Бог Египта Ра




Ра - бог солнца

 

Ра - бог солнцаРа - бог солнца. Изображался в образе человека с головой сокола или в виде огромного кота. Первоначально был одной из ипостасей триединого бога Хепри-Атума-Ра. позже превратился в самостоятельное божество. Во многих мифах выступает как верховный бог, создатель мира, покровитель людей. Каждый день Ра плывет по небу в золотой лодке, на носу которой стоит его дочь, богиня справедливости Маат. Со своей лодки Ра видит все. что происходит на земле, разбирает жалобы, отдает распоряжения через своего секретаря - мудрого бога Тота. Вечером Ра пересаживается в другую лодку и ночью плывет по мрачной подземной реке, сражаясь с обитающими там силами зла и тьмы, чтобы утром на небе вновь показалось солнце.

 

Во многих мифах Ра выступает как творец мира и создатель людей. По одной версии, люди возникли из слез Ра (объясняется это сходным звучанием египетских слов «слезы» и «люди»). Египтяне верили, что человечество - это «паства бога» и что бог создал мир для людей: «Он создал для них небо и землю. Он уничтожил всепоглощающую тьму воды и создал воздух, чтобы они могли дышать. Он сияет в небе ради них. Он создал для них растения, скот, птиц и рыб. дабы их питать».

Очи бога Ра были одним из влиятельнейших символов в искусстве древнего Египта. Их изображали на саркофагах, бортах лодок, стелах, одеждах и амулетах. Очи Ра жили какой-то странной, независимой от основного организма жизнью.

 

Считалось, например, что Урей (божественный змей), украшающий переносицу фараона в качестве "Правого горящего Ока Ра", способен рассеять противников. Левое же Око, которое поздние египетские традиции приписывали Гору, богу-соколу, сыну Исиды, получившему его в наследство, называлось Оком Исцеления и связывалось с искусством врачевания. Истоки подобных верований сокрыты в умопомрачительных глубинных тысячелетий.

 

На доступной нам поверхности - разнообразные переводы древнеегипетских текстов, мифов и легенд, в которых Око, одно из главных действующих лиц, то в качестве передаваемого предмета, то в качестве самостоятельного героя "вытворяет" совершенно немыслимые для глаза вещи, творя при этом настоящие чудеса.

 

Взять хотя бы миф о наказании. Согласно ему, Ра сначала создал "первую вселенную", отличную от нашего мира, и, заселив ее богами и людьми, мирно ею правил. Но время старит не только людей. Почувствовав, что силы оставляют их бога, люди этой вселенной замыслили против него заговор. Однако Ра, обладавший божественной проницательностью, раскрыл его и вознамерился наказать бунтовщиков.

 

Он собрал всех богов и сказал им: "Слушайте, боги! Знаете ли вы, что люди, созданы из глаза моего, замыслили против меня злые дела?" После обсуждения с другими богами Ра "швырнул свое божественное Око в виде дочери богини Хатор-Сехмет" в смутьянов.

 

Как яростная Сехмет расправилась с ними - тема уже другой легенды. Мы же отметим и запомним это странное действие Ра - "швырнул Око в виде дочери..." и зададимся законным вопросом, что это за люди, созданные из глаза Ра?

 

В другой раз Ра собственноручно отдал свое Правое Око в форме Урея богине радости и веселья Басти, чтобы та защитила его от злого змея Апопа, главного врага Ра.

 

А однажды любимое Око Ра, с которым в очередном мифе отождествлялась богиня Тефнут (имевшая еще два имени в зависимости от ипостасии своего проявления - Хатор и Сехмет), обиделось на бога - Тефнут покинула отца и ушла в пустыню, где в образе львицы долго бродила в одиночестве. Ра очень тосковал по ней ведь он нуждался в ней как в защите от своих многочисленных врагов, говорит миф. Но и это еще не все.

