Рамессеум




Рамессеум

 

За впечатляющей монументальностью руин Рамессеума скрывается долгая история.

 

Полное название этого погребального храма, построенного во славу фараона Рамсеса II содержит в себе перечисление деяний великого государя: «Храм миллионов лет Усермаатра Сетепенра, который стал частью города Фивы во владениях Амона, на Западе».

 

Рамессеум - великий Храм миллионов лет фараона Рамсеса II - сам по себе может считаться важнейшей частью истории египтологии XIX века. Наши знания о нем уходят корнями в 1829 год. Именно тогда Жан-Франсуа Шампольон в первый - и единственный - раз побывал на этом месте. Знаменитый филолог, очарованный удивительным архитектурным ансамблем храма, очень точно высказался о Рамессеуме, описав его как «самое величественное и безупречное из сооружений Фив и из всех крупнейших памятников».

 

Таинственный храм

 

Для археологов Рамессеум долгое время оставался монументальным каменным строением, погрузившимся в забвение: его предназначение и замысел оставались неясными. Зачем Рамсес II приказал воздвигнуть свой храм так близко к другим, еще не заброшенным памятникам, и почему он не подыскал себе место под защитой скал Долины Царей? Причина столь загадочного выбора правителя кроется в могуществе духовенства Амона, которое возвело этого бога на самую вершину божественной иерархии и сделало его покровителем династии фараонов - всех Рамсесов. Весь храм был посвящен одному только Амону.

 

Стоит отметить, что Рамессеум - удивительно гармоничный ансамбль. Храм, заложенный вскоре после восшествия Рамсеса II на престол (1279 г. до н. э.), был полностью построен в его царствование. Сегодня площадь Рамессеума, включая служебные пристройки, оценивается приблизительно в пять гектаров, то есть он был довольно крупным святилищем, хотя, разумеется, не мог сравниться с огромной территорией храма Карнака, расположенного напротив, на другом берегу Нила.

 

Чтобы продолжить традицию, созданную его предшественниками, Рамсес II решил построить грандиозный храм, который при этом не повредил бы своему «окружению». Действительно, Рамессеум был возведен неподалеку от более древних храмов времен XVIII династии, на территорию которых он в какой-то мере покусился. Но с точки зрения египтян, священная земля Геб и небо Нут зависят друг от друга. Поэтому нет ничего страшного в том, чтобы повторно использовать клочок земли и наделить всю территорию еще большим божественным присутствием.

 

Новое в строительстве при Рамсесе II

 

Строительство Рамессеума началось в первые годы правления Рамсеса II и продлилось двадцать лет. При этом были использованы новые для архитектуры Древнего Египта приемы. Однако речь не о новой строительной технике: новым был, скорее, выбор материалов. Пилоны (своего рода монументальные двери) отныне строились из камня, тогда как раньше их складывали из кирпича. Кроме того, на территории святилища были предусмотрены многочисленные проходы для процессий. Попытка построить храм по традиционному плану не увенчалась бы успехом:

 

часть территории будущего Рамессеума уже занимали сооружения, датирующиеся прошлой династией и правлением фараона Сети I, отца Рамсеса II. Вот почему фундамент святилища имеет форму неправильной трапеции.

 

В Древнем Египте повторное использование блоков и фрагментов ранних построек, возведенных на том же месте, было достаточно распространенным обычаем. Так строился и Рамессеум. Эти материалы шли, главным образом, на заполнение внутренней части фундамента, что обеспечивало ему надежность и не давало разрушиться. Как правило, мы ничего не можем сказать ни о внешнем облике, ни о предназначении первых храмов, части которых использовались подобным образом. Этот метод строительства позволял сильно сэкономить на материалах, времени и рабочей силе: в распоряжении мастеров оказывались уже готовые, почти не нуждающиеся в дополнительной обработке блоки.

 

Разумеется, архитекторы и инженеры, которым фараон поручил сооружение Рамессеума, часто прибегали к этому способу. Как и все египетские храмы, Рамессеум был обнесен мощной, толстой стеной из необожженного кирпича, частично сохранившейся с северной, южной и западной сторон.

 

Границы территории храма удалось определить благодаря археологическим раскопкам. В результате была обнаружена широкая дорога, обе стороны которой охраняли сфинксы. Она опоясывала все святилище и пролегала между стеной храмового комплекса и стенами мастерских.

 

Обряды основания храма

 

Храм миллионов лет был построен с одной-единственной целью: сохранить в веках память о могуществе фараона и его славном правлении; он был наземной копией гробницы, высеченной в скалах Долины Царей. Расположение настоящей усыпальницы хранилось в тайне, потому что от этого зависела жизнь фараона в загробном мире.

 

Дворец, библиотеки, хранилища, сад - в Рамессеуме было все необходимое для существования, как в настоящем городе. Автором проекта был сам Рамсес II, и он же вдохнул в храм жизнь. Обряды основания храма, подчинявшиеся строгим правилам, давали священной территории магическое покровительство богов. Сам фараон вместе со своей супругой Нефертари заложил первый камень здания, сделал мотыгой борозду вокруг храма и положил в нее слитки золота и серебра, амулеты и орудия, которые затем были засыпаны песком. После этого совершился ритуал очищения: тщательно обследовав всю территорию будущего святилища, царь посыпал землю кусочками ладана - божественного семени. Затем он произнес ритуальную фразу, после которой храм больше не принадлежал ему: государь вручал здание богине Маат, воплощающей порядок и гармонию, прося взамен, чтобы она защищала его особу и отвращала зло.

