Салические законы против колдунов




Салические законы против колдунов

 

Во время правления первых французских королей преступления, связанные с Магией, не предусматривали смертную казнь, исключая экстраординарные случаи. В то время с избытком хватало людей, которые готовы были умереть за свой проступок, но возвыситься благодаря этому над толпой и устрашить даже королей. Например, генерал Муммол, будучи вздернут на дыбу по приказу Фредегонды, заявил, что не испытывает ничего. Его подвергли еще более страшным пыткам, и он умер, бросая вызов своим мучителям, которые уже были готовы простить его, видя такую силу духа. 

 

Среди салических законов, принятых предположительно в 474 году и приписываемых Фарамону Сигеберу, мы находим следующую статью: «Если кто-нибудь заявит, что имярек выступал в качестве эребурга или стриапорта (тот, кто несет медный сосуд к месту, где вампиры совершают свои таинства), но не сможет доказать оного, то будет подвергнут штрафу в 7500 денье, или 180,5 су. Если кто-нибудь обвинит свободную женщину в том, что она вампирша или проститутка, но не сможет доказать это, то будет подвергнут штрафу в 2500 денье, или 62,5 су. Если же будет найден вампир виновным в том, что пожрал человека, да будет подвергнут штрафу в 8000 денье, или 200 су».

 

Как мы видим, в те бурные времена каннибализм был возможен в объемах установленной законом платы, а цена человеческого мяса была не очень высока. Возвести клевету на невиновного стоило 180,5 су, но за небольшую прибавку к этой сумме несчастного можно было, в дополнение к этому, также убить и съесть. Эти примечательные установления напоминают о довольно курьезном положении в Талмуде, которое было весьма ярко истолковано знаменитым рабби Иехиелем в присутствии королевы, имя которой история умалчивает. Скорее всего, это была королева Бланш, поскольку рабби Иехиель жил в правление Людовика Святого. Он был приглашен от имени еврейской общины на религиозный диспут, где должен был отвечать на тезисы обращенного еврея по имени Дуэн, принявшего при крещении имя Николай. В ходе дискуссии о тексте Талмуда они вышли на следующий пассаж: «Если кто-нибудь предложит кровь своих детей Молоху, оставьте его умереть своей смертью». Талмудический комментарий объясняет это так: «Тот, кто предложит не часть крови, а всю кровь и всю плоть своих детей, не подпадает под действие закона и не подлежит казни». Участники диспута выразили шумный протест против такой трактовки, противной всякому здравому смыслу. Некоторые с сожалением посмеивались, иных трясло от негодования. Рабби Иехиель еле смог водворить тишину и взять слово. Когда он начал говорить, все открыто выражали свое неудовольствие и осуждение.

— У нас, иудеев, смертная казнь - это искупление вины, примирение, а не акт мести. Всякий, кто умирает по закону Израиля, умирает с миром, разделяя его в смерти и приобщаясь к отцам своим. Никакое проклятие не сходит с ними в могилу, души их пребывают в бессмертии дома Иакова.

 

Следовательно, смерть есть венчающая милость, лечение отравленной раны горячим железом. Но мы не прилагаем железа к тем, кто неисцелим. Мы не имеем власти над теми, чей проступок отрезает их от корня Израиля. Отныне они жертвы, и, следовательно, не нам сокращать срок их проклятия на земле: они освобождены от нашего суда Гневом Божьим. Человека дозволено ранить лишь с целью исцеления, и мы не предлагаем врачевания тем, кто находится за пределами выздоровления. Отец семьи наказывает только своих детей и довольствуется тем, что закрывает дверь перед посторонними. Те великие преступники, над которыми не властвует наш Закон, караются полным отлучением, а это наказание сильнее смерти.

 

Объяснение рабби Иехиеля удивительно, оно преисполнено патриархального духа Израиля. Воистину, евреи наши отцы в науке! Если бы мы, вместо того чтобы преследовать, попытались их понять, то сегодня они не были бы так отдалены от нашей веры.

