Школа писцов Египта




Школа писцов Египта

 

В Древнем Египте лишь малая часть населения умела читать и писать. Это ремесло было самым престижным и очень хорошо оплачивалось. Но кто и каким образом мог стать писцом, на которого опиралось государственное устройство?

 

Древнее «Поучение Хети»», называемое также «Сатирой на ремесла», описывает, как отец ведет своего сына в школу и по пути рассказывает ему о разных ремеслах, особенно подробно останавливаясь на их недостатках (усталости, ранах, неуважении в обществе и так далее). В его глазах ремесло писца было самым лучшим из всех: «Оно спасет тебя от повинностей, освободит от всех работ, оно избавит тебя от необходимости держать мотыгу и заступ, тебе не нужно будет носить корзины или грести. Ты будешь избавлен от тягости подчинения множеству хозяев. Потому что среди всех людей, занимающихся ремеслами, писец - главный». Чтобы стать писцом, нужно было посещать школу.

 

Школы

 

Вероятно, грамотные родители учили своих детей основам письма. Однако чаще всего египтяне древности получали образование в школах, устройство которых в точности не известно.

 

Но все же письменные источники дают нам некоторое представление об этих учреждениях. В период Древнего царства существовала школа при дворе, обучавшая детей фараона и высших сановников.

 

Позднее, в Среднем царстве и еще чаще в Новом царстве появляются упоминания о другом заведении, кап, или кеп, также существовавшем при царском дворце. Здесь учились дети высшего общества Древнего Египта и других держав. После завершения обучения они занимали ответственные должности в Египте или других странах. Более скромное поселение Дейр-эль-Медина, где жили рабочие и ремесленники, строившие и украшавшие гробницы Долины Царей, дало нам значительную часть художественных и поучительных текстов, которые в Новом царстве использовались для школьных упражнений. «Дом жизни» зависел от храмов. Это было важнейшее учреждение: школа, специализировавшаяся на религиозном обучении и в то же время хранилище знаний. В его библиотеках хранились в основном религиозные г тексты, но также и целое собрание светской и специальной литературы.

 

Это учреждение часто сравнивают со скрипториями средневековых аббатств. Здесь получали образование храмовые писцы, жрецы и богословы, которые копировали древние манускрипты, чтобы защитить знания от естественных повреждений (изнашивания, неосторожного использования, насекомых), а также составляли новые тексты.

 

Методы преподавания

 

Школу посещали только мальчики. Самым маленьким ученикам было пять лет. Разумеется, в Древнем Египте были грамотные женщины, но им приходилось искать другие способы обучения. Школьники учились читать и писать иератическим письмом. Напомним, что иератическое письмо было очень распространено в Египте. Об изучении иероглифов нам известно намного меньше, возможно, к ним переходили, только овладев иератическим письмом. С VI века до н. э. иератическую письменность заменила демотическая. Отныне иератическое письмо использовали только в религиозных текстах и изучали после демотического, ставшего письмом для повседневных нужд.

 

Это обучение не было легким. В некоторых упражнениях видны многочисленные исправления учителя, и к тому же, должно быть, ученики часто бывали недостаточно внимательны, потому учителям нередко приходилось действовать в соответствии с принципом: «Уши юноши - это спина его, и он внемлет, когда бьют его». Целое наставление будущему писцу можно прочесть в одном из 50 так называемых «Папирусов Анастази», которые в 1839 году Британский музей купил у шведского консула в Египте коллекционера Джованни д'Анастази.

 

Преподавание египетского осуществлялось главным образом путем копирования художественных текстов, мудрых изречений, образцов писем, а также написания диктантов. Для этого использовались классические произведения. Кроме того, ученые находят мудрые изречения, знакомившие ученика с нормами морали. Это уже упомянутое «Поучение Хети», «Поучение Аменемхета» и др. Иные произведения, например «Кемит», рассказывали школьникам о различных литературных стилях и грамматических правилах.

 

Школьные принадлежности

 

Сумка ученика писца во многом напоминала сумку опытного мастера. В ней тоже была дощечка-палетка и каламы, но не было папируса. Разумеется, для обучения основам письма никто не расходовал папирус: этот материал был слишком дорог для простых черновиков. Упражняясь, ученик писца использовал остраконы (осколки известняка или глиняные черепки) или же школьные таблички для письма, на которые натягивался покрытый гипсом холст с отполированной поверхностью. После того как он был заполнен и исправлен, поверх него натягивался следующий холст с гипсом, и получалась новая чистая страница для письма. В Нижнем царстве, по-видимому, использовали только деревянные дощечки. При необходимости с них легко смывались все надписи.

 

Из третьего «папируса Анастази»

 

«О, писец, не будь ленив, иначе согнут тебя крепко. Не отдавай сердце свое развлечениям, иначе ты падешь. Пиши рукой своей, читай устами своими, советуйся со знающими больше, чем ты... Упражняйся каждый день... Не проводи ни одного дня в безделье, иначе будут бить тебя. Да внемлет твое сердце моим словам. Это пойдет тебе на пользу... Не забывай, что все люди учатся в беседах. Не ленись! Пиши! Прислушайся к моим советам, ты найдешь их полезными»



Еще материал по данной теме


Универсальные карты таро

Колода этих карт подойдёт и для тех, кто только постигает тайны таро, и тем, кто уже знаком с гаданиями на таких картах.

← все статьи