О важности «незамечаемого»




О важности «незамечаемого»

 

Как мы с вами уже знаем, одним из ключевых понятий в даосской (и вообще в китайской) философии является пустота. Это понятие объединяет многое: и пустое пространство, то есть пустоту как таковую, и чистую медитацию - безмыслие, и, наконец, то, что для даосов всегда было основой взаимоотношений с миром, - недеяние. (Думаю, уже нет надобности говорить вам, что недеяние не имеет к безделью ни малейшего отношения.)

 

Пустота - символ сбалансированности, то есть отсутствия уклона от положения равновесия в какую бы то ни было сторону, будь то инь или ян, горе или радость, твердость или мягкость... Без такого баланса нет покоя. А без покоя, без тишины, без уравновешенного миросозерцания немыслимы поиски Дао.

 

Тридцать спиц в колесе сходятся к втулке, середина которой пуста, и благодаря этому и можно пользоваться колесом. Когда формуют глину, изготавливая из нее сосуд, то делают так, чтобы в середине было пусто, и благодаря этому и можно пользоваться сосудом. Когда строят жилье, проделывают окна и двери, оставляя середину пустой, и благодаря этому и можно пользоваться жилищем. И потому наполнение - это то, что приносит доход, опустошение - это то, что приносит пользу.

 

Основываясь на стремлении к идеальному балансу, Лао-цзы и его ученики приходят к уже известной нам мысли о ненужности и даже вредности таких красивых искусственных рамок, как «милосердие», «справедливость», «человечность». Ибо истинный баланс возможен только в одном случае - если он исходит от мягкости, идет изнутри. То же, что навязано общественным устройством и моралью, то есть, по сути, жесткое, силовое, - это лишь исключающие свободный выбор рамки. А рамки не дают человеку быть самим собой - каким бы идеальным на первый взгляд ни было удерживаемое ими общество.

 

- Почему ты ценишь пустоту?

- В пустоте нет ничего ценного, - ответил Лецзы. - О ней нельзя так говорить. Просто нет ничего лучше покоя, нет ничего лучше пустоты. В покое, в пустоте находишь место, где жить. А давая и отбирая, мы теряем место, где жить. Тот, кто, совершив ошибку, начинает играть в «человечность» и «справедливость», не вернет потерянного.

 

А вот и слова самого Мудрого Старца, ставшие отправной точкой описанного мировоззрения. Здесь жестко противопоставляются конфуцианские ценности, формулирующиеся в виде «морального кодекса», и даосское представление о Дао как о неисповедимом Пути.

 

Когда отходят от великого Пути, тогда и появляются «человеколюбие» и «справедливость». Когда вокруг много умников, тогда и появляется «великое заблуждение». Когда в семье не ладят между собой, тогда и появляются «сыновняя любовь» и «почтительность к старшим». Когда в государстве беспорядок и смута, тогда и появляются преданные слуги.

 

Как недеяние является для даоса всего лишь высшей формой, пределом всякой деятельности, так и медитация - не полное отсутствие мыслей, а высшая форма мышления.

 

Не иметь мыслей и не прилагать усилий - первый шаг к постижению Дао. Не идти никуда и не делать ничего - первый шаг к обретению покоя в Дао. Не иметь точки отсчета и не следовать никаким путем - первый шаг к обретению Дао.

 

Безмыслие (то самое состояние, основы которого вы уже начали осваивать, занимаясь цигун) - это не одно из «измененных состояний» сознания, достигнутое путем специальных техник или, скажем, с помощью химии. Основное отличие даосизма от шаманизма именно в том и заключается, что человек, ищущий Путь и достигший определенного духовного уровня (это доступно каждому, а отнюдь не одним только избранным), уже не может просто так утратить то состояние сознания, которое обрел. Что же касается шаманских систем, то в них (для избранных) возможен вход в медитативное состояние сознания и выход из него.

 

Сказанное можно отнести не только к медитации, но и вообще ко всем сферам жизни. В классическом даосском видении мира нет не только богов, там нет и «чудес». Человек Пути не болеет, не попадает под копыта лошади, перегородившей улицу, и в прочие случайные передряги вовсе не потому, что он ясновидящий или колдун. Просто он всегда ощущает ту самую точку равновесия, которая присутствует в каждом мгновении жизни. Вот как говорит об этом Чжуан-цзы:

 

Обладающие совершенной Добродетелью не горят в огне и не тонут в водах. Не тревожат их ни жара и ни холод, не вредят им и дикие животные. Не то чтобы им все было нипочем, но они ясно различают, где они могут спокойно отдыхать, а где будут в опасности. Бдительные в радостях и бедах, осторожные в прибытиях и убытиях - ничто не может повредить им.

 

Вполне подобна описанному подходу к жизни и психологическая установка даосизма. Во всяком человеческом общении (будь то беседа, игра или воинский поединок) есть то положение равновесия, которое мудрый может почувствовать и использовать. А стало быть, и в безвыходные ситуации он не попадает.

 

- Будь осторожен! - ответил ему Лао-цзы. - Не тревожь человеческого сердца! Стоит его низвергнуть - человек унизится, стоит возвысить - человек возгордится. Так он и превращается то в раба, то в убийцу.

 

В чудесной полусказке-полупритче «Дао Пуха» Бенджамен Хофф, истинный даос, ученик и последователь Генри Дэвида Торо, пишет о своем учителе:

 

Сидя спокойно у озера Уолден, Мудрый Наблюдатель писал: «Масса людей живет в тихом отчаянии». Вероятно, тогда отчаяние могло быть тихим. Сейчас оно оглушающе. Но мы не обязаны быть частью его. Мы можем прекратить наше отчаянное цепляние за пустой суррогат жизни и стать свободными. Достаточно сделать первый шаг - и процесс начнется.

 

Каков же ответ даосской мудрости на вопросы, которые человеческое общество ставит перед каждым, кто всерьез задумался? Полагаю, вы уже и сами знаете ответ.

 

И все же, следуя традиции, я заканчиваю словами Истинно Мудрых.

 

Аркадий и Борис Стругацкие. «Гадкие лебеди»:

- Мы в детстве говорили не так... например, этот твой вопрос у нас звучал бы так: чиво?

Бол-Кунац пожал плечами.

 

- Вы хотите сказать, что это было бы лучше?

- Упаси бог! Я хочу только сказать, что это было бы естественнее.

- Именно то, что наиболее естественно, - заметил Бол-Кунац, - менее всего подобает человеку.

Виктор ощутил какой-то холод внутри. Какое-то беспокойство. Или даже страх. Словно в лицо ему расхохоталась кошка.

 

Лао-цзы. «Дао дэ цзин»:

 

Истинное достижение - это освободиться от того,

что обычно свойственно человеку.

 Именно таков Путь Неба.



Еще материал по данной теме


← все статьи