Распространение масонского ордена в США




Распространение масонского ордена в США

 

Орден вольных каменщиков получил широкое признание в Америке - Великой западной земле. Масонство на территории будущих США начало активно распространяться после 1730 г. В Филадельфии и Бостоне ложи появились в 1730- 1733 гг. В 1745 г. Северная Америка была провозглашена отдельной масонской провинцией. Одним из первых в масонство вступил известный просветитель и политик Бенджамин Франклин, впоследствии ставший Великим Мастером ложи в Филадельфии. Считается, что Бостон был центром распространения «королевского искусства» на весь Новый Свет. По инициативе его «Великой Ложи новых масонов», поддержанной лондонцами, было учреждено масонство в Новой Англии, среднеатлантических и южных штатах, на островах Вест-Индии, в Суринаме и Канаде.

 

Произошедшее в середине XVIII в. идейное размежевание в Англии на «новых» и «старых» масонов нашло отражение и в Америке. «Новые» тяготели к элитарности, стремились к усложнению дорогостоящих ритуалов, увеличению числа степеней, принимали в великие мастера только представителей высших классов. «Старые», не признавая реформ и следуя прежним уставам, стремились восстановить «первоначальную чистоту» масонства, признавали истинными только три иоанновы степени. К началу XIX в. раскол все же был преодолен, великие ложи объединились. При этом на севере США данные события произошли на двадцать лет раньше, чем в Европе. Согласно опубликованным указам, «чистое и древнее франкмасонство должно содержать три цеховые степени, а также дополнительно - Священный Орден Королевской Арки».

 

Первая Провинциальная Великая Ложа в США (ложа Святого Иоанна) была открыта в 1733 г. в Массачусетсе и работала по английской хартии. В британском реестре, несмотря на обретение независимости США в конце XVIII в., оставалось значительное число американских лож вплоть до 1813 г. В 1797 г. в Филадельфии возникли первые Великий Капитул и Великий Стан Тамплиеров. В 1798 - 1799 гг. был образован Генеральный Капитул для северных штатов и приняты конституции Королевской Арки. В 1805- 1807 гг. сформировался правящий орган рыцарей Соединенных Штатов.

 

В Северной Америке первоначально распространился Ранний Великий обряд, иначе Древний и Примитивный ритуал или Голубая Иоаннова Ложа. Система посвящения включала три символических градуса, разработанные в Англии и Шотландии (Ученик, Подмастерье или Товарищ, Мастер). Впоследствии появилась и начала пользоваться большой популярностью дополнительная степень Королевской Арки. Количество степеней в Америке стремительно возрастало, достигнув сорока трех в 1816 г. В США получил развитие в основном Древний Шотландский ритуал, созданный в 1801 г. в Южной Каролине, а также Орден Священной Королевской Арки. Другие масонские системы (мемфисско-мизраимский обряд, Совет Императоров Востока и Запада и т. п.) не имели такой популярности в стране.

 

В течение XIX в. наблюдался быстрый рост масонства в стране. Великая Ложа создавалась в каждом регионе. Для ее организации требовалось наличие не менее трех местных лож. По некоторым оценкам, с 1800 по 1826 г. численность братства возросла с двадцати до более двухсот тысяч человек, количество лож увеличилось с четырехсот до восьми тысяч, великих лож - с четырнадцати до двадцати шести. Почти во всех штатах существовали свои Великий Совет или Святилище для Сокровенного Масонства, Великий Капитул Королевской Арки, а также Великое Повелительство Ордена Храма. Все великие ложи, имея связи друг с другом, являлись независимыми по статусу. К концу XIX в. в стране действовали пятьдесят великих лож.

 

Руководили американским масонством выборные административные органы. Древний и Принятый Шотландский обряд имел Северную и Южную юрисдикции, каждая из которых управлялась своим Великим Советом. Южная, являясь старшей организацией, возглавляла шотландское масонство в тридцати шести регионах, тогда как только четырнадцать оставались в Северной юрисдикции. Действовал Генеральный Великий Капитул Королевской Арки, в юрисдикции которого находилась вся территория США. Но власть его была ограничена на практике теми штатами, где еще не были сформированы собственные Великие Капитулы. Органом верховного управления рыцарей- тамплиеров являлся Великий Стан Соединенных Штатов. В американском, как и в европейском, масонстве иногда происходили острые конфликты, возникали раскольнические организации. Так, в 1787 г. нью-йоркские ложи во главе с местной Великой Ложей объявили о независимости. В 1812 - 1813 гг. на Юге была учреждена Суверенная Великая Консистория Соединенных Штатов во главе с Жозефом Керно. В 1832 г. возникло новое сепаратистское движение в Нью-Йорке и был сформирован нелегальный Объединенный Верховный Совет.

