Бог Египта Птах




Пта - бог, покровитель города Мемфиса

 

Пта - бог, покровитель города МемфисаПта - бог, покровитель города Мемфиса. В Мемфисе существовал свой вариант мифа о сотворении мира. В этом мифе Пта создает все сущее силою мысли и словом: «Умиротворился Пта, создав все вещи и божественные слова. Он породил богов. создал города, поместил богов в их святилища. Возникли всякие работы, всякие искусства, движение рук и ног. согласно приказу, задуманному сердцем и выраженному языком, создавшим сущность всех вещей».

 

Главные боги, созданные Пта, были его собственными воплощениями. В одном из воплощений он является отцом солнечного бога Атума.

 

Птах, бог-творец и бог-ремесленник, был божеством довольно привлекательного облика. Во всяком случае, он изображался исключительно в человеческом обличье. Он был связан с землей, местом погребения умерших и источником плодородия, и потому часто являлся ипостасью Осириса. Но это качество не добавляло Птаху красоты, а наделяло его сходством с мумией, и, кроме того, он не имел короны.

 

Культ Птаха возник в Мемфисе, его образ был одним из самых знаковых и узнаваемых в древнеегипетском пантеоне. Птах входил в узкий круг богов-творцов. Благодаря необычайно развитому интеллекту он создавал предметы одной только силой мысли.

 

Его изображения

 

Птах всегда изображается в антропоморфном облике и почти всегда стоящим. Он - один из немногих богов, не носящих короны. Ее заменяет головной убор, напоминающий шлем и придающий силуэту Птаха странные очертания.

 

Подобно Сокару и Осирису, Птах облачен в облегающий погребальный саван, открывающий только голову и кисти рук. Все три бога, связанные с землей (а также ее недрами), в какой-то момент были сближены друг с другом настолько, что они образовали единое божество, именуемое Птах-Сокар-Осирис. Также существовала связь между Птахом и Татененом, «поднимающаяся земля», поскольку они оба были божествами земли. Именно в случае этого отождествления Птах-Татенен не изображался в виде мумии.

 

Птах считался красивым богом, однако археологи находят не слишком лестные для него портреты, датирующиеся Поздним периодом, где Птах предстает перед нами в образе карлика, попирающего ногами опасных животных. Подобные изображения имеют греческие корни. Это так называемые Птах-Патеки, своего рода амулеты, использовавшиеся египтянами для защиты детей от укусов скорпионов и змей.

 

Мифы о Птахе

 

Мифы о ПтахеВ Древнем Египте не было недостатка в богах-творцах! Наряду с Ра, Хнумом и Тотом следует рассказать и о Птахе из Мемфиса, знаменитого города Северного Египта. Могущество Птаха - в том, что все, задуманное им, воплощается в жизнь. Птах обустроил мир одной только силой мысли.

 
Его имя, по-видимому, образовано от глагола со значением «изготавливать, придавать форму», и отсылает непосредственно к мифу о сотворении мира, которое жители Мемфиса приписывали Птаху. Птах был изначально местным божеством Мемфиса. Разумеется, с течением времени слава его росла, как рос и его город. Однако Птах так и не был включен в крупнейшие мифологические циклы Древнего Египта. Он не соотносится ни с одной из легенд и не участвует даже в захватывающей эпопее о Горе и Сете. Лишь в немногих версиях этой истории боги интересуются мнением Птаха. Но Птах, понимая, что противостояние Сета и Гора будет длиться вечно, заявляет, что ему неизвестны подробности дела, и таким образом уклоняется от участия в спорах.

 

С семьей, но без легенд

 

Итак, Птах - бог из Мемфиса. Из-за политического и религиозного значения, которое имел здесь этот бог, местные жители наделили его семьей. Так, в эпоху Нового царства, как и во многих других крупных религиозных центрах Египта, весь Мемфис поклонялся не одному богу, а божественной триаде. Далеко не все города могли этим похвастаться.

 

Птах получил в спутницы жизни богиню с весьма пылким нравом, львицу Сехмет, а сыном его стал Нефертум. Однако эта семья была всего лишь формальностью: ее существование не подтверждалось ни одной легендой. Более того, несмотря на влиятельность культа, мемфисский бог практически не является действующим лицом мифологического цикла.

 

Исключение составляет лишь один, но весьма важный - миф о сотворении мира. Однако и этим мы, по всей вероятности, обязаны мемфисскому духовенству: в эпопее Птаха сочетаются элементы, позаимствованные из мифологии Гелиополя (родины демиурга Ра) и Гермополя (города Тота, еще одного великого бога-создателя).

 

Мемфис - город ПтахаМемфис - город Птаха

 

Мемфис (Мен-нефер), город, от которого сегодня не осталось и следа, был религиозным и административным центром первого нома Нижнего Египта. Еще в самом начале эпохи фараонов он стал резиденцией правителей и столицей всей страны, каковой оставался на протяжении всей эпохи Древнего царства. На некрополе Мемфиса погребали как царей, так и их подданных, Этот некрополь был одним из величайших в Египте! Всего в пятнадцати километрах от древнего города расположены знаменитые пирамиды Гизы.