 

Это талмудическое предание демонстрирует древность веры евреев в бессмертие души. Что есть эта реинтеграция вины посредством искупительной смерти, как не протест против Смерти, как таковой, и декларация веры в бесконечность жизни? Граф Жозеф де Местр прекрасно осознавал эту идею, когда поднял зловещую миссию палачей до уровня специфического священства. Боль наказания молит, говорит этот великий писатель, кровь его претворятся в жертвенную. Будь смертная казнь чем-то иным, нежели полное прощение, она стала бы лишь примитивным возмездием за убийство. Человек, принявший свой приговор, исполняет все епитимьи и вводится Смертью в бессмертное общество сыновей Божьих.

 

Салические законы были законами народа, пребывавшего в варварской дикости, когда все продавалось и выкупалось, как во время войны. Рабство еще сохранялось, и цена человеческой жизни могла обсуждаться, имея весьма условную стоимость. Жизнь попросту должна была покупаться, коли имелось право ее продавать. Единственно действенными установлениями того периода были законы церкви, и они предусматривали самые суровые меры против вампиров и отравителей, которых также отождествляли с колдунами. Совет Агда в «Законах Лангедока», принятых в 506 году, объявил им церковное отлучение. Первый Совет Орлеана в 541 году объявил преступными любые действия волхвов. Совет Нарбонны в 589 году не только отлучил от церкви колдунов, но и постановил продавать их, как рабов, в пользу бедных. Тот же Совет постановил публичное бичевание для дьяволопоклонников. Несомненно, имелись в виду те, кто, сплотившись вокруг Князя Тьмы, ожидали его прихода, взывали к нему и приписывали ему силу, равную божественной. Мы искренне поздравляем учеников графа де Мирвиля с тем, что они не жили в те дни.

 

Пока описываемые события происходили во Франции, на Востоке мистика преуспевала в создании религии, которая позже завоевала статус мировой. Был ли Магомет шарлатаном или страдал галлюцинациями? Для мусульман он Пророк, а Коран для арабских ученых всегда будет боговдохновенным шедевром. Неграмотный человек, простой погонщик верблюдов, создал самый совершенный литературный памятник своей эпохи. Его успех казался чудесным, а воинственная страсть его последователей всколыхнула народы и цивилизации. Но пришел день, когда Азия поникла под стальной дланью Карла Мартелла. Этот грубый солдат не уповал на молитвы, когда обстоятельства требовали битв. Имея нужду в деньгах, он опустошал церкви и монастыри, порой расплачиваясь со своими воинами церковными бенефициями. По этой причине клир отрицал божественное споспешествование его оружию, а победы Карла приписывались Магии.

Действительно, он так сильно задел своим небрежением религиозные чувства, что святой Эшер, достопочтенный епископ Орлеана, объявил, что святые ограбленных и оскверненных Мартеллом церквей не только запретили тому входить на небеса, но даже и исторгли из могилы его тело, которое, вместе с душой, ввергли в геенну. Епископу об этом сообщил ангел. Свое откровение святой Эшер не замедлил передать Бонифацию, епископу Майнца и Фульфваде, капеллану Пипина Короткого. Могилу Карла Мартелла вскрыли, и оказалось, что тело его исчезло! Внутренняя сторона камней склепа почернела, как если бы их обожгло пламенем. Из могилы исходил дым и выполз большой змий. Об открытии Бонифаций уведомил Пипина Короткого и Карла Великого, которые были сыновьями Мартелла. Бонифаций умолял их извлечь урок из судьбы отца и почитать святыни. Все же мало хорошего было в действиях тех, кто осмелился потревожить могилу героя В силу лишь веры в видения, приписывая естественное разрушение смерти силам Ада. 

 

Много необычайных случаев, имевших место во Франции, отмечают правление Пипина Короткого. Воздух, казалось, полнился человеческими образами. Небеса отражали миражи дворцов, садов, вздымающихся морских валов, кораблей под парусами и сонмища боевых порядков. Все это напоминало один нескончаемый сон, а подробности этих фантастических зрелищ видел каждый. Было ли это пандемическим поражением органов зрения или же атмосферным возмущением, спроецировавшим миражи на атмосферный конденсат? Или массовой галлюцинацией, вызванной чем-то ядовитым, рассеявшимся в атмосфере? Правдоподобие последнего объяснения тем более вероятно, принимая во внимание упоминания о том, что порой эти видения возбуждали простонародье, которое видело в облаках колдунов, рассыпающих порошки и яды. Пажити поразило бесплодие, скот - моровая язва, да и смертность среди людей тоже возросла.