 

В американском масонстве имелись отличия от Англии, где практически невозможно было ввести но-вый обряд, поскольку строгий надзор в этой сфере осуществлял Великий Совет Объединенных Масонских Степеней. В США же почти не существовало для этого никаких затруднений, если только не затрагивались привилегии доминирующего Шотландского ритуала. В результате в XIX в. появилось огромное число новшеств, новых систем, многие из которых не прижились и вскоре исчезли.

 

С точки зрения масонского права Великая Ложа любого штата превосходила по значимости в сфере своего влияния все великие юрисдикции, административные и координационные органы отдельных систем и уставов, включая и Шотландский ритуал. Суверенитет и исключительная компетенция Великой Ложи означали то, что во всех обрядах и послушаниях на территории штата действовали ее указы об изгнании из Ордена или приостановлении членства. Таким образом, можно сделать вывод о том, что единой централизованной структуры, управлявшей масонством (исключая администрации отдельных обрядов), в масштабе страны или мира не существовало. Мировое масонство представляло собой конфедерацию автономных национальных лож. Некоторые из них функционировали под полицейским контролем государства. О степени координации их действий, о «заговоре для захвата власти над миром» говорить сложно. Правда, иногда созывались всемирные масонские конгрессы и съезды, но на них редко приходили к единому мнению относительно ритуала.

 

Существовала также масса околомасонских оккультных групп и «нерегулярных» объединений, в разное время выделившихся из традиционного масонства. Активно действовали в США и многочисленные тайные организации, заимствовавшие обряды и ритуалы Ордена. В качестве примера немасонских структур можно привести благотворительные организации (Общество Тройной Связи, или Odd Fellows, Орден красных, «Слуги Пифии») и научные общества («Фи Бета Каппа»). Не следует путать с франкмасонами национально-культурные ассоциации ирландцев и немцев (друиды, «Сыновья Германа», «Харугари»), националистические партии и объединения (нативисты, ку-клукс-клан, протестанты-оранжисты), религиозные сообщества (мормоны, мистические секты).

 

Успешно действовала парамасонская организация для женщин - Орден Восточной Звезды, созданный еще во время Войны за независимость США в 1778 г. Женщин стали принимать поздно в некоторые либерально настроенные ложи, но долгое время это были лишь единичные случаи. Женские ложи считались «удочеренными» или «приемными» и находились под законным покровительством мужских организаций. В дальнейшем появилось адопционное (смешанное), или комасонство, сохранившееся до настоящего времени.

 

Обособленно существовало негритянское масонство - Великая Ложа Принса Холла. Его истоки следует искать в 1775 г., когда в одну из лож британской армии были приняты четырнадцать свободных афро-американцев. Среди них был и будущий лидер движения - просветитель и аболиционист Принс Холл (1735 - 1807). В Бостоне негры образовали Африканскую Ложу, которая в 1827 г. провозгласила независимость и была заново учреждена как Великая Ложа. Она выпускала патенты от своего имени и создавала независимые негритянские ложи. С ней также было связано «цветное масонство» в Канаде и Либерии. Эти организации не признавались другими Великими Послушаниями. С точки зрения североамериканской масонской юриспруденции все они имели «нерегулярный характер» и действовали незаконно. В конце XIX в. в Соединенных Штатах насчитывалось 32 негритянские великие ложи с 1318 филиальными, объединявшие 20 тысяч братьев. В настоящее время стремление к полной демократии заставляет великие ложи в некоторых штатах признавать и принимать негритянские ложи под свое покровительство.

 

Франкмасонский орден был официально зарегистрированной общественной организацией, занимавшейся просветительской деятельностью, нравственным воспитанием и благотворительностью. Филантропия проявлялась в помощи нуждающимся, финансировании больниц, школ и т. п. Масоны также вмешивались в политику, поддерживали либеральную идеологию, реформы Просвещения, а иногда и революционное движение. Они заявляли о приверженности космополитизму, защищали гражданские права и свободы. Так, американские франкмасоны 17 июня 1825 г. приняли участие в торжествах по случаю пятидесятилетия знаменитого сражения при Банкер-Хилл времен Войны за независимость. Это были крупнейшие публичные процессии членов братства в XIX в. Масонские ложи во главе с мастерами и надзирателями под развевавшимися знаменами участвовали в демонстрациях в Бостоне, Чарлстоне, провели закладку краеугольного камня монумента Банкер-Хилл.