 

Лишиться Очей значило стать уязвимым, беззащитным и слабым. именно по этому в мифе об Осирисе (боге производительных сил природы, царе загробного мира) злодей Сет (бог пустыни, олицетворение зла) не убивает спящего племянника своего Гора, сына Осириса, а вырывает у него глаза. Именно по этому хитроумная богиня Исида, жена Осириса, выведывает тайное имя Ра, шепчет Гору: "Сейчас отдаст он мне очи свои".

 

Ра - бог солнцаНе чудно ли? То Ра создает из Ока людей, то Око обидевшись уходит от него, то Ра швыряет его в нарушителей божественных уложений, да еще в виде собственной дочери-богини, то отдает как орудие (или инструмент) защиты. А Божественное Око временами ведет себя как самостоятельная личность, не только выполняющая поручение хозяина, но и имеющая собственное мнение.

 

Все эти манипуляции с Оком никак не укладываются в наше представления о глазах, пусть даже и принадлежащих богу. Традиционная интерпретация Правого Ока как Солнца, а Левого Ока как Луны касается только одного мифологического среза. Смысл же отождествления Ока Ра защищающей его дочерью-богиней Хатор-Сехмет (в другом мифе - Тефнут) или представление его инструментом защиты остается неясным.

 

 Для поисков разгадки обратимся к небу, откуда и явились боги. И здесь наш взгляд невольно обращается к Сириусу. В свое время египтологов озадачил вопрос: почему научные методы древних египтян, их приемы искусства, ведения сельского хозяйства, как и иероглифическая система письма практически лишены каких-либо признаков развития и постепенного совершенствования? И более того - чем династия древнее, тем выше ее достижения! Последующие же поколения египтян понемногу утрачивали знания, постепенно приравнивались к уровню обычных людских племен и народов, пока наконец Египет не пал под ударами войск Александра Македонского, превратившись затем в римскую провинцию и главную житницу Рима... Сам собой напрашивается вывод, что египетская цивилизация возникла не вследствии развития, а являлась наследием, полученным из других рук.

Каждый аспект египетской культуры, насквозь пронизанный необычным интересом к Сириусу и созвездию Ориона, является вполне завершенным уже в момент своего возникновения.

 

С двойной звездой Сириус (альфа Большого Пса), игравшей в дофараонском Египте роль центрального солнца по отношению к нашей солнечной системе, соотносилась вся жизнь, и земная, и загробная.

 

Ежегодный разлив Нила связывался с гелиактическим восхождением Сириуса (в лучах утренней зари, незадолго до восхода Солнца). "Подъем Великого Бога" Осириса - созвездие Осириса (Ориона) над горизонтом и появление неотступно следовавшим за ним жены его богини Исиды-Сотис (Сириуса), происходившее по юлианскому календрю в середине июля, знаменовало начало нового года и служило основой сложных календарных вычислений.

 

Центральная идеей египетской теологии было представление о том, что живой фараон является воплощением Гора, первого божественного предшественника царской власти Египта, сына Осириса (Ориона) и Исиды (Сириуса).

 

После смерти фараона его душа, становясь звездной, присоединялась к Осирису (Ориону), господину небесного Дуата (Мира мертвых).

Появление над горизонтом Ориона и гелиактическое восхождение Сириуса служило знаком к началу трансформации души умершего фараона. Причем ритуал перерождения умершего фараона (погребальная церемония) происходил параллельно с ритуалом коронации его наследника, нового астрального сына Гора.

 

Аналог небесному Дуату, включающему в себя созвездие Ориона, Большого Пса и Гиады, древние египтяне создали на Земле - проекциями звезд этих созвездий стали пирамиды. Входом в земной Дуат считается область в Гизе.

 

Причем расположение и ориентация пирамид Гизы относительно Нила с поразительной точностью соответствует положению звезд Ориона, центра небесного Дуата, на западном "берегу" Млечного Пути (небесного Нила). И это уже не безумная гипотеза, а факт, подтвержденный кропотливыми исследованиями ученых.