 

Не преминем поведать историю, правдивость которой сопоставима с ее экстравагантностью. В те времена знаменитый каббалист Цедекия содержал школу оккультных наук. Учил он не подлинной Каббале, а развлекательным рассуждениям, выводимым из нее. Они, собственно, и формируют экзотерическую часть той науки, которую стараются утаить от профанов. Такого рода мишурой Цедекия совращал умы своих слушателей. Он вещал о том, что Адам, Первочеловек, изначально созданный из почти призрачной, духовной субстанции, пребывал над земной сферой в Свете, который произрастил для него удивительные растения. Ему прислуживал хор прекрасных гермафродитов, оживлявших отражения, порожденные элементами девственной субстанции. Это были сильфиды, саламандры, ундины и гномы. Адам как раз и правил гномами и ундинами посредством саламандр и сильфид, которые одни лишь имели власть над этим воздушным раем.

 

Непредставимо счастье наших прародителей, окруженных сильфидами, которые хоть и были бренными духами, но с невероятной ловкостью умели ткать из света свои шедевры, заставляя их расцветать тысячами форм, превосходящих разнообразием самое богатое воображение. Рай Земной - так его называли, ввиду размещения в атмосфере Земли, - был царством волшебства. Адам и Ева спали во дворцах из жемчугов и сапфиров, розы расстилали ковер лепестков к их ногам, они скользили по лазурным водам в гигантских морских раковинах, запряженных лебедями.

Птицы услаждали их слух нежными трелями, цветы склоняли бутоны, ласкаясь к ним. Вся эта идиллия была утрачена с Грехопадением, низвергшим наших прародителей на Землю. Материальные тела, которые облекали их, и есть те «одежды кожаные», о которых говорится в Библии. Они пребывали в наготе и одиночестве, и никто более не выполнял их желаний. Они забыли свою жизнь в Эдеме или вспоминали ее лишь как сон, промельнувший в зеркальных лабиринтах памяти. Но Райский Сад все еще простирался над пределами земной тверди, населенный сильфидами и саламандрами, оберегавшими бывшие владения Человека, будто печальные слуги, пребывающие в доме, хозяин которого никогда туда не вернется...

 

О, как распаляли воображение подобные вымыслы, особенно когда воздушные видения начали являться при полном свете дня! Безусловно, это могло означть лишь то, что сильфиды и саламандры ищут своих прежних хозяев. Возможность путешествия в Страну Сильфид обсуждалась повсюду, как ныне обсуждают спиритические сеансы и флюидические явления. Безрассудство овладело даже самыми сильными умами, и церкви пришлось срочно вмешаться. Она совсем не получала удовольствия от избытка сверхъестественных существ на улицах, считая, что все это противоречит утверждаемому ей духу порядка и света. Возникшие в облаках фантомы были объявлены адским наваждением, и народ выступил в крестовый поход против злокозненных колдунов. Общественное безумие обрело маниакальный характер кровавой истерии.

Чужестранцы обвинялись в том, что они, дескать, спустились с небес, поле чего их безжалостно убивали. Слабоумные и юродивые, недавно гордо вещавщие о своей одержимости сильфидами или демонами, теперь тщетно пытались отречься от своих слов. Их сжигали или топили. Согласно Гарине, число погибших в королевстве Пипина превосходит все мыслимые пределы. Это была тотальная катастрофа, зловещая драма, в которой первые роли играли невежество и страх.

 

Такая истерия на почве мистики повторилась в следующие царствования. Все силы режима Карла Великого были приведены в действие для того, чтобы обуздать охватившее массы безумие. Эдикт, впоследствии возобновленный Людовиком Святым, запрещал сильфидам являться людям под страхом тяжелейших наказаний. Этот закон можно было понимать и в том смысле, что при отсутствии реальных астральных существ меч правосудия обрушится на головы тех, кто хвастает встречами с ними. Воздушные корабли уплыли в порт забвения, и никто более не говорил о путешествиях по небесной лазури. Другие формы народного безумия заменили прежнюю манию, ибо романтическое великолепие правления Карла Великого обеспечило сочинителей легенд новыми сюжетами для создания новых мифов и новыми дивами для сочинения новых сказаний.



Еще материал по данной теме


Гадальные карты Таро

К набору прилагается инструкция, благодаря которой даже начинающий таролог без проблем разберётся в хитросплетениях судьбы.

← все статьи