 

Видными американскими масонскими деятелями, учеными, организаторами и талантливыми ритуаловедами XIX в. являлись Фредерик Дальхо (1770 - 1836), Томас Смит Уэбб (1771-1819), Джон Барни (1780- 1847), Альберт Галлатин Макей (1807-1881), Роберт Макой (1816-1895), Роб Моррис (1818-1888) и Альберт Пайк (1809-1891).

 

Ф. Дальхо родился в семье прусского офицера-масона в Лондоне. После смерти отца переехал в Америку к дяде. Он получил медицинское образование в Балтиморе, некоторое время работал военным врачом. С 1799 г. занялся частной практикой в Чарлстоне (Южная Каролина), где вступил в Атольскую (Старую) ложу. Имея литературное дарование, к 1807 г. он прославился как один из редакторов ежедневного федерального листа «Курьер».

 

Ф. Дальхо был одним из учредителей Шотландского обряда, получил в 1801 г. его тридцать третью степень и участвовал в создании Верховного Совета для Южной Юрисдикции Соединенных Штатов. С его именем связан и процесс объединения масонов «новых» и «старых» уставов Южной Каролины в 1817 г. Главной масонской работой Дальхо была «Ахиман Резон», впервые опубликованная в 1807 г. В этом труде он отнес происхождение масонства «ко времени сотворения мира», проследил его «исторические связи» с друидами, Пифагором, рыцарями-крестоносцами.

 

В связи с разногласиями в ордене Дальхо постепенно отошел отдел. Он стал в 1814 г. священником епископальной церкви и редактором ее печатного органа в штате, занялся теологическими изысканиями, опубликовав несколько проповедей и очерков о божественной природе Христа. В 1823 г. навсегда оставил деятельность на ниве масонства, покинув должности Великого Секретаря и Второго Великого Мастера. После смерти памятник Дальхо был установлен в Чарлстоне в притворе церкви Святого Михаила, в которой он служил в качестве помощника ректора (в 1819 г.).

 

Дж. Барни был знаменитым масонским оратором и в продолжение десятилетия занимал пост Великого Лектора Огайо и Иллинойса. Книготорговец Р. Макой получил известность как талантливый издатель книг по масонству. Его имя носит современное крупное франкмасонское издательство в США.

 

Т. С. Уэбб считается создателем Американского Йоркского обряда, оформившегося в конце XVIII - начале XIX в. Данный ритуал был близок другим национальным системам, включавшим собственный набор степеней посвящения: английской, шведской, шведско-берлинской, немецкому строгому послушанию, французскому («латинскому») уставу, гельветическому обряду в Швейцарии.

 

Уэбб родился в Нью-Хэмпшире в семье иммигрантов из Англии и получил образование в Массачусетсе. В 1790 г. вступил в ложу Восходящего Солнца в Нью-Хэмпшире. Работал переплетчиком, издателем, продавцом книг, служащим обойной мануфактуры, что заставляло его часто менять места жительства в штатах Новой Англии (жил в Массачусетсе, Нью-Хэмпшире, Род-Айленде) и Нью-Йорке. В свободное время Уэбб увлекался церковной и классической музыкой, создал и возглавил в Бостоне Общество Генделя и Гайдна в 1815 г.

 

Он стремился к объединению всех масонов США. Уэбб помогал учредить в Олбани Капитул Королевской Арки и Стан Рыцарей Храма. В Провиденсе сотрудничал с ложей Святого Иоанна и был избран Великим Писарем объединившихся Royal Arch - капитулов северных штатов. В 1797-1799 гг. Уэбб возглавлял Великий Генеральный Капитул. В 1806 г. его избрали Генералом Великим Королем. Он являлся также Почетным Мастером Храмовой Ложи в Олбани, а в 1813-1814 гг. избирался Великим Мастером Великой Ложи Род-Айленда. В 1816 г. Уэбба назначили Делегатом - Генеральным Великим Верховным Священником. Он пребывал в этой должности вплоть до смерти, наступившей во время поездки в Кливленд (Огайо). В течение двух лет Уэбб находился в западных штатах, организуя новые ложи, капитулы, повелительства, рыцарские станы. При его активном участии были учреждены Великие Капитулы Огайо и Кентукки.

