Сохранность фресок




Сохранность фресок

 

Египетское искусство по-прежнему удивляет нас своей свежестью и тем совершенством, которого еще в древнейшие времена достигли ремесленники. Художники создавали свои произведения с таким мастерством, что мы по сей день можем любоваться вышедшими из-под их кистей сценами - настоящими «моментальными снимками».

 

Сегодня сложно представить, как ярко сверкали фрески, потолки и даже двери, ведь то, что осталось от былого великолепия империи фараонов, исчезло под слоем охряножелтой песчаной пыли, равномерно покрывшей все. Вернее, почти все. Потому что кое-где цвета древних росписей все же сохранили свою первоначальную яркость.

 

Чудом сохранившиеся фрески

 

Лучшие из фресок, прошедшие сквозь века и уцелевшие при этом, были обнаружены в некоторых древних гробницах.

 

В конце XIX века египетские крестьяне совершенно случайно раскопали великолепные фрески, написанные на дереве. На них были запечатлены обитатели местности под названием Файюм, старого рукава Нила. Флиндерс Питри, британский египтолог, руководивший в начале XX века крупнейшими археологическими раскопками, подтвердил подлинность этой находки. Позже археологи обнаружили сотни подобных фресок по всей территории Египта. Но каким же чудом эти портреты, которым исполнилось больше двух тысяч лет, дошли до нас в таком великолепном состоянии, что можно подумать, будто их создали только вчера?

 

Искусство  египетской фрески

 

Как это ни удивительно, со времен создания файюмских портретов ингредиенты и живописная техника художников почти не изменились. Египетская живопись, как и современная, была основана на тетрахромии - использовании четырех основных цветов. Создание фрески всегда подчинялось строгим правилам: первым делом художники подготавливали основу для нее в зависимости от предназначения своего заказа. Чаще всего это были Льняные полотна или тонкие доски из кипариса или сикоморового дерева. Пропитав их пчелиным воском или левкасом (животным клеем, смешанным с мелом), они начинали наносить краски. В работе над фреской использовались три инструмента, которые по-прежнему в ходу в современных мастерских: кисть, каутерий (своего рода утюг) и цестр (тонкое шило). 

 

Краски: неизвестная технология

 

Во времена, когда они были написаны, Египет уже начал превращаться в пустыню. В этом засушливом климате раскаленные пески погребли под собой произведения всех эпох, начиная с изображения мейдумских гусей, которое украшало мастабу Нефермаата и Итет (IV династия), и заканчивая файюмскими портретами.

 

Древние художники считали свое искусство настоящим подношением божеству, последней данью уважения умершему, которого они изображали. Их палитра состояла из минеральных пигментов, к которым примешивали связующее вещество - чаще всего, животный жир, иногда яйцо или даже кровь - благодаря чему краски приставали к поверхности, предварительно покрытой специальным грунтом. Таким образом, мастера, сами о том не подозревая, создавали лак, который, защищая недолговечные пигменты, позволял им просуществовать еще многие века.

 

Секреты изготовления красок, к сожалению, нам неизвестны. Но о некоторых приемах египетских художников мы все же можем рассказать: к примеру, они использовали горную охру, чтобы раскрасить кожу, алебастр или тонкий известняк для белого цвета, а также два совершенно особых и оригинальных оттенка - египетский синий и зеленый.

 

Секреты, передававшиеся из уст в уста

 

Размолотый в порошок лазурит давал глубокий синий цвет, но, учитывая его стоимость (этот камень привозили из Афганистана), из него делали только самые дорогие украшения. Египтяне предпочитали ему некий синий пигмент, секрет изготовления которого передавался из уст в уста. Это первый искусственный краситель, его происхождение восходит к IV династии.

 

Он использовался везде: стелы, папирусы, саркофаги, стены святилищ - все было раскрашено знаменитым «египетским синим», название которого можно перевести как «искусственный лазурит». Эта краска была в ходу на протяжении всего античного периода, ее обнаружили даже на фресках в Помпеях.

 

Что же до зеленого цвета, то он ассоциировался с растительностью и с возрождением. Лик Осириса, бога- покровителя умерших, неизменно был зеленым. Зеленую краску изготавливали почти, как синюю, меняя пропорции ингредиентов так, что получался оттенок, напоминающий бирюзовый.

 

За порогом смерти

 

Необычайная сохранность файюмских фресок дала нам больше, нежели просто наследие: это подтверждение тому, что в каждом человеческом существе есть частица вечности. Греческий историк Диодор Сицилийский писал: «Люди очень низко ценят временную жизнь, и напротив, память о добродетелях, сохраняющуюся после смерти, они ставят превыше всего; жилища живых они называют постоялыми дворами, так как мы живем лишь очень недолгое время, гробницы же мертвых они называют вечными домами, ибо в Аиде мертвые проводят нескончаемый век».



Еще материал по данной теме


Универсальные карты таро

Колода этих карт подойдёт и для тех, кто только постигает тайны таро, и тем, кто уже знаком с гаданиями на таких картах.

Карты таро в мешочке

Карты Таро – это быстрый путь к ответам на волнующие вопросы.

← все статьи