 

Что касается людей, созданных Ра "из собственного глаза", то до сих пор главной загадкой человечества, его основным отличием от животного царства не столько способность создавать орудия труда, но способность мыслить и анализировать. Если наш мир мистики иногда называют "сном Бога", то почему бы населяющих его людей не называть его мыслеформами. Возможно, это не так уж несправедливо, во всяком случае, сам Ра на это намекает.

 

Боги-атланты не могли быть прямыми предшественниками человеческой расы, поскольку относились (как на то прозрачно намекает Платон в "Тимее" и "Критии") к классу земноводных существ ("дети Посейдона"). Одако наделить стадо первобытных прагорилл способностью мыслить и осознавать окружающий их мир было вполне подсилу и богу, и его симбиотическому органу - Оку.

 

Если принять эту концепцию, то находится объяснение и существованию райского сада - Эдема (где еще могли проводиться первые опыты над носителями будущей цивилизации?), и теории единого межчеловеческого праязыка, разделенного после дерзкой человеческой аферы с Вавилонской башней, и практически одновременному наступлению на всей планете бронзового века...

 

Человек стал наследнеком некой погибшей працивилизации, он принял это наследство (в виде древних знаний) с согласия и по прямому волеизъявлению предыдущих хозяев Земли, но, увы, не сумел удержать в себе эти знания.

Бог Ра (Ре) - верховный бог, стоящий у истоков всего сущего. Владыка бесконечности, создатель неба и земли, он предшествовал миру и создал себя сам.

Какой бы он ни принимал облик и каким бы именем ни назывался, Ра (в иной транскрипции - Ре) является одним из главных богов египетского пантеона. Он родился по собственной воле из первичного океана, взошел на первичный холм в Гелиополе и осветил камень бенбен, ставший прообразом будущих обелисков. Ра ассоциируется с созиданием, идет ли речь о сотворении мира либо о еже-годном весеннем возрождении природы. Его почитают как творца и покровителя. Он - владыка сезонов, а также судья божественного и земного мира.

 

Ра - бог солнца

Изображения Ра

 

Ра - многоликий бог. Его изображения различны в зависимости от города, эпохи и даже от времени суток!

Днем Ра изображается в виде человека, увенчанного солнечным диском. Он может также принимать облик льва, шакала или сокола. Когда Ра воплощает восходящее солнце, он становится ребенком или белым теленком, чья шкура украшена черными пятнами.

 

Ночью Ра принимает облик овна или человека с головой барана. Он также может изображаться котом, убивающим змей. Каждому изображению Ра на протяжении дня соответствуют различные имена: Хепри - восходящее солнце, Ра - полуденное солнце, Атум - предзакатное солнце.

 

Ра принимает множество разных обличий подобно солнцу. Ведь солнце в течение одного дня непрерывно движется по небосводу и преображается, значит, и богу, воплощающему светило, это должно быть свойственно.

 

Как и солнце, проливающее свои благодатные лучи на землю, Ра позволяет миру существовать и развиваться. Без Ра, как и без солнца, нет жизни: он считается отцом всех богов и творцом всех людей. С него начинается весь мир.

 

Мифы о боге Ра

 

В египетской мифологии боги часто связываются с природой. И Ра - не исключение. В солнце, путешествующем по небосводу, в благодатных разливах Нила и даже в скарабее, скатывающем шарик из навоза, каждый египтянин видит Ра. Природа немало поспособствовала созданию образа этого демиурга-бога, родившегося из пустоты и ставшего владыкой всего сущего.

Путь солнца по небосводу - это путь Ра, который он совершает каждый день с момента сотворения мира. И подобно солнцу, которое называют восходящим или заходящим, бог принимает в течение дня более точные имена. Этот путь Ра - тот же путь, который совершает человек за свою жизнь, от рождения до неизбежной смерти.