 

Широкую известность в масонских кругах приобрело написанное Уэббом «Наставление масону» (The Freemason's Monitor), впервые увидевшее свет в 1797 г. В нем он предложил систему из семи степеней - Американский обряд, основанный на переработке английского ритуала У. Престона. Уэбб добавил к трем основным цеховым степеням английского образца разряды Марк-Мастера (Мастера Метки), Настоящего или Прошлого Мастера, Превосходнейшего Мастера и Масона Королевской Арки. При этом Орден Священного Царственного Свода должен был возглавляться Верховными Священниками и Офицерами. Предполагалось создать элитный, избранный Орден Высокого Священства внутри организации для управления всеми масонами Королевской Арки. Вскоре к семи степеням Уэбба были добавлены еще две дополнительные: Королевский Мастер и Избранный Мастер.

 

В современной модификации Йоркский (Амери-канский и Английский) Устав - это сочетание десяти высших степеней, разделенных на три особых церемониала, или отдела:

 

1) Капитул Королевской Арки (Мастер Метки, Прошлый Мастер, Превосходнейший Мастер, Королевская Арка);

2) Сокровенный Совет, или Тайное Масонство (Королевский Мастер, Выбранный

Мастер, Сверх-Превосходный Мастер);

3) Командование Рыцарей-Тамплиеров (Прославленный Орден Красного Креста, Мальтийский Орден (в прошлом - степень Рыцаря Святого Павла или Средиземноморский Проход), Орден Храма).

 

Другой деятель Ордена Р. Моррис был известным поэтом-лириком, писателем, лектором, правоведом и исследователем масонства. Некоторое время он находился на церковной службе, затем занялся бизнесом и преподавательской деятельностью, став президентом колледжа в Кентукки. Много внимания Моррис уделял чтению лекций и благотворительной работе в рамках воссозданного им в 1850 г. женского адопционного Ордена Восточной Звезды. В 1850-х гг. стал Великим Мастером Великого Совета и Великой Ложи Кентукки. В это время он был главным редактором выходившего дважды в месяц главного американского орденского журнала «Голос масонства». Данное издание распространялось во всех штатах США, Канаде, а также в Западной Европе.

 

Моррис являлся составителем «Универсальной масонской библиотеки» в тридцати томах. Он был также автором семи больших произведений, посвященных масонскому законодательству, поэзии франкмасонов, истории Ордена в Кентукки, Нью-Йорке и Палестине («Свет и тени франкмасонства», «История дела Моргана», «Масонский закон», «История франкмасонства в Кентукки», «Рассказы о масонской жизни», «Франкмасонство на Святой земле, повествование о масонских исследованиях, проведенных в 1868 г. в стране царя Соломона и двух Хирамов», «Поэзия франкмасонства»). Моррис и сам писал франкмасонские стихи, за которые и получил почетное прозвище «Поэт-лауреат масонства». Наиболее известная его поэма - «Уровень, отвес и наугольник». Моррис являлся лидером «консервативного» движения, стремившегося учредить унифицированный ритуал.

 

Еще один знаменитый масонский историк и правовед А. Г. Макей долгое время занимался медицинской практикой и лишь в конце жизни стал литератором. Поздно - в тридцать четыре года - он вступил в Орден. Макей занимал должности Великого Секретаря Великой Ложи Южной Каролины, Великого Верховного Священника Великого Генерального Капитула, Достопочтенного Прошлого Великого Стражника Великого Стана Соединенных Штатов. Наибольшую известность ему принесла беспрецедентная по широте тематики «Энциклопедия франкмасонства», изданная в 1874 г. Он составил свод древних заповедей, «вех», традиционных принципов масонства - так называемые «ландмарки Макея». Эти ландмарки находят свое отражение в принципах регулярности и конституциях современных, в том числе российских, лож.

