Счастье




Счастье

 

Когда мы достигаем приятного состояния наивысшей интенсивности, мы говорим о счастье. Это счастье в выделенном выше психологическом смысле. В таком (и только в таком) понимании счастье означает наивысшую степень удовольствия. Оно имеет скорее черты радости, чем удовлетворения, ибо наивысшую интенсивность создает аффект, а не интеллектуальное чувство.

 

Из-за многозначности «счастья» и «удовлетворения» возникают разные парадоксы. Так, В. Гюго писал, что недостаточно быть счастливым, надо быть довольным, ибо счастье он понимал в смысле бурной радости, которая, конечно, не свидетельствует еще об общем и длительном ном удовлетворении. Парадокс возник потому, что в другом значении счастье определялось как удовлетворение.

 

Подобные состояния переживаются в любви. «Это была почти смертельная радость, - писал С. Жеромский в «Пепле», - счастье одной минуты, длящееся вечность... Если бы за одну минуту нужно было отдать жизнь, мы отдали бы ее с улыбкой».

 

Такие состояния возникают иногда под воздействием  природы. Героиня романа С. Жеромского «Бездомные» рассказывает о своем возвращении в родную деревню: «Меня  окружили родные мои цветы, заросли. Я шла объятая счастьем, словно облаком». Такое воздействие на человека может оказать и искусство. После прослушивания концерта из произведений Моцарта, когда герой романа О. Хаксли  «Шутовской   хоровод»   спрашивает   у своей приятельницы, доставила ли ей музыка удовольствие, та ему отвечает: «Нет, не доставила. Это не то слово. Удовольствие получают, когда едят мороженое. Эта музыка сделала меня счастливой. Это несчастливая музыка, но она сделала меня счастливой». Действительно, мы иногда отказываемся назвать чувство, пережитое нами, удовольствием, так как понимаем, что это что-то большее, что-то другое: мы называем его счастьем.

 

И все же определение этих состояний счастья как особенно интенсивных недостаточно: их отличает нечто большее. Дополнительное определение можно позаимствовать из рассуждений весьма далеких: теологи, которые задумывались, как определить счастье неземное, утверждали, что  оно должно отличаться еще чем-то, кроме интенсивности: оно столь же интенсивно, как и земное счастье, но отличается от него экстенсивностью, то есть неземные радости, наивысшие, не более интенсивны, чем те, которые известны нам, но они полнее воздействуют на человека. Такие удовольствия не остаются на поверхности сознания, а пронизывают его целиком, до глубины. В этом утверждении содержится мысль, имеющая отношение к земному счастью: состояния наиболее приятные, осчастливливающие не только интенсивны и не столько интенсивны, сколько экстенсивны, заполняют все сознание (конечно, «экстенсивны» не в современном, обычно употребляемом значении). Для общего самочувствия человека эти состояния имеют совершенно иное значение, чем те, которые быстро и поверхностно протекают через его сознание, не воздействуя на представления, мысли, привязанности, стремления.

 

Эти наиболее интенсивные и экстенсивные чувства, которые мы называем счастьем, имеют две разные и даже противоположные формы: или упоения, или умиротворенности. Одно состоит в наивысшем напряжении и психическом подъеме, второе - в полном расслаблении. В первом переживается как бы исступленная радость, во втором - обессиливающее блаженство. В первом ощущается, говоря словами Жеромского, «неописуемый зной счастья», второе - скорее холодное. Упоение весело, а умиротворенность только приятна или даже, согласно Хаксли, «меланхолична, как меланхоличны самые прекрасные пейзажи». Умиротворенность легче выразить музыкой, чем словами; прелюд Шопена передает такое состояние лучше, чем любые слова, но это в полной мере относится и к упоению. И то и другое чувство - как счастье упоения, так и счастье умиротворения - встречается в любви, в наслаждении искусством. Невозможно одновременно переживать упоение и умиротворение, но нередко благое умиротворение наступает вслед за упоением, отдых после напряжения.

 

Такова последовательность приятных состояний: от простого удовольствия через радость и удовлетворение, через веселье и душевное спокойствие к счастью как наиболее интенсивному и экстенсивному состоянию. Но это счастье в психологическом смысле. Счастье же stricto sensu  вообще не относится к такой теории. Однако счастье «психологическое» принимает в нем свое участие, и немалое.



Еще материал по данной теме


Скандинавские руны (Любовные предсказания)

Гадальные руны «Любви» помогут вам в решении вопросов, касающихся отношений и сердечных дел. 

Гадальные карты Таро

К набору прилагается инструкция, благодаря которой даже начинающий таролог без проблем разберётся в хитросплетениях судьбы.

← все статьи