 

Бог, вдохновленный солнцем

 

Каждое утро Ра поднимается на Востоке, сопровождаемый звуками пения и танцами. Он открывает свое сияющее око и садится в Дневную Ладью Манджет, которая будет плыть по небу до самого вечера. И вот Ра прибывает на Запад. Он пересаживается в Ночную Ладью (Месектет), которая провезет его через нижний мир: полное опасностей царство ночи, где обитает смерть. Ра принимает облик овна или человека с головой овна. Во время этого ночного плавания Ра оживляет Осириса. Благодаря погребальным ритуалам, во время которых тело бальзамировалось, каждый умерший становился потенциальным «Осирисом». И каждый египтянин мечтал об одном: быть воскрешенным для новой жизни благим богом Ра, как это произошло с богом Осирисом.

 

Девять божеств

 

Ра положил начало всему Мирозданию. Он породил Шу (Воздух) и Тефнут (Богиню Влаги). От них произошла новая пара: Геб (Земля) и Нут (Небо). От этой пары родились еще четверо богов, вошедших в историю: Осирис и Исида (благое начало), Сет и Нефтида (злое начало). Вместе боги образуют так называемую эннеаду, «девятку» (древнеегип. песеджет). 

 

Создатель мира и богов

 

В каждом крупном городе Египта сложились свои представления о сотворении мира. В Гелиополе творцом считался Ра. Мифология Гелиополя распространилась и в большинстве других городов.

 
Пробудившись, Ра взошел на первичный холм и встал на камень бенбен (или бетил). Египтяне верили, что это произошло именно в Гелиополе, городе в дельте Нила. Этот камень стал прообразом буду-щих обелисков, на вершины которых каждый день как бы поднимается солнце.

 

Гнев Ра

 

Нут носила в своем чреве пятерых младенцев, когда Шу разлучил ее с Гебом. Ра, разъяренный препятствием на его пути по небосклону, жестоко отомстил супругам. Он сказал, что дети не смогут родиться ни в один из двенадцати месяцев года! Нут была обречена на верную смерть. Но, к счастью, в дело вмешался Тот, бог мудрости и науки. Он сыграл с Луной в кости и выиграл пять дополнительных дней (греч. эпагомены, т.е. «сверхгодичные»). Он добавил их к календарю, и Нут разрешилась от бремени. Так разум восторжествовал над отмщением, а любовь - над гневом. С той поры лунный календарь (бога Тота) сосуществует с солнечным (бога Ра). Ра был очень недоволен, что ему не удалось взять верх, но был вынужден смириться! Прошло долгое время. Стареющий Ра столкнулся с неповиновением людей. Поговорив с семьей (эннеадой), он обратил свое око на людей. Это божественное око превратилось в львицу, которая истребила мятежников, скрывшихся в пустыне. Львица обычно ассоциируется с богиней Сехмет или же с богиней Хатор. Она была ненасытна. Чтобы остановить бойню, Ра разлил вокруг львицы пьянящий напиток, который заставил ее забыть о преследовании. Из-за огненного дыхания эту богиню отождествляют с уреем, венчающим Ра.

 

Из нун или из пустоты

 

Ра - демиург. Это означает, что он сотворил себя сам. Он возник из огромного и бездвижного первозданного океана - Нун. Од нако египтяне почитали Нун и вскоре начали изображать его антропоморфным богом. Так Нун стал считаться отцом Ра. Получается, что Ра родился не из пустоты!

 

Культ бога Ра

 

Нет бога без культа. Ра поклоняются каждый день, не только в святилищах, но и в деревнях. Ведь солнце - это верный спутник каждого египтянина. Но Ра не единственный бог. Он должен считаться с другими божествами, другими святилищами... Политеизму свойственна борьба за власть.

 

Ра (или Ре по другой транскрипции) - это Солнце. Этот бог, культ которого очень рано распространился по всему Египту, был помещен решением фараонов V династии во главу официального пантеона. Для Ра строили святилища, у него были свои жрецы и обширные земли, чтобы его «насытить».