 

В течение тридцати лет (1849-1879) Макей редактировал пять масонских периодических изданий. Всего написал более десяти значительных работ по масонской истории, философии и праву. Главные сочинения Макея: «Словарь франкмасонства» (1845), «Истинная мистическая связь: Ахиман Резон Южной Каролины» (1852), «Принципы масонского права» (1856), «Книга Хартии» (1858), «Учебник масонской юриспруденции» (1859), «История франкмасонства Южной Каролины» (1861), «Руководство ложей» (1862), «Тайное масонство» (1867), «Символизм франкмасонства и масонский ритуал» (1869), «Масонское парламентское законодательство» (1875).

 

Больше всех прославился среди американских масонов в XIX в. А. Пайк. Он был учителем, юристом, поэтом, писателем, солдатом, искателем приключений. Родился в Бостоне, учился в Гарварде, но большую часть жизни провел на Юге. В 1830-х гг. участвовал в исследовательских экспедициях на Дальнем Западе США. Он совершил подъем на одну из самых недоступных и высоких гор Северной Америки, которая с тех пор носит его имя.

 

Впоследствии Пайк занимался адвокатской практикой, журналистикой, писал поэмы на религиозные темы. Во время американо-мексиканской войны 1846-1848 гг. сражался в кавалерии. В годы Гражданской войны поддержал правительство Конфедерации южных рабовладельческих штатов, которое назначило его индейским агентом. Впоследствии он получил звание бригадного генерала, командовал войсками в районе Индейской территории. В конце войны Пайк ушел из армии, поругавшись с начальством, и работал судьей в Верховном суде Арканзаса. Недоброжелатели распускали слухи о том, что именно Пайк и южные вольные каменщики создали в 1865-1866 гг. тайную террористическую организацию расистов куклукс-клан, по внутренней структуре близкую масонам.

 

Начинал Пайк свою масонскую карьеру в арканзасской ложе «Западная Звезда № 2». В Орден он вступил только в сорокалетнем возрасте, но быстро приобрел высокие степени и прозвище Гениальный мастер масонства. Его посвящение в Высшие Мистерии Ремесла осуществлял Макей. Пайк получил звания Великого Оратора Великой Ложи Арканзаса и Великого Представителя четырех юрисдикций. Он работал в многочисленных комитетах вольных каменщиков. В 1859 г. Пайк был назначен Верховным Советом Южной Юрисдикции Шотландского обряда на высшую административную должность Суверенного Великого Повелителя, которую занимал до конца жизни. Он сделал многое для консолидации, реформирования и развития Шотландского ритуала.

 

Пайк написал множество трудов по литургии, ри-туалам, морали, догматике и символике различных степеней. Основные его сочинения: «Magnum Opus, или Великая работа» (1857), «Значение масонства» (1858), «Мораль и Догма Древнего и Принятого Шотландского обряда франкмасонства», более известное под названием «Мораль и Догма Франкмасонства» (1871), «Книга Ложи» (1872), «Книга Слов» (1878).

 

В Америке получили распространение в основном Древний и Принятый Шотландский обряд (состоял из тридцати трех степеней посвящения или девяноста - девяноста пяти градусов) и Священная Королевская Арка. Шотландский ритуал, созданный в начале XIX в. в Чарлстоне (Южная Каролина), стремительно завоевал популярность не только в большинстве штатов, но и во многих странах мира. Другие масонские системы (Восточный обряд Мемфиса, Орден Мизраима, рыцари-тамплиеры, розенкрейцеры и т. п.) пользовались не столь значительным признанием в США.

 

Главным разработчиком Шотландского ритуала считается ранее упоминавшийся Ф. Дальхо. В основу системы он положил Совет Императоров Востока и Запада (Обряд Совершенства), появившийся в Западной Европе в 1758 г. и состоявший из двадцати пяти степеней посвящения. Эта система, вначале существовавшая самостоятельно и даже претендовавшая на руководство всем франкмасонством, к 1786 г. была полностью поглощена «Великим Востоком Франции». Идейные наработки и названия степеней Императоров были заимствованы основоположниками Шотландского ритуала, добавившими дополнительные градусы.

