Понятие совершенства




Понятие совершенства

 

«Совершенство» - одно из тех слов, которые понимает каждый, но мало кто задумывается об их смысле. Собственный смысл слова можно обнаружить, если задуматься над его происхождением. А именно: «совершенство» произошло от латинского слова perfectio (завершение), а «совершенный» - от perfectus (завершённый). Оба эти слова образованы от perficio, что означает «завершать», «доводить до конца». Следовательно, perfectio означает дословно «совершение», «окончание», «доведение до конца»; а perfectus означает то же, что «совершенный», «законченный», «оконченный» (в грамматике, например, perfectum переводится как «прошедшее время»).

 

«Словарь» Амвросия Калепино (изданный в 1626 г.) приводит в качестве синонимов к perfectum следующие слова: латинское ad exitum perductum, absolutum, английское performed, немецкое zum Ende gebracht, польское doskonalie, а к слову perfectio немецкое Vollendung и польское dokonanie.

 

Другие старинные словари дают в качестве синонимов к слову «совершенство» также слово integritas (безупречность), а к слову «совершенный» - finitus, consummatus (определенный, совершенный). Новый «Полный латинский словарь» (Lexicon totius latinitatis, VII, 1945) указывает, что perfectus переводится как «абсолютный, завершенный», «законченный во всех своих частях». Слово integer, очень близкое по смыслу к слову «совершенство», означает то же, что и «целый», «полный», «без изъянов». Близко по смыслу также слово plenus (полный).

 

Многие современные языки переняли свои термины непосредственно из латинского: французский parfait и perfection, итальянский perfetto и perfezione, английский perfect, perfection. Русское прилагательное «совершенный» также означает не что иное, как «законченный». Такое же значение имеет чешское слово skonalost, словацкое dokonaly, dokonalost. Польское слово doskonały (совершенный) также происходит от слова dokonały (законченный), и только прибавление буквы «s» в середине слова заслонило его происхождение.

 

Если не синонимом слова «совершенный», то очень близким ему по смыслу является «превосходный» и его латинский аналог excellens. Г. Кнапский в своем «Польско-латино-греческом словаре», изданном в Кракове в 1623 г., дает в качестве синонимов perfectus слова: изысканный, превосходный, исключительный, наилучший (exquisitus, excellens, eximius, lectissimus). В старинных текстах слова совершенный и превосходный (perfectus et excellens) часто употребляются вместе. А их польские аналоги в разговорной речи нередко употребляются как взаимозаменяемые, хотя все понимают, что они имеют разное значение.

 

Следует добавить: генеалогия слова «совершенство» ведется не только из латыни, но из еще более древнего греческого языка. Латинское слово perfectus было аналогом греческого τέλεος (законченность), очень важного для древних. Чаще всего этот греческий термин имел конкретные десигнаты: совершенство врача или флейтиста, совершенство комедии или совершенство общественного устройства. Точно так же и греческое слово τελειότης, (завершенность) не было еще отягощено таким абстрактным и суперлятивным смыслом, как perfectio и современное «совершенство». Чтобы избежать этих смысловых оттенков, в англоязычных странах переводят этот греческий термин как completeness (законченность), а польская переводчица «Этики к Никомаху» Аристотеля Д. Тройская - не как «совершенство», а как «полнота» (zupełność). В Греции это слово было наивысшей похвалой: «Совершенное для всех желанное и всеблагое» (τόγε, τέλειον… καί τό παντάπασιν α̉γαθόν),- писал Платон2. А Аристотель говорил, что «все» (πα̃ν) и «совершенное» - это выражения, имеющие одно и то же значение. Платон связывал слово τέλεος (совершенный) со cловом ίκανός (законченный). Когда-то слово «совершенный» употреблялось наряду со словами целый, весь, ‛όλος.

 

Термин «совершенный» употребляется в наше время в разных случаях.

 

A. Мы говорим о совершенстве реальных вещей, но и о совершенстве абстрактных конструкций, как, например, совершенный треугольник или совершенная дробь. Математики говорят о совершенных числах.

 

Б. Мы говорим о совершенстве природы, но также, и даже чаще, о совершенстве произведений рук человеческих, когда они полностью соответствуют целям, ради которых были созданы: совершенная машина, совершенное оружие.

