О сексуальной энергии




О сексуальной энергии

 

Здесь я должен сделать еще одно, весьма важное отступление. К сожалению, наша культура многие поколения формировалась таким образом, что названная тема часто считается в большей или меньшей степени запретной. В то же время говорить о телесных техниках даосов, никоим образом не затронув тему сексуальной энергии, совершенно невозможно. Дело в том, что даосская мудрость различает всего два вида энергии в человеческом организме. Первый ее вид, а именно то, что в наше время принято называть грубой энергией, мы получаем из пищи, в виде всем известных калорий. Второй же вид энергии, которую мы называем ци (хотя, строго говоря, то, что поступает из пищи, тоже один из ее видов), - энергия сексуальная.

 

Да, мы можем получать ци извне, по сути дела из пространства, где сама по себе она не имеет ни сексуального, ни какого-либо иного оттенка. Тем не менее тот резервуар в нашем теле, куда ци поступает напрямую (и который является началом «орбиты» кругового дыхания), - это аккумулятор энергии именно и только сексуальной.

 

Другое дело, что использовать ци каждый может по-разному. Самый примитивный, чисто животный способ ее «утилизации» - это и есть секс как таковой. Если человек умудряется полностью обходиться без интеллектуально-духовной жизни, то его удел - именно такой вариант использования ци. Впрочем, настолько примитивных людей все же крайне мало. У подавляющего большинства представителей вида Homo sapiens исходная энергия поднимается по энергетическим каналам - в той или иной степени и до того или иного уровня. Имеется целый спектр вариаций: от великих Учителей, которые способны полностью переносить огромные запасы доступной им ци в высокие сферы и в итоге подниматься на высшие ступени духовного совершенства, и до людей, так сказать, «обычных», сочетающих в себе животное и духовное.

 

Важно помнить главное: без спокойного осознания исходной сути энергии ци работать с ней всерьез почти невозможно.

 

Дух способен на время побеждать и подчинять себе все органы и все функции тела и претворять самую грубую чувственность в чистое чувство любви и преданности. Половая энергия оскверняет и расслабляет нас, когда мы ведем распутную жизнь, но при воздержании является источником силы и вдохновения. Целомудрие есть высшее цветение человека и то, что зовется Гениальностью, Героизмом, Святостью, - все это является его плодами. Путями целомудрия человек тотчас устремляется к богу. Мы то возвышаемся, благодаря целомудрию, то падаем, поддавшись чувственности. Блажен человек, уверенный, что в нем изо дня в день слабеет животное начало и воцаряется божественное. Но нет, должно быть, никого без постыдной примеси низменного и животного. Боюсь, что мы являемся богами и полубогами лишь наподобие фавнов и сатиров, в которых божество сочеталось со зверем (Генри Дэвид Торо).

 

Разумеется, все сказанное никоим образом не относится к детям - их энергетика исходно чиста и свободна от сексуальности, и потому ни в какой сублимации сексуальной энергии в иные сферы они не нуждаются. Но с началом переходного возраста перед каждым человеком появляется выбор - оставлять вновь формирующуюся «взрослую» ци на самых нижних, чисто животных уровнях и в дальнейшем полностью расходовать ее напрямую - так, как это делают обезьяны. Или же ту или иную часть ци поднимать на уровни, где ее можно использовать как источник военной доблести, спортивных достижений, научных открытий, художественного творчества и, наконец, в высшем ее проявлении, как источник откровений, дающих новый свет всему Человечеству.

 

Разумеется, великие Учителя, которые достигли высших форм проявления ци, вели исключительно монашескую жизнь.

 

Даосская традиция в своем многовековом историческом развитии дала на вопрос об использовании ци в земной жизни два различных ответа. Эти-то ответы и разделили даосизм на две ветви.

 

Древняя, так сказать, каноническая ветвь даосской мудрости была обращена не «к народу», а лишь к избранным и требовала от своих адептов исключительно монашеской жизни, провозглашая конечной целью даосских практик достижение бессмертия в собственном физическом теле - здесь, на Земле. Результатом строгого следования этой традиции становились потрясающие достижения в области физического самоусовершенствования (не говоря о достижениях чисто духовного плана), в число которых входит и уникальное долголетие адептов классического монастырского даосизма.