 

Шотландский обряд состоит из семи ступеней (секций или серий):

 

I. Символическая (Иоанновская) Ложа:

 

1) Ученик,

2) Компаньон,

3) Мастер-Каменщик;

 

II. Совершенная Ложа:

 

4) Тайный и Просвещенный Мастер,

5) Возвышенный и Совершенный Мастер,

6) Личный Секретарь,

7) Старшина и Судья,

8) Смотритель за Строительством (Хранитель Зданий),

9) Избранный из Девяти,

10) Избранный из Пятнадцати,

11) Величественный Избранный Рыцарь из Двенадцати,

12) Великий Мастер-Архитектор,

13) Рыцарь Девятой Арки (Королевская Арка Еноха или Соломона),

14) Шотландский Рыцарь Совершенства (Великий Избранный, Совершенный и Величественный Масон);

 

III. Совет Принцев Иерусалима:

 

15) Рыцарь Меча, или Востока,

16) Князь Иерусалимский;

 

IV. Капитул Rose-Croix:

 

17) Рыцарь Востока и Запада,

18) Принц Rose-Croix (Князь Розенкрейцер);

 

V. Совет Кадош:

 

19) Великий Понтифик Небесного Иерусалима,

20) Великий Мастер Всех Символических Лож (Достопочтенный Великий Магистр),

21) Ноахит, или Прусский Рыцарь,

22) Рыцарь Королевского Топора, или Принц Ливана,

23) Хранитель Скинии,

24) Князь Скинии,

25) Рыцарь Медного Змея,

26) Князь Милосердия,

27) Рыцарь Повелитель Храма (Великий Комендант Храма),

28) Рыцарь Солнца, или Принц-Адепт,

29) Великий Шотландский Рыцарь Святого Андрея,

30) Рыцарь Кадош;

 

VI. Консистория Величественных Принцев Королевской Тайны:

31) Инспектор Инквизитор Повелитель (Великий Командор),

32) Величественный Принц Королевской Тайны (Прекрасный Рыцарь Королев-ского Секрета);

VII.    

33) Суверенный Великий Генерал-Инспектор (Верховный Инспектор).

 

Базовым ритуальным цветом шотландского масонства считался зеленый. Первая, вторая и третья универсальные степени образовывали голубое (синее) масонство. 4-18-я являлись красными капитулярными, или Андреевскими, степенями. 19-29-я составляли черные философские степени. Высшие административные 30-33-я именовались «белым масонством». 6-11-й степенями управляли Шотландский Капитул и Капитул Rose-Croix (Розы и Креста), 12-20-й ведал Великий Совет (Сенат), 21-30-й - Верховный Совет. 31-33-я формировали Верховное Святилище.

 

Каковы же были численность и степень влияния американских франкмасонов? Согласно подсчетам противников Ордена, в США в первой трети XIX в. проживали 1,11 миллиона масонов. Это сильно завышенная, фантастическая цифра, составлявшая 9 процентов населения Америки того времени. Ежегодные членские взносы и плата за посвящения в степени составляли 11,25 миллиона долларов. Лишь ничтожная часть этой огромной суммы тратилась на благотворительность. Остальные деньги шли на возведение новых масонских храмов, проведение обрядов в ложах, оседали в карманах узкой руководящей группы или же направлялись на преступную деятельность.

 

Вольные каменщики не скрывали, что в Орден входят «талантливые, влиятельные и весьма обеспеченные люди». К «достопочтенному древнему братству» относилась также и немаловажная часть представителей среднего класса. Масоны признавали, что ложи обладают солидным капиталом, но, по их оценке, ежегодные доходы Ордена в США не превышали четверти миллиона долларов. Они гордились тем, что масонство - уникальное учреждение, в котором «соединились энергия, мистерия, талант и деньги». Орден, «очаровывающий молодежь, объединяющий людей замечательных профессий с большими заслугами, не может не привлечь внимание государственных деятелей и философов-моралистов».

 

Члены организации оперировали с неполными и противоречивыми данными по 24 штатам. Они указывали, что точная информация о численности членов организации и количестве лож отсутствует. По примерным оценкам масонов, в братстве в 1826 г. состояли менее ста тысяч человек, объединенных в две тысячи лож. Наибольшее число франкмасонов было сконцентрировано в Пенсильвании, Нью-Йорке, Виргинии и Массачусетсе, где работали в общей сложности 534 ложи. Данные сведения противоречили другой статистике, приводившейся нью-йоркским губернатором масоном Д. В. Клинтоном в 1825 г. Он говорил о том, что только в штате Нью-Йорк «около пятисот лож и более ста капитулов». Другие масонские авторы свидетельствуют о существовании шести или восьми тысяч лож в США. Таким образом, противоречивые и разрозненные данные позволяют утверждать о том, что в первой половине XIX в. в стране было примерно двести тысяч масонов. Они объединялись в несколько тысяч лож, разного рода советов, святилищ, рыцарских станов, приоратов, капитулов Королевской Арки и т. п.

