Счастье и несчастье




Счастье и несчастье

 

Существует ли между счастьем и несчастьем та же симметрия, что и между удовольствием и неудовольствием, наслаждением и болью, весельем и грустью?

 

Необходимо внести уточнение в этот вопрос: существует  в терминах или существует в самих явлениях? В терминологии проявляется симметрия «счастья» и «несчастья», однако она неполная. Так, счастьем называют иногда очень удачное событие, оказавшее благотворное влияние на дальнейшую судьбу человека; несчастье обозначает обычно какую-то неудачу, постигшую человека, какой-то неприятный случай, приведший к невосполнимой утрате и ухудшающий его дальнейшую судьбу. В этом смысле говорят, что «их постигло несчастье» и о тех, кто утратил кого-то близкого и любимого, и о тех, кто стал инвалидом, а иногда и о тех, кто потерял имущество, хотя эта утрата не относится к невосполнимым. Когда обстоятельства не благоприятствуют человеку, тоже говорят, что его «преследуют несчастья». Однако слово «несчастье» редко употребляется так, чтобы оно соответствовало слову «счастье» в «психологическом» смысле, то есть в значении очень интенсивного неприятного переживания; для этого существуют другие слова, в частности «горе». В древности только в отдельных случаях «эвдемония» противопоставлялась «какодемонии», а наслаждение и блаженство вообще не образовали негативных категорий. Негативный термин «несчастье» является особенностью современных языков. Философы говорили о счастье чаще всего в смысле идеала, а не характеристики жизни, поэтому они могли оперировать одним словом «счастье», обходясь без его противоположности.

 

Однако не было особых возражений против того, чтобы смоделировать терминологию симметрично, в то время как лингвистической асимметрии не соответствует асимметрия явлений:

 

а) событиям, особенно удачным и благотворно влияющим на судьбу человека («житейское» счастье), соответствуют события крайне неудачные и отрицательно влияющие на дальнейшую жизнь человека;

б) положительным ощущениям особой интенсивности («психологическое» счастье) соответствуют состояния горя не меньшей интенсивности;

в) жизни, содержащей высшую степень добра (эвдемония, блаженство), соответствует жизнь, перенасыщенная злом;

г) удовлетворению жизнью в целом соответствует неудовлетворение; это означает, что счастью stricto sensu соответствует на другом полюсе несчастье.

 

Многие считают, что несчастье имеет иную природу, чем счастье, и что понятия счастья и несчастья не являются полностью симметричными.

 

1. Генрих Гейне высказывал распространенное убеждение, облачив его в форму образов, когда сравнивал счастье с легкомысленной девушкой, которая приласкает, поцелует и убежит; несчастье, наоборот, похоже на женщину, которая сильно привязывается, не спешит уйти и спокойно сидит возле тебя. Счастье мимолетно, его трудно удержать; несчастье же, наоборот, отличается постоянством и редко бывает непродолжительным.

 

Это относится, однако, к психологическому понятию счастья и несчастья. Именно интенсивное ощущение счастья столь непостоянно. Удовлетворение жизнью, как и неудовлетворенность, относительно постоянно.

 

2. Согласно другой точке зрения, несчастье является для человека обычным состоянием, нормальным, а счастье - исключением. Выражая данную мысль в крайней форме, говорят, что несчастье - это естественное состояние для человека, а счастье - неестественное. Счастье похоже на хождение по проволоке: удержаться трудно, легко упасть. Счастье можно сравнить со здоровьем: оно есть состояние гармонии; гармония же одна, а дисгармоний много. Обычно чаще возникает опасность впасть в дисгармонию, болезнь, несчастье, чем возможность сохранить гармонию, здоровье, счастье.

 

Видимо, так оно и есть. Тем не менее физическое и  психическое состояние большинства людей нормальное, то есть их организм функционирует нормально, удерживаясь в этом исключительном состоянии - здоровье. И если сравнивать счастье хождением по проволоке, с которой легко соскользнуть, то по проволоке намагниченной: упасть не позволяет действующее магнитное поле.

 

3. Высказывается еще одна точка зрения: страдание глубоко проникает в сознание человека, захватывает его целиком. Несчастье более интенсивно, чем счастье, а поэтому и более продолжительно: на несчастье не действует время; время излечивает боль, страдания, но не несчастье.

 

Человеку, считающему, что его постигло несчастье, нельзя объяснить и убедить его, что он не так уж несчастлив» именно потому, что его сознание, целиком охваченное страданием, не может переключиться на что-нибудь иное; в нем нет места для шутки, для положительных ощущений и оценок. В то же время счастливого человека можно разубедить (легче или труднее, но всегда) в счастье, внушить, что его счастье еще не есть истинное счастье. Этот взгляд правильно отражает состояние глубокого несчастья. Но асимметрия счастья и несчастья, по всей видимости, происходит потому, что уравнивается наивысшее счастье с не особенно глубоким счастьем. Однако ведь существует и счастье, пронизывающее все сознание. Человек, испытывающий наивысшее счастье, будет глух к словам каждого, кто хотел бы отравить ему это счастье.

 

Дело в том, что в счастье существует градация менее или более полного удовлетворения. И точно такая же градация существует и в несчастье. Речь идет, таким образом, о разновидностях счастья и несчастья. Если различать «вертеровское» несчастье (когда человек не знает, что, собственно, его мучает) и настоящее, подлинное, трагическое несчастье (когда человек знает, почему он страдает, но не может помешать этому), то такая же двойственность обнаруживается и в счастье. Героиня Т. Ленартовича, которая счастлива, сама не зная почему, является счастливой противоположностью Вертера. Но такое счастье или несчастье не бывает длительным. И проходит без следа.

 

Подлинное счастье возникает в таких же психологических условиях, как и несчастье. «Только счастливый может быть несчастным», ибо только тот, кто ведет жизнь содержательную и насыщенную, может быть счастливым и может быть несчастным, а жизнь других людей проходит в индифферентных состояниях, более или менее приятных или неприятных, но ни счастливыми, ни несчастными их не назовешь.

 

Внешние условия счастья и несчастья сходны с определенной точки зрения: в жизни, обремененной однообразной, механической работой, которая не оставляет свободной минуты для раздумий над собственной судьбой, нет места для счастья, но нет места и для несчастья. Нельзя сказать, чтобы несчастье было по своей природе более длительным, чем счастье, как считают одни, или что оно более естественно, как думают другие, или более полно, как полагают третьи. Различие состоит скорее в том, что легче что-то разрушить, чем создать. Одно мгновение - неудача, несчастный случай, смерть близкого человека - может разрушить гармонию жизни и уничтожить удовлетворение жизнью, но трудно предположить, чтобы одно мгновение могло создать гармонию жизни. Несчастье чаще зависит от одного неблагоприятного случая, чем счастье от благоприятного. Покой, уважение, удовольствие от общения с людьми, потерянные в несчастье, нелегко обрести вновь, трудно склеить старое так, чтобы не осталось следа разбитого. Труднее поэтому перейти от несчастья к счастью, чем наоборот. Но всегда можно перейти по крайней мере к индифферентному состоянию, ибо, как с горечью писал Шатобриан в повести «Атала», «нас не хватит даже на то, чтобы долго быть несчастными».



Еще материал по данной теме


Гадальные карты Таро

К набору прилагается инструкция, благодаря которой даже начинающий таролог без проблем разберётся в хитросплетениях судьбы.

Универсальные карты таро (Скатерть в комплекте)

Вы найдёте не только классические карты Таро, но и особую скатерть для гадания.

← все статьи