 

Непростые времена для культа

 

Но Ра столкнулся с противниками его культа, которые заставляли народ принять других богов. Когда город Фивы стал столицей Среднего Царства, значение бога Амона возросло. Так, при фараонах Рамсесах земли святилищ Ра составляли всего лишь шестую часть земель Амона! Но культ Ра не исчез, хотя и стал менее явно выраженным. Любой бог, стремившийся добиться признания (вернее, которого хотели навязать фараоны и жрецы), в какой-то момент неизбежно начинал ассоциироваться с солнечным обликом Ра. Так боги Амон, Хну и Монту стали его ипостасями (Амон-Ра, Хну-Ра и Монту-Ра).

 

В эпоху XVIII династии (1550-1295 годы до н.э.) фараон Аменхотеп III воспротивился могуществу Амона и назвал свой дворец «Домом Неб-Маат-Ре и сияющего диска». Это имя свидетельствует о том, что фараон предпочитал Ра. В период правления Аменхотепа IV (Эхнатона) солнце Ра вновь появилось на сцене. Изменилось лишь имя и обличье бога. Он стал Атоном и сохранил только воплощение в виде солнечного диска. Стоит отметить, что культ Атона-солнца унаследовал многие черты от прежней религии, почитавшей Ра. Аменхотеп IV даже взял имя Эхнатон («угодный Атону»). Но возвращение к культу Ра продлилось недолго. Преемник Эхнатона, Тутанхатон («Живое подобие Атона») вернул себе имя Амона и стал Тутанхамоном, сделав официальным культом культ Амона. Но Ра, даже отойдя на задний план, оставался почитаемым богом и продолжал сиять на небосводе Египта.

 

Ра охраняет фараона в загробной жизни. Но Осирис и его культ вторглись на место Ра. Однако поклоняться Ра не перестали... Осирис правит в мире мертвых, но он должен разделять эту власть с Ра, потому что оба бога - два лика одной великой «божественной души».

 

Имена властителей

 

Имя фараона не сводится к двум элементам - личному имени и порядковому числу. Оно состоит из пяти неизменных частей. Например, полное имя фараона, правившего Египтом с 1479 по 1425 год до н.э., - не Тутмос III, а «Гор, могущественный Бык, возникающий в Фивах - от обеих Владычиц, наделенный царством, как Ра в небесах - Золотой Гор, сильнейший из сильных, - Бог Верхнего и Нижнего Египта, неизменный, как Ра - Сын Солнца, Тутмос (древнее- гип. «Тот родил его») несокрушимый.» Упоминания Ра говорят о том, что фараон находится под его защитой.

 

Места культа Ра

 

Абу-Гураб, к югу от Каира, был одним из крупнейших мест культа Ра. Дошедшие до наших дней руины не позволяют представить размеры пяти храмовых комплексов, которые фараоны V династии (от Усеркафа до Ниу-серры, с 2500 по 2420 год н.э.) возвели в честь бога Солнца. Крупнейший из них был построен по велению Ниусерры. Ориентированный с востока на запад комплекс включает нижний храм, расположенный на уровне канала, соединяющегося с Нилом. Оттуда крутая дорога поднимается к верхнему святилищу. Оно представляет собой большой двор, в дальнем конце которого возвышается каменный обелиск (не монолитный, а состоящий из нескольких блоков), символ Солнечного бога.

 

Перед ним стоит ритуальный алтарь. Это святилище богато украшено расписными барельефами. На них изображены окрестные места в сезон хеш (разливов) и шему (жатвы). Это очевидный намек на живительную силу солнца. К югу от святилища фараон Ниусерра приказал построить огромную каменную лодку длиной около 30 метров, которая символизирует путешествие Ра по небосклону.

 

Первый храм солнца, посвященный Ра, находится в Абусире. Он был возведен при фараоне Усеркафе, основателе V династии (приблизительно 2500 год до н.э.).