 

Большой ущерб американскому масонству нанесло нашумевшее «дело Моргана» (1826). По свидетельству современников, общество вольных каменщиков к этому времени «проникло во все сферы жизни штата Нью-Йорк». Значительное число чиновников, включая губернатора Д. В. Клинтона, принадлежало к секретной организации. Данное обстоятельство вызывало раздражение многих граждан, особенно консервативных протестантов, выразителем которого стала Антимасонская политическая партия. Члены братства были обвинены в похищении и убийстве «отступника», вознамерившегося открыть широкой публике тайны Ордена. Антимасоны сумели добиться в короткое время заметных успехов на местных выборах в штатах Севера.

 

В ходе мощной антимасонской кампании, продолжавшейся десять лет, «прекратили строительные работы», «уснули», то есть закрылись, две тысячи «мастерских» - лож. Из организации вышли сорок пять тысяч членов - четверть состава братства. На несколько лет приостановили деятельность четыре из двадцати четырех великих лож. В некоторых штатах почти все масонские структуры временно прекратили работу. Таким образом, был нанесен серьезный удар по американскому масонству, подорвана его репутация. Тайное общество было дискредитировано и дезорганизовано. Однако эти последствия носили все же кратковременный характер. Еще в разгар гонений в 1830-1832 гг. были созданы новые великие ложи в Арканзасе и Флориде. После 1840 г. численность франкмасонов начала постепенно восстанавливаться. Прирост происходил преимущественно за счет южных и западных штатов. На Севере к 1860 г. в некоторых регионах так и не был достигнут уровень развития масонства 1825 г. Однако в целом оккультно-мистический Орден не только сумел в середине XIX в. отвоевать утраченные позиции в общественной жизни Америки, но и значительно усилился. Организация вольных каменщиков достигла к 1861 г. полумиллиона членов (11 процентов взрослого мужского населения США). Примерно на таком же уровне численность масонов продержалась до 1900 г.

 

Во время Гражданской войны в армиях Севера и Юга «для удовлетворения духовных потребностей» были основаны 244 военные полевые ложи. Федеральные силы представляли 94 из них. Солдаты-конфедераты входили в 150 армейских лож. В негритянских частях ложи Принса Холла начали создаваться уже после войны. Для вступления в масонское братство у солдат существовали разные мотивы: поиски мистического опыта, надежды на взаимопомощь, карьерные соображения.

 

В конце XIX в. в Соединенных Штатах действовало 50 великих лож. Они включали 12 900 филиальных и объединяли около полумиллиона членов братства. Генеральному Капитулу Шотландского обряда подчинялись сорок пять Великих Капитулов на местах и двести тысяч масонов Королевской Арки. К этому следует прибавить более пятисот тысяч членов независимых лож и разного рода околомасонских организаций, в том числе женских и молодежных. Для сравнения: в Великобритании и ее владениях проживало в то время 400 тысяч масонов.

 

В Северной Америке масонство попало на благодатную почву. Оно прочно вошло в национальное культурно-историческое наследие США, сделавшись его важной составной частью. В XIX в. Соединенные Штаты стали главным центром франкмасонского движения. Американские ложи объединили наибольшее число братьев в мире. Данная ситуация сохраняется и в наши дни. Наивысшего уровня развития франкмасонство достигло в 1959 г., когда в американских ложах насчитывалось 4,1 миллиона членов. К этому следует прибавить до миллиона членов негритянского масонства - лож Принса Холла иоанновского, шотландского и тамплиерского обрядов, существующих не только в США, но и в Канаде, на островах Вест-Индии и в других странах. За последние полвека число братьев, однако, сократилось более чем вдвое, достигнув низшей точки падения в 2001 г. Масонство стало менее популярным. Согласно официальной масонской статистике, в это время в США и Канаде их было менее 1,9 миллиона человек. Однако теперь ситуация постепенно выправляется - численность членов братства увеличивается. Всего в мире сейчас пять или шесть миллионов масонов.



Еще материал по данной теме


Классические гадальные руны

В комплекте к набору вы найдёте полное толкование рун, а также различные способы раскладов этих уникальных знаков. 

Карты таро в мешочке (Четки в комплекте)

В набор также входят четки, которые дополнят образ. Отлично подойдут в качестве подарка.

← все статьи