 

Строительство храма

 

Ряд письменных источников, главным образом, глиняные черепки и эпиграфические надписи, позволил исследователям детально восстановить различные этапы строительства святилища.

 

Чтобы воплотить свой проект в жизнь, Рамсес II распорядился о том, чтобы с юга по воде доставили песчаник и розовый гранит для будущих статуй, а также высококачественный известняк, использовавшийся при строительстве фундамента, для облицовки здания и мощения прецессионных аллей. Использовался и необожженный кирпич, благодаря чему большой храмовый комплекс обходился не слишком дорого.

 

Представив длинную вереницу кораблей, мы легко сможем вообразить себе и масштаб работ, кипевших в то время на месте будущей пристани святилища: именно здесь камни выгружали на берег. Затем их перевозили на территорию храма, обрабатывали и пускали в дело.

 

В этой повседневной работе были задействованы самые разные ремесла; все мастера жили неподалеку отсюда, в деревне Дейр-эль-Медина, больше известной сегодня под названием Долина Ремесленников.

 

Храм миллионов лет

 

Все Храмы миллионов лет, строившиеся в эпоху Нового царства, были данью Почтения правящему фараону. Они должны были напоминать грядущим поколениям о его величии. Не только Рамсес II возвел храм в свою честь: еще до него фараон Тутмос III и царица Хатшепсут тоже распоряжались о сооружении подобных святилищ, а позднее их последователи из XX и XXI династий продолжили эту традицию. Долгое время археологи полагали, что эти памятники, все как один, расположенные на западном берегу Нила, напротив Фив, использовались только для погребального культа и были погребальными храмами. Действительно, после смерти царя здесь совершались погребальные обряды, однако сегодня мы можем с уверенностью говорить о том, что Храм миллионов лет использовался еще при его жизни, прославляя деяния владыки.

 

Большой астрономический зал

 

В самом центре святилища, сразу за большим гипостильным залом, расположен астрономический зал, также известный под названием «зал лодок». Его декор посвящен празднику первого дня года, в который все божества возвращались в Египет. чтобы одарить его своей благосклонностью, и их торжественно проносили по городам и деревням на лодках. Однако, прежде всего, этот зал примечателен своим астрономическим потолком: с востока на запад изображен настоящий календарь Древнего Египта. Он полностью сохранился, что большая редкость. Мы можем увидеть здесь список планет, созвездий и двенадцати месяцев, на которые разделялся лунный год. В центре красуется бог Тот с головой павиана, сидящий на колонне джед: здесь он выступает, как создатель эпагоменальных дней, т. е. «добавленных» (древнегреч.) к концу года.

 

 

Красочный храм

 

В удивительном декоре Рамессеума гармонично сочетается несколько взаимосвязанных тем, которые, прежде всего, воспевают царскую власть и личность правителя: мы находим здесь, главным образом, политические и военные сюжеты, к которым добавляются изображения, прославляющие культурные и семейные ценности Древнего Египта.

 

Так, на пилонах запечатлены воинские подвиги Рамсеса II. На одной из стен высечен один из самых знаменитых и самых популярных эпизодов правления Рамсеса II: сражение при Кадеше.

 

Главные ворота святилища ведут в огромный гипостильный зал, потолок которого изначально поддерживали сорок восемь мощных колонн. Стараниями археологов краски древних изображений наконец обрели былую яркость. Эти работы вновь, после долгих веков забвения, открыли взглядам посетителей уникальные фрески Рамессеума и роскошный красочный декор этого величественного зала - своего рода картину сотворения мира в миниатюре.

 

Прежде всего, на этих фресках изображены основные этапы коронации фараона и признания божественной сущности Рамсеса II: волей богов он сделался возлюбленным сыном Ра, чье предназначение - взойти на трон и поддерживать благоденствие Египетского царства. Кроме того, фрески изображают и серию других сцен: праздник бога Мина; мать Рамсеса; его сестер и детей, родившихся у него до начала правления.

 

Здесь же мы находим росписи на военную тему. Фараон, будучи главнокомандующим своих армий, был обязан следить за тем, чтобы в его стране и даже за ее пределами царил мир. Основная задача государя заключалась в борьбе с внутренними проблемами (экономическими и социальными потрясениями, восстаниями, голодом) и с внешними угрозами. Изображения, как и тексты, должны были свидетельствовать о самых выдающихся подвигах правителя и напоминать о том, что он, как настоящий герой, защищает свой народ от злых сил, неустанно пытающихся уничтожить мир. 



Еще материал по данной теме


Гадальные карты Таро

К набору прилагается инструкция, благодаря которой даже начинающий таролог без проблем разберётся в хитросплетениях судьбы.

Карты таро в мешочке

Карты Таро – это быстрый путь к ответам на волнующие вопросы.

← все статьи