Путешествие обелиска из Луксора в Париж




Путешествие обелиска из Луксора в Париж

 

Обелиск, который сегодня красуется на площади Согласия в Париже, появился там не за один день. Одна только перевозка его заняла целый год, а водружение на место - еще три года. Чтобы установить этот памятник, потребовалось все мастерство и знания инженеров, архитекторов и моряков.

 

Ансамбль площади Согласия так поражает своей гармоничностью, что мы не сразу осознаем, что обелиск, памятник Древнего Египта, соседствует здесь со зданиями XVIII века. Без этого украшения с поистине удивительной историей площадь казалась бы слишком пустой. Пришлось преодолеть немало трудностей, так что прошло много лет, прежде чем Париж получил наконец свой монумент. Все началось еще во времена Бонапарта. Вдохновленный примером императоров Августа и Константина, установивших обелиски в Риме и Византии, Наполеон мечтал о том, чтобы украсить Париж одним из этих удивительных египетских памятников. Французский император отправился в изгнание на остров Святой Елены, но его идея не была забыта преемниками. Ведь Древний Египет всегда был в моде в этой стране!

 

Мухаммед Али и Франция

 

Но как реализовать подобный проект? В 20-х годах XIX века Египтом управлял весьма деятельный и прогрессивный хедив Мухаммед Али, но страна была под турецким господством. Тем не менее, паша осыпал Францию щедрыми подарками. Хорошие отношения с французами были для него очень выгодны; он надеялся, что благодаря им сможет модернизировать свою страну. Как раз тогда французы утвердились в идее раздобыть обелиск. Но в то время эти памятники были очень редки: в Египте их оставалась всего дюжина, в том числе, два луксорских экземпляра и так называемые «обелиски Клеопатры» в Александрии. Когда в октябре 1828 года французы обратились к паше с просьбой, тот сперва предложил один из александрийских обелисков, которые, к несчастью, были сильно повреждены. Но как раз в 1828 году в Египет прибыл Шампольон. Через некоторое время он обнаружил луксорские обелиски. Исследователь был очарован этими монументами. Он пустил в ход все свои связи, и наконец 29 ноября 1830 года Мухаммед Али официально оповестил французское правительство о своем подарке. Но дело оставалось за главным.

 

Корабль для обелиска

 

Как перевезти на 3700 километров огромный гранитный блок высотой двадцать три метра, весящий 230 тонн? Рассматривались самые разные проекты, кое-кто предлагал даже разрезать обелиск на три части. Но тут вмешался Шампольон, настояв на том, чтобы монолит был перевезен целым и невредимым. Однако это было сопряжено с немалыми техническими сложностями. Наконец, инженер Роллан получил задание спроектировать судно, способное перевезти монумент по Нилу, Средиземному морю, Атлантике и Сене. Роллан предложил построить корабль со съемной мачтой, чтобы он мог миновать мосты на Сене.

 

Корабль, названный «Луксором», был закончен в Тулоне в августе 1830 года. И вот 15 апреля 1831 года «Луксор» с экипажем в составе 300 человек, груженный продовольствием, снаряжением и подарками для Мухаммеда Али, наконец поднял паруса и отбыл в Египет.

 

В обратный путь

 

Прошло меньше месяца, и корабль показался на горизонте у берегов Александрии. С этого момента за дело взялся инженер и архитектор Леба. Он отправился в Луксор и прорыл небольшой перпендикулярный Нилу канал, по которому корабль мог максимально приблизиться к памятнику. Но укладку обелиска пришлось отложить из-за эпидемии холеры, скосившей половину экипажа. Наконец, 15 декабря 1831 года монолит был уложен на бок, а затем рабочие построили длинный наклонный пандус, чтобы перетащить его на корабль.

 

Путешествие в Париж

 

Возвращение превратилось в настоящую эпопею. Корабль покинул Луксор в августе 1832 года, но неоднократно садился на мели и даже потерял все якоря. Тем не менее, 1 апреля 1833 года он вышел в открытое море и взял курс на Францию. И только через два года после отправления из Тулона, 11 мая 1833 года, он вернулся в этот порт. Наконец, преодолев в пути немало трудностей, обелиск прибыл в Париж через Руан. Здесь его встретили король, парламентарии, члены Института Франции и Академии наук.

 

Конец истории

 

Сначала обелиск предполагалось водрузить на прежний пьедестал, украшенный обнаженными павианами, поклоняющимися солнцу. Но павианы не понравились королеве. Она приказала отправить этот пьедестал в Лувр, а «Луксор» тем временем отбыл в свое последнее плавание. Он отправился в Брест на поиски гранитного блока подходящего цвета. 25 октября 1836 года удивительная история путешествия обелиска завершилась: он со всеми возможными предосторожностями был установлен на площади Согласия.

 

От площади Людовика XV до площади согласия

 

В 1836 году обелиск был установлен на бывшей площади Людовика XV, которую при старом режиме украшал конный памятник этому королю работы скульптора Бушардона. В 1792 году площадь была названа площадью Революции; памятник был снесен, а на его месте установили куда менее удачное украшение - гильотину. Три года спустя название сменили еще раз, на более мягкое - площадь Согласия, гильотину убрали, но ни статуи, ни фонтана на ее месте не появилось. Площадь пустовала, пока король Луи-Филипп не решил установить здесь обелиск. 



Еще материал по данной теме


Энергетические вампиры. Методика распознавания и защиты

Книга построена по схеме: диагностика - анализ - лечение.

Карты таро в мешочке

Карты Таро – это быстрый путь к ответам на волнующие вопросы.

← все статьи