Искусство работы с деревом в Египте




Искусство работы с деревом в Египте

 

Природа Египта была не слишком щедра к плотникам. Чтобы удовлетворить спрос на качественные изделия, некоторые породы древесины приходилось закупать в других странах. Мастера-столяры были не менее умелыми, чем ювелиры, но до нас дошло куда меньше их произведений из-за недолговечности материалов.

 

В древние времена дерево в Египте было редким материалом и потому очень ценилось. Кстати, для обогрева домов египтяне использовали чаще всего не древесный уголь, а сухой навоз, который хорошо горел. Тем не менее, в распоряжении столяров и плотников имелось достаточно много различных пород деревьев. Наиболее распространены были пальма, сикомора (тутовое дерево), ива, всевозможные колючие кустарники, акация, фиговое дерево, рожковое дерево и персея; из них, как правило, изготавливали балки и доски, лодки и предметы, предназначенные для простонародья. Однако качество древесины этих пород не позволяло использовать их для настоящих произведений искусства. Вот почему очень рано египтяне были вынуждены импортировать древесину лучшего качества. Она предназначалась для ценных изделий, которые могли себе позволить только самые состоятельные заказчики. Так, в Ливане закупались хвойные породы, в частности, кедр.

 

Но египтяне импортировали также бук, дуб, липу, ясень и, разумеется, эбеновое дерево (они называли его хебен). Эту красивую древесину черного цвета привозили из Судана.

 

Техники и инструменты египтян

 

Ремесленники Древнего Египта владели совершенными техниками, у них были прекрасные инструменты, позволявшие вырезать из гранита целые блоки и украшать их рельефами, или же создавать удивительные статуи. Что же до работы по дереву, то она требовала, прежде всего, сноровки. Помимо самих изделий при археологических раскопках были найдены и древние инструменты. Рельефы и росписи на стенах гробниц в подробностях рассказывают о работе столяров, объясняя предназначение этих инструментов.

 

Во-первых, египтяне использовали топор, которым срубали деревья и разделывали их на бревна. Бревна, в свою очередь, распиливались на доски при помощи ручных пил. Затем доски обрабатывали теслом, если из них нужно было изготовить лодку или сундук. Наметив будущие отверстия шилом, плотники аккуратно просверливали дерево сверлом со смычком и скрепляли доски между собой деревянными гвоздями. Сверло с металлическим или кремневым острием вращалось при помощи смычка с натянутой на него веревкой, которым нужно было быстро двигать взад-вперед. Среди других инструментов, распространенных в Древнем Египте, была стамеска, которой мастера делали резьбу, и полировальный камень, которым обрабатывалась поверхность мебели, чтобы придать ей гладкость и блеск.

 

Возможно, в Древнем Египте существовало и ремесло краснодеревщиков: археологи обнаружили изделия из дерева, собранные при помощи соединения шип- паз и украшенные из эстетических соображений инкрустациями из разных материалов (металлов, камня и пр.).

 

И напротив, из-за посредственного качества местной древесины ремесленники очень часто были вынуждены покрывать свои изделия разноцветной штукатуркой. Она хорошо скрывала все недостатки материала и выравнивала поверхности.

 

«Сатира на ремесла»

 

О тяжести физического труда упоминается в древнем тексте, известном под названием «Сатира на ремесла», или «Поучение Хети». Это произведение было создано, чтобы убедить юношей избрать достойную профессию писаря. Ремесло столяра не избежало жестокой критики автора: «Каждый столяр, держащий тесло, изнурен своей работой больше, чем те, кто орудуют мотыгой; его поле - лес, и его мотыга из Ночью, освобожденный от трудов, он продолжает работать, делая больше, чем могут вынести его руки; всю ночь он жжет свечу» (Лалуэт. «Тексты, I»).

 

Изделия из дерева

 

Местную древесину плотники и столяры использовали преимущественно для сооружения зданий и в кораблестроении. Но более бедные египтяне делали из такого дерева также саркофаги и предметы повседневной жизни.

 

Искусство работы по дереву активно развивалось в эпоху Древнего царства. В то время гробницы украшались изделиями из дерева, а не из известняка. Помимо саркофагов в захоронениях были обнаружены многочисленные деревянные статуи и барельефы. К примеру, в Лувре выставляется статуя визиря Нахти, датирующаяся XII династией. Ее высота составляет 178 см вместе с основанием. Она вырезана из ствола акации, и на ней еще сохранились следы красной краски. Неизвестный резчик был настоящим мастером своего дела: он оживил взгляд чиновника, инкрустировав белки глаз белыми камнями, зрачки и радужку - черными, а контуры - темным деревом. Погребальная обстановка включала в себя роскошную мебель - стулья, троны, табуреты, подголовники и сундуки. Возьмем в качестве примера гробницу фараона Тутанхамона. В этом чудом не разграбленном захоронении были обнаружены изделия невиданной красоты, которые нигде больше не уцелели. Мастера покрыли их тончайшей резьбой с выразительными сюжетами, инкрустировали слоновой костью, стеклянной массой, и иногда даже листовым золотом...

 

Кроме того, египтяне могли класть в гробницу макеты, изображающие сцены повседневной жизни, и статуэтки женщин (часто довольно большие, высотой около метра), которые были персонификациями земельных владений умершего. И наконец, из дерева, обитого металлом, изготавливались части колесниц и оружие. А из самых ценных пород древесины египтяне, страстно любившие музыку, вырезали музыкальные инструменты - арфы, флейты, тамбурины...

 

Заказ столяра

 

В музее Лувра хранится остракон (глиняный черепок или кусок известняка, использованный в качестве черновика) с заказом окон, адресованным некому мастеру-столяру, уже упомянутом в одном из предыдущих номеров. Текст сопровождается наброском с изображением решетчатого окна. Тон послания очень строгий: «Нахтамон, ты должен сделать четыре таких окна, в точности таких и очень, очень быстро, к завтрашнему дню! Вот все необходимые уточнения: ширина четыре ладони; высота пять ладоней и два пальца». 



Еще материал по данной теме


Карты таро в мешочке

Карты Таро – это быстрый путь к ответам на волнующие вопросы.

Энергетические вампиры. Методика распознавания и защиты

Книга построена по схеме: диагностика - анализ - лечение.

← все статьи