 

B. Мы говорим о совершенстве целого (совершенный человек, совершенный часовой механизм, а в философии - совершенное бытие, жизнь), но также о совершенстве отдельных частей, черт, как, например, особая цельность или гармоничность, свойственная некоторым людям. Так понимается совершенство стрелка, который всегда попадает в цель, и совершенство корректора, который не пропускает ни одной ошибки.

 

Г. Обычно мы говорим о совершенстве с одобрением (совершенный характер, совершенный образец, совершенная машина), но иногда также и для обозначения отрицательного качества, если оно выступает в преувеличенном виде. В этом смысле еще Аристотель писал о совершенном (законченном) злодее, в средние века Дунc Скот о законченном клеветнике (perfectus calumniator) и обманщике (latro), а в новое время Ларошфуко о совершенном (законченном) негодяе. Но и в современных языках (особенно во французском) встречаются такие выражения, как «совершенный идиот», «совершенный дурак». Таким образом, совершенство всегда означает крайнюю степень, вершину: обычно верх чего-то, но иногда, в виде исключения, низ.

 

В разговорной речи название совершенных дается, в частности, следующим категориям предметов. Предметам, которые создаются с помощью техники для удовлетворения потребностей людей, как, например, ткацкие машины, поезда. Но оно дается также и природным объектам, которые человек использует для удовлетворения своих потребностей, например лошадям и коровам, пшенице и свекле. Это означает, что в разговорной речи данное слово употребляется там, где предмет можно соотнести с целью, ради которой он был произведен.

 

Слова «совершенный» и «совершенство» обычно употребляются и как научные термины: в математике и науках о природе, таких, как физика, химия, кристаллография. Они используются и в гуманитарных науках, хотя в современных реже, а также в философии: в онтологии и теологии, этике и эстетике. В отдельные периоды они были основными терминами в этих науках, в другие - почти исчезали. Одним из первоначальных вопросов данной проблемы был вопрос, является ли та или иная вещь совершенной. Однако в определенный момент возник также вопрос, является ли совершенным мир в целом. Это был уже вопрос «метафизического» характера, когда то же самое понятие использовалось в далеком от практической жизни смысле.

 

Вот что можно сказать об этимологии, синонимах и обычных способах употребления слова «совершенство».

 

«Совершенство» является понятием, значение которого с давних пор устанавливается относительно условно. Самая ранняя дефиниция, достаточно точная и учитывающая оттенки понятия, известна со времен Аристотеля. Он дал ее в «Метафизике», в книге «Дельта», имеющей характер словаря. Там выделены три значения понятия или, скорее, три оттенка его значения, но, во всяком случае, три разных понятия совершенства.

 

A. Совершенно то, что является полным, содержит все необходимые части, «вне чего нельзя найти хотя бы одну его часть». Согласно этой дефиниции, не будут, например, совершенными часы без пружины или с вынутым циферблатом.

 

Б. Совершенно то, «что является настолько хорошим, что по достоинствам и по ценности не может быть превзойдено в своей области».

 

B. Совершенно то, что «достигло хорошего конца», Первое из этих понятий совершенства содержится во втором, поэтому два первых значения не были поводом для разногласий в его понимании. Ощутимой была разница между первыми двумя значениями и третьим, приводящая к двойственности понятия. Эту двойственность четко выразил Фома Аквинский, разделяя совершенство: когда предмет совершенен сам по себе, как он говорил, совершенен в своей субстанции, и когда предмет в совершенстве соответствует своей цели.

 

В течение веков многократно возобновлялись попытки определить совершенство; одни были похожи на аристотелевскую дефиницию, другие в большей или меньшей степени отличались от нее. Заслуживают особого внимания следующие:

 

1. Совершенно то (согласно этимологии и наиболее раннему смыслу слова), что завершено, доведено до конца, а поэтому полно, к чему уже ничего нельзя добавить и вместе с тем от чего ничего нельзя отнять. Это - собственный смысл совершенства, о котором следует помнить, говоря о нем: совершенный = совершённый = доведенный до конца = целиком законченный. В латинском варианте эта дефиниция звучит следующим образом: perfectum est ciu nihil deest2. Частично такое понимание имеется у Аристотеля, а именно в первой его дефиниции, а еще четче оно проявилось в «Физике». Эта формула совершенства длительное время была очень распространенной и поэтому позднее многократно повторялась схоластами (особенно Фомой Аквинским) и гуманистами эпохи Возрождения (например, Д. Барбаро).