 

Однако требовать от всех людей Поднебесной соблюдения монашеского обета было бы по меньшей мере неразумно: никакой надежды на прогресс человечества без рождения детей быть не может, не говоря уже о том, что без земной любви мир этот попросту немыслим. Подобные соображения привели к появлению «народной» ветви даосского учения, более терпимой ко всему человеческому - в том числе телесному. В этом варианте цель даосских практик - счастье, здоровье и долголетие, а вот бессмертия тела такое учение уже не обещает. Существенно упрощенная часть этого учения даосов дошла до западной цивилизации в форме, известной как «Дао любви». Здесь изначально сексуальная ци используется не только по ее, так сказать, прямому, животному назначению, но и для продления жизни, и для лечения болезней (своих и своего партнера по сексу, при условии что он тоже исповедует «народный» даосизм).

 

Познакомиться с различными вариантами даосских техник в их полном и очень непростом виде вы можете по книгам. По-настоящему серьезных литературных источников на русском языке немного, но все же они есть. Если вас заинтересует продвижение по пути самосовершенствования в направлении, избранном второй, более молодой и более терпимой ветвью даосского учения, рекомендую вам книги Мантака Дзя (или в другом переводе Мэнтека Чиа). Полная версия цигун в его изложении довольно интересна и может, если осваивать ее вдумчиво и неторопливо, принести немалую пользу. В числе прочего этот автор учит и тому, как грамотно использовать энергию чисто сексуальную, не отказываясь от чувственной стороны жизни, более того - становясь в этой области весьма искушенным мастером и в то же время не вредя своему здоровью.

 

Что же касается даосской мудрости в ее первозданной, монашеской форме, то и она доступна каждому, хотя бы частично. Ведь уже сама по себе сублимация энергии (то есть превращение части ци из исходно примитивной формы в формы духовные) приводит человека к четкому ощущению того, сколько в его распоряжении есть энергии и как ее можно и нужно расходовать. Каждый сам способен легко решить, можно ему ли в той или иной ситуации дать волю своим сексуальным потребностям или следует попридержать часть энергии, чтобы иметь возможность использовать ее в иных целях - будь то творчество, научная деятельность или, скажем, спортивные подвиги.

 

В любом случае и здесь остается в силе простая закономерность: занимаясь по изложенной базовой схеме, вы повысите свою энергетическую чувствительность настолько, что никакие внешние подсказки вам попросту не понадобятся - вы сами ощутите, сколько энергии вам «положено» и как ее можно и должно расходовать.

 

Существуют, впрочем, и универсальные правила - для людей совсем юных, чей организм еще формируется, то есть рост тела еще не закончен.

 

Дети, разумеется, обладают собственной энергетикой, и если они здоровы и растут в счастливой семье, их энергия может быть весьма существенной, хотя и не сравнимой с тем уровнем ци, которого достигает здоровый взрослый человек, практикующий те или иные варианты цигун или иные системы работы с энергией. В то же время совершенно очевидно, что никакой сексуальной окраски чистая энергия ребенка нести не может. Лишь с началом полового созревания ци начинает накапливаться в той зоне, которую вы знаете как основание «орбиты» кругового дыхания. Если до начала этого процесса ребенок познакомится с простейшими приемами грамотной работы с ци (например, благодаря занятиям его родителей даосскими техниками), то переходный возраст пройдет у него фактически незаметно. Он не будет знать всех тех сложностей и проблем, которые переживает в этот период ранней юности подавляющее большинство людей, ибо нарастание энергетического потенциала будет у юного человека не скачкообразным, а плавным и заметно растянется во времени. Такие дети позднее достигают физиологической зрелости и оказываются в итоге значительно более здоровыми, отличаются более высоким интеллектом, а заодно и более высоким ростом.

 

Собственно, это правило отчасти работает повсюду, в том числе и вне зависимости от знакомства с теорией ци: чем благополучнее то или иное общество в экологическом и социально-психологическом плане (а стало быть, чем здоровее и счастливее в нем дети), тем позже эти дети взрослеют и тем большими возможностями обладают в итоге. То же самое относится ко всем областям человеческой деятельности. И наоборот: длительные экологические, психологические и другие проблемы в той или иной стране приводят к акселерации полового развития, а акселерация в свою очередь ничего хорошего человеку не сулит.

 

Сказанное полностью верно и по отношению к возрасту начала сексуальной активности. Абсолютно универсальное правило гласит: чем позже человек открывает канал расходования сексуальной энергии по ее прямому животному назначению, тем более высокого уровня ци он может достичь в дальнейшем. Отсюда очевиден энергетический вред раннего начала сексуальной жизни, ведь с этого момента прекращается энергетическое развитие организма, тело в лучшем случае лишь увеличивается в размерах, а предельный уровень ци, который доступен человеку, остается на прежнем уровне. Что, в частности, приводит и к чисто сексуальным проблемам, притом в довольно молодом возрасте.

