душу впустить свои помыслы, как разжженные какие-то стрелы, внезапно воспламенить ее и произвести в ней продолжительные и неистребимые воспоминания однажды в ней напечатленного, тогда трезвением и усиленнейшею внимательностью должно отражать таковые нападения, подобно тому как борец самой строгой осторожностью и изворотливостью тела отклоняет от себя удары противоборцев».

 

Святой Иоанн Златоуст

Святой Иоанн Златоуст:

«Да, страшно, возлюбленный, быть уловлену кознями диавола, ибо тогда душа как бы запутывается в сетях и, как нечистое животное, валяясь в грязи, услаждается этим, так и они, предавшись греховной привычке, уже не чувствуют зловоние грехов, - посему нужно бдеть и бодрствовать, чтобы с самого начала не дать лукавому демону никакого доступа к нам, дабы он, омрачив у нас ум и ослепив око душевное, не заставил нас, не могущих, взирать на свет Солнца Правды, подобно лишенным видимого солнечного света, стремиться в пропасть». «Если мы будем с осторожностью располагать своими поступками, то получим и от Господа великую милость и избегнем козней диавольских. Когда диавол видит, что мы бдительны и осторожны, то, зная, что его покушения (на нас, для соблазна нашего) будут бесполезны, удалится со стыдом».

Преподобный Исихий, пресвитер Иерусалимский:

«Диавол, как рыкающий лев, ходит со своими полчищами, ища кого поглотить» (1 Петр., 5: 8). «Да не пресекаются же у нас никогда сердечное внимание, трезвение, прекословие помыслам, нагоняемым на нас диаволом, и молитва к Христу Иисусу, Богу нашему, ибо лучшей помощи, кроме Иисусовой, не найти тебе но всю жизнь твою».
Преподобный Нил Синайский: «Если хочешь успешно вести брань с полчищами демонов, то врата души твоей (чувства) заграждай уединенным безмолвием и уход свой прилагай словесам отеческим, чтобы, научившись, таким образом, распознавать терния помыслов, пожигать их гневом (на зло помыслов и отвержением)».

 

Святой Феодор Студит

Святой Феодор Студит:

«Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф., 6:12) и против злобного супостата нашего диавола, который прельстил праотца нашего и чрез это был причиной изгнания его из рая сладости на землю сию. С тех пор из рода в род преследует он род человеческий, научая его всякому злу. Он ныне воровски входит и выходит и уловляет души не утвержденные и себе не внемлющие. Вот почему нам против него нужны большое трезвение, большая бдительность, большая осмотрительность и тщание, чтобы он не напал на нас и не уязвил. Зная его замыслы и козни, вооружимся всячески и станем противовоевать и отражать его, не ленясь и не послабляя ни себе, ни ему, подобно тому, как и он не поступает и не делает послаблений, ища гибели нашей. Хотя бы многократно нападал он в день и терпел неудачу, все стоит на своем, как бы не начинал еще борения, и снова нападает еще сильнее, взяв с собою и других духов злобы, так и нам не должно отступать или послаблять себе, при таких ежедневных и ежечасных на нас нападениях. Хотя бы мы показали много внимания и напряжен-ного усилия, но с успехом не будет изменять его (то есть несмотря на успех свой), но всегда будет держать равное против него рвение, возбуждение и сопротивление».

  

Святой Никифор

Святой Никифор: 
«Диавол с демонами, после того как чрез преслушание сделал человека изгнанником из рая, получил доступ мысленно колебать разумную силу человека... И не иначе можно оградиться от сего, как памятью о Боге непрестанной. Итак, только память непрестанная о Боге и милостях Его, постоянное бдение воина на службе Царя Небесного к покорению Его врагов может дать человеку спасение от козней диавола и демонов его, а следовательно, от всех человеческих несчастий на земле и за гробом».
 

Молитва. Молитва есть средство нашего общения с Богом: наша душа беседует с Богом, поэтому молитвой мы возносимся до небес. В молитве черпается вера, ибо в молитве человек чувствует счастье благодати, от Бога исходящей, и уже не может сомневаться в существовании Бога. Молитвой человек очищается, ограждается, спасается. В молитве человек чувствует свою душу, познает себя духом самостоятельным от тела, могущим вознестись до Самого Создателя своего и узреть Его своими духовными очами. (Говорится о настоящей молитве, идущей от души, а не об одном произнесении слов молитвенных, наизусть выученных, когда не вникают в говоримое, не чувствуют сказанного вследствие отсутствия мысли, занятой земными помыслами, посторонними молитве.) Сила молитвы не во многих словах, а в искренности. В молитве на первом месте - не наша воля, а воля отца (Мф., 6: 10).

 



Еще материал по данной теме


Карты таро в мешочке

Карты Таро – это быстрый путь к ответам на волнующие вопросы.

Скандинавские руны (Любовные предсказания)

Гадальные руны «Любви» помогут вам в решении вопросов, касающихся отношений и сердечных дел. 

← все статьи