 

2. Совершенно то, что выполняет все присущие ему функции. Это определение дает К. Гален. «Пусть ни одна из присущих человеку способностей не остается без применения»,- писал он в работе «Об истощении» («Περί μαρασμου̃», 375). Оно похоже на третью дефиницию Аристотеля. Затем один из вариантов такого определения сформулировал Фома Аквинский: совершенно то, что достигает всего, к чему способно по своей природе, «природа - восприимчива», отмечал он в сочинении «О потенции» («De potentia», 5, 12).

 

3. Совершенно то, что достигло своей цели. Эта мысль, сходная с третьей дефиницией Аристотеля, высказывалась позже многими мыслителями. Фома Аквинский писал:

 «Говорят, что все совершенно в той мере, в которой оно достигает собственной цели, что есть высшее совершенство вещи».

 

4. Совершенно то, что просто, несложно. Так считали некоторые   мыслители,   об   этом,   в   частности,  писал Амвросий   Калепино в сочинении «Об Исааке и душе» («De Isaac et anima», VII, PL 14, 524).

 

5. Совершенно то, что гармонично, построено согласно единому принципу. Это понимание типично для Возрождения. В соответствии с ним художники эпохи Ренессанса считали совершенным образ круга и «как могли использовали его в своем искусстве.

 

6. Совершенно единство в разнообразии, согласие при различии мнений (consensus in varietate). Это определение исходит от X. Вольфа («Онтология», 1729, § 503) и было принято в его школе. В этом духе ученик Вольфа А. Баумгартен определял совершенство как «согласие», «созвучие» (Zusammenstimmung).

 

Таковы главные определения, все остальные суть либо их варианты, либо менее удачны или важны исторически. Когда в XVII в. появились философские словари, они сохраняли верность традиционным определениям. Совершенство определялось как высшая степень того, чем вещь может быть: «сущее определяется в конечном счете наличием соответствующей ему степени безупречности и добротности», а иногда для его определения использовалось двойное отрицание: «совершенно то, у чего не отсутствует ничего из того, что составляет его суть».

 

Среди данных шести определений следовало бы выделить дефиниции и теорию. Дефинициями являются те, которые дают значение понятия «совершенный», а теориями - те, которые указывают на существенные черты предметов, определяемых как совершенные. Поэтому из перечисленных шести только три первые - дефиниции. Три последние суть теории и теории важные, имеющие широкое признание. Отсюда можно сделать вывод, что дефиниции были готовы уже у Аристотеля, в то время как теории возникали также и позже.

 

Из трех классических аристотелевских дефиниций две первые мало различаются между собой: они скорее разные формулы одной дефиниции, обе они противостоят третьей, И эта разница очень важна. Схоласты, в особенности Фома Аквинский, четко различали два вида совершенства. Первое появляется тогда, когда вещь совершенна сама по себе, «совершенна по своей субстанции», второе - когда она соответствует своей цели, то есть является совершенством на службе какой-то другой вещи. Книга М. Фосса «Идея совершенства в западном мире», едва ли не единственное в XX в. исследование понятия совершенства, содержит положение, что «совершенство есть соответствие действительности понятию о ней. Каждая вещь, которая оказывается соответствующей тому представлению, которое о ней имеется, является совершенной»2. Конечно, это не дефиниция совершенства; в лучшем случае это - теория совершенства, причем субъективистская, доказывающая, что совершенство самих вещей является мнимым. Она возникла в наше время, и если раньше и высказывались такие идеи, то они не дошли до нас.

 

Варианты понятия совершенства были бы установлены уже две тысячи лет тому назад, если бы они не смешивались с другими, близкими им понятиями.