 

Гелиополь, солнечный город

 

Гелиополь - древнегреческое название (от «гелиос» - «солнце») столицы культа Ра. В эпоху царствования фараонов этот город носил имя Иуну. В период Нового царства (расцвет Египта) в Иуну насчитывалось не меньше десяти святилищ и множество обелисков, посвященных Ра. Духовенство Гелиополя было «очень сведущим в сфере божественного» и этим снискало уважение египтян.

 

В Абу-Симбеле в склоне горы был высечен храм Рамесису Мериамон - Рамсеса II (1290-1123). Вход внутрь ориентирован таким образом, что два раза в год лучи рассветного солнца, преодолев четыре зала, освещают четыре огромные статуи: Птаха, Амона-Ра, фараона и Ра-Харахте.

 

Богу Ра воздавали почести и в других святилищах, например в Хмуне (греч. Гермополис), Нехене (греч. Иераконполис), Дендере, Эдфу и Карнаке. А фараон Хефрен (правив-ший в конце ХХVII-начале XXVI века до н. э.) закрепил традицию, согласно которой все фараоны считались сыновьями Солнца, то есть бога Ра.

 

Изображения Ра

 

Жизненный путь Ра начинается, когда он утром восходит над горизонтом. Это Хепри-Ра, «становящийся», или «тот, кто возник из самого себя».

 

С него все начинается и возрождается. Поднимаясь к зениту, он становится Ра-Хорахти. Хотя он и напоминает Гора (с головой сокола), это, тем не менее, одна из форм Ра. Он - властитель неба, которое пересекает. Ра-Хорахти хранит души Востока, те, что должны пробудиться для новой жизни. Достигнув вечера, стареющий Атум-Ра принимает иногда облик человека с головой овна. Он держит скипетр уас и крест анкх. Он может быть изображен и в виде кота. Хепри, Хорахти и Атум могут почитаться больше или меньше, в зависимости от сложившихся традиций. Но, поклоняясь одному из этих образов, египтяне всегда поклоняются именно Ра!

 

Скарабей: земной образ Ра

 

На древнеегипетском языке скарабей - хепрер. Изображение этого насекомого стало иероглифом для записи глагола хепер, который означает «создаваться, образовываться». Из-за созвучия этих слов скарабей стал ассоциироваться с понятием стихийного творения, которое Ра воплощает в облике Хепри, рассветного бога. Солнце, как и скарабеи, появляется из земли. Именно поэтому восходящее солнце называют «хепри-хепер-эмта» («Хепри, возникший из земли»). Скарабеи символизируют цикличность жизни; в виде них часто изготавливаются амулеты. Фараон Аменхотеп III (XVIII династия), глубоко почитавший Ра, приказал установить огромного каменного скарабея у священного озера Карнак.


Око бога Ра

 

Божественное око, которое Ра порой обращает на землю, может принимать разные обличья: оно бывает львицей, а также уреем, коброй с огненным дыханием, которая венчает голову бога. Еще более древние верования говорили, что бог неба имел облик сокола по имени Гор; очами его были солнце и луна. Ра, которого гелиопольское духовенство отождествило с этим божеством, сохранил солнечное око, а Гор остался с лунным. 

 

Феникс и мангуст

 

Феникс, почитаемый в Гелиополе как символ солнца, был уподоблен бенну (древнеегип. «тот, кто поднимается») - цапле. Именно полет сближает цаплю с Ра. В Гелиополе этой птице поклонялись, как душе бога. Поэтому Ра иногда принимает облик человека с головой цапли. Ихневмон (мангуст) - маленький зверек, охотящийся на рептилий.

 

Особая страсть ихневмона к охоте на змей сделала его в глазах египтян врагом Апопа, огромного змея, символа тьмы, напавшего на Ра во время его ночного путешествия. 



Еще материал по данной теме


Гадальные карты Таро

К набору прилагается инструкция, благодаря которой даже начинающий таролог без проблем разберётся в хитросплетениях судьбы.

← все статьи