 

Но человек, который достаточно долго сохраняет ци и тем самым приумножает свою юношескую энергетику до момента полного формирования организма, в том числе энергетического формирования, будет до преклонных лет отличаться как здоровьем вообще, так способностью к продолжению рода в частности.

 

Яркий пример тому - долгожители традиционной, не затронутой «благами цивилизации» горной Абхазии, где девяностолетний отец новорожденного - норма жизни. У горных абхазов традиционно считалось, что секс для молодого человека должен начинаться в возрасте двадцати семи (!) лет, так как это гарантирует в дальнейшем долгую и во всех отношениях плодотворную мужскую судьбу.

 

И еще об одном различии древней и более молодой («народной») ветвей даосского учения.

 

Если классический, монашеский даосизм дает каждому адепту право сколь угодно высокого подъема своей энергетической планки, то тот даосизм, который предназначен, так сказать, для народных масс, четко разделяет «энергетическое поведение» мужчины и женщины. Рассказывать здесь об этом подробно нет никакого смысла (интересующихся я вновь отсылаю к специальной литературе), упомяну лишь главное: источником здоровья, как и вообще всей энергетики, для женщины данная ветвь даосского учения полагает мужчину. И наоборот. Иначе говоря, гармоничное сочетание янской ци мужчины и иньской ци женщины дает тот баланс, который и приводит к здоровой и долгой жизни.

 

Сказанное, однако, вовсе не означает, будто достичь такой гармонии инь и ян просто и что любое сексуальное общение приводит к подобному результату! Напротив, наука энергетического общения мужчины и женщины очень непроста и требует немалого времени и сил для ее освоения. Кроме того, наука эта диктует высокие требования к отношениям, установившимся между сексуальными партнерами: никакие случайные связи, как и вообще отношения, основанные только на сексе, для такого варианта самоусовершенствования, разумеется, не подходят.

 

Если вы заинтересовались - обращайтесь к подробному изложению в книгах Мантака Дзя.

 

Даосизм же древний, монашеский учит балансировать янскую и иньскую ци человека на внутреннем уровне, без сексуального общения. В частности, потому в древнем Китае и в Тибете монахов именовали «инь-ян». Этот термин не означает, что у даосского или буддистского монаха нет пола, а говорит лишь о том, что энергетически такой человек сбалансирован, ибо умеет брать из внешнего мира энергию любого знака, а стало быть, и не испытывает потребности в сексе.

 

В этом принципиальное отличие традиционной восточной аскезы и нелепого «воздержания», придуманного на Западе умерщвления плоти. Последнее безоговорочно вредно для здоровья и приводит к массе проблем, в том числе психического характера. (Лучший пример тому - толстовский «Отец Сергий».)

 

Отличие человека от животного незначительно; люди заурядные скоро его утрачивают, люди высшей породы тщательно его сохраняют (Ман Цзи).

 

Какие же, однако, чисто практические рекомендации следуют из сказанного? Все просто. Учитесь слушать свой организм, не позволяйте никаким внешним стереотипам или «мудрым советчикам» диктовать вам образ жизни. Тот, у кого открыты энергетические каналы и кто пользуется всей доступной ему энергией, способен сам четко и уверенно выбрать, как и на что расходовать эту энергию. Такому человеку не нужны разнообразные и чаще всего взаимоисключающие советы якобы астрологов или иных «специалистов» по планированию чужой жизни. Владеющему энергией в полном ее объеме нет нужды и выбирать для себя тот или иной канон и потом всю жизнь свято ему следовать. Всё это - удел людей, не умеющих самостоятельно находить свой Путь. Потому-то их и может повести за собой любой, кто обладает достаточным куражом - вне зависимости от того, хороший это человек или мошенник.

 

Собственно, к этому я вас и призываю: не верьте никому на слово, в том числе не верьте на слово и мне. Учитесь, начинайте чувствовать ци - и идите по своему Пути!

 

Если повиноваться чуть слышному, но неумолчному правдивому голосу нашего духа, неизвестно к каким крайностям это может привести; и все же именно этим путем надо идти, но только набравшись решимости и стойкости. Ощущения одного здорового человека в конце концов возьмут верх над доводами и обычаями человечества. Никто еще не следовал внушениям своего внутреннего голоса настолько, чтобы заблудиться (Генри Дэвид Торо).



Еще материал по данной теме


← все статьи