 

Во-первых, с понятием того, что является наилучшим, лучшим по сравнению с другими объектами, отличающимися от них. Собственное название этого понятия было не «совершенное» (perfectio), а «превосходное» (excellentia). Из синонимов, приводимых Кнапским, сюда относятся «превосходный», «наилучший» (excellens, lectissimus). В древности эти понятия часто употреблялись попарно и были взаимозаменяемы. Однако эти две высокие оценки различаются весьма существенно: «превосходное» является выделением из многого, подразумевает сравнение, а «совершенное» сравнения не содержит, и если что-то признается совершенным, то само по себе, без сравнения с другим. Лейбниц, который много размышлял о совершенстве и считал мир наилучшим из возможных, не утверждал, однако, что мир является совершенным. Механизм смешения этих двух понятий все же вполне понятен, ибо как «совершенный», так и «наилучший» - это наивысшая оценка, и они отождествляются именно благодаря тому, что и то, и другое понимается как наивысшее. Эта ошибка не имеет значения для разговорной речи, но она служит помехой в абстрактных философских рассуждениях, в области онтологии и теологии.

 

Во-вторых, «совершенный» в разговорной речи понимается просто как «очень хороший», «имеющий много достоинств» или «большие достоинства». Можно сказать, что наряду с философским, научным существует другое понятие - понятие разговорной речи, наряду со сравнительно узким - очень общее. В некоторых случаях, например в выражении «совершенный часовой механизм», который показывает точное время, понятие разговорной речи сближается с научным, но в других случаях оно весьма далеко от него, как, например, в выражениях «в совершенстве приготовленный обед», «в совершенстве сшитый костюм», «совершенно чистый воздух». Самое большее можно сказать, что это - приблизительное совершенство. «Словарь польского языка» дает в качестве синонимов слова «совершенный» следующие слова и обороты: «характеризующийся наивысшим качеством», «свободный от всяких дефектов, недостатков, поломок, ошибок», «имеющий все достоинства», «наилучший», «образцовый», «несравненный», «превосходный», «прекрасный», «отборный», «исключительный», «отличный», «замечательный». Все эти слова и выражения означают наивысшие качества, но совершенство stricto sensu есть наивысшее качество особого рода.

 

Отождествлению слова «совершенный» со словами «наилучший» и «очень хороший» способствовало то, что в нашей речи «совершенный» имеет двоякое значение: относительно узкое и широкое, повседневное, разговорное, не отличающееся от «очень хорошего».

 

То, что «совершенный» существенно отличается от других прилагательных, и в особенности от «наилучшего», «высочайшего» (optimus, summus), отчетливо выразил Цицерон в сочинении «О наилучшем роде ораторов». Выделяя наилучшего из поэтов, трагических, эпических и комических, он пишет, что не будет искать наилучшего, «ибо я ищу совершенного: ведь один только род совершенен», то есть совершенство одно для всех видов.

 

Это наивысшая оценка: «наилучший» - это наилучший в своем роде, а «совершенный» совершенен абсолютно.

 

Совершенство никогда не было и не является сравнительным или относительным понятием (другое дело, что каждая вещь обладает соответствующим ей совершенством). Оно не является также и негативным понятием: в его дефиниции имеется отрицание, но двойное - отсутствие недостатков. Оно не есть также понятие, поддающееся сравнению: средневековый автор, разъясняя, что такое совершенная любовь, отмечает, в частности, что «совершенная любовь» - не что иное, как просто «любовь». То же происходит и с другими совершенствами. В уже упоминавшемся «Философском словаре» все же выделено понятие «высшего совершенства», заимствованного у Декарта, который писал, что существуют разные степени совершенства: подлинное совершенство присуще богу, все остальное - только приблизительное совершенство. Но это - специфически декартовский способ мышления и понимания.

 

Понятие совершенства было в принципе понятием постоянным, однако в ходе исторического развития произошли существенные изменения в его содержании. У древних, прежде всего у Аристотеля, оно было понятием человеческого масштаба, касалось умения, способностей и дел людских, оценкой искусства врача и музыканта и не имело не только теологического значения, но и морального. Такое значение это понятие приобрело значительно позже, только в XVII в.



Еще материал по данной теме


Универсальные карты таро (Скатерть в комплекте)

Вы найдёте не только классические карты Таро, но и особую скатерть для гадания.

Универсальные карты таро

Колода этих карт подойдёт и для тех, кто только постигает тайны таро, и тем, кто уже знаком с гаданиями на таких картах.

← все статьи