 

Он мыслит и, следовательно, творит

 

«Он - тот, кто породил сам себя и дал жизнь божественной эннеаде... Он произвел на свет всех богов. Он основал города и номы. Он поселил богов в их святилища. Он сделал обильными жертвенные подношения им и основал их святилища. Он вылепил тела их в соответствии с желаниями их сердец».

 

Все это и многое другое Птах, согласно мемфисским верованиям, сотворил при помощи одного только сердца (мысли сиа) и языка (созидательного слова ху). Никакого гончарного круга, никакого грандиозного действа; просто материализация образов, придуманных Птахом. Именно так он сотворил Вселенную, а затем Землю и все, что есть на Земле.

 

Вот что один из текстов Позднего периода рассказывает нам о «методе» творения Птаха: он «создал зрение благодаря глазам, слух - благодаря ушам, дыхание - благодаря носу. Все они говорят с сердцем. Сердце же позволяет всякому знанию найти выражение, а язык излагает все, о чем оно мыслит... Потому что каждое божественное слово воплощается в соответствии с тем, что задумало сердце и что высказал язык». Таким образом, то, о чем Птах думает, воплощается в жизнь: «Вот как были созданы все работы и искусство, жесты рук, способность ног ходить, движения членов, в соответствии с порядком, который задумало сердце и выразил язык».

 

Миф ставил этот акт творения выше, чем гелиопольский. Однако в конце концов духовенство Ра одержит верх над жрецами Птаха...

 

Отождествления Птаха

 

Птах очень часто отождествлялся с другими богами. Подавляющее большинство египтян поклонялись не самому Птаху, а синкретическому божеству, в чьем облике он воплотился. Среди самых знаменитых отождествлений стоит отметить Птаха-Сокара-Осириса; этих трех богов объединяло только одно - земля. Земля, в которой погребали умерших. Менее известен был Птах- Татенен («поднимающаяся земля»); его имя - аллюзия, отсылающая к первому холму, который выступил из первичного океана, а также к земле, которую поднимают прорастающие растения. Ведь Птах был и остается богом возрождения, столь желанного для каждого человека, достигшего сумерек своей жизни.

  

Культ Птаха

 

Культ ПтахаПтах, бог из Мемфиса, чествовался в этом городе с особым размахом. Когда здесь поселился фараон, Птах стал его защитником. А когда культ Птаха распространился по всему Египту, бог воплощения замысла стал богом ремесленников. Птах был поистине универсальным богом; его почитали все, от великих мира сего до простых крестьян, что упрочило его статус демиурга.

 

История Птаха началась в Мемфисе и, по всей очевидности, в Додинастическую эпоху. Тогда он был скромным богом умерших, и ничто не предвещало его грядущей славы! Ничто, кроме идеального расположения Мемфиса на Ниле в самом начале Дельты. Этот богатый и плодородный край фараоны без колебаний избрали в качестве своей резиденции.

 

Бог из Мемфиса

 

В ту пору Мемфис еще не превратился в великую столицу египетских царей, религиозный центр и крупнейший некрополь Древнего царства, однако культ Птаха процветал уже тогда. По мере роста могущества города росла и слава его бога. Легенды гласят, что храм Птаха построил Менес - первый фараон из самой первой династии. Такой чести не было удостоено ни одно другое божество!

 

Так как храм был расположен к югу от города, Птаха называли «тот, кто за южной стеной», и это имя встречается в текстах достаточно часто. Судя по развалинам, обнаруженным к западу от современного святилища, первый храм Птаха датировался не позднее эпохи правления Тутмоса IV (1401 — 1391 гг. до н. э.).

 

Храм Птаха в Мемфисе

 

Довольно впечатляющие руины древнего Мемфиса уцелели в пальмовых рощах близ деревни Мит-Рахина. Среди них можно увидеть и храм Птаха, который Рамсес II (1290-1224 гг. до н. э.) приказал перестроить в годы своего правления. Наиболее примечательны, пожалуй, остатки мощной стены длиной около 1500 м, которой была обнесена территория святилища.

 

Помимо западного пилона и непосредственно примыкающего к нему гипостильного зала при Рамсесе II было построено несколько монументальных ворот в северной и южной стенах. Они были украшены колоссами правителя. Кроме того, южные ворота стерег большой алебастровый сфинкс. Рамсес II, судя по всему, очень почитал Птаха и был страстным приверженцем его культа; он сделал управляющим храма своего сына Хаэмуаса. Все служившие здесь жрецы подчинялись принцу.

 

На этом месте по-прежнему можно увидеть несколько огромных статуй Рамсеса, покоящихся в зарослях. Часть храма была раскопана в начале XX века, но это величайшее святилище Древнего Египта, конечно же, еще не раскрыло нам всех своих секретов и тайн.

 

Необычайно жизнестойкий культ

 

Позднее фараоны из XXII, XXV и XXVI династий продолжили дело Рамсеса II, постепенно обустраивая огромную территорию за священными стенами мемфисского храма.

 

Так, например, Шешонк I пристроил «лабораторию» бальзамирования быков Аписов (поклонение которым было связано с Птахом и его духовенством).

Фараоны Амасис (570-526 гг. до н. э.) и Шабака (712-698 гг. до н. э.) восстановили существующие здания и возвели небольшие капеллы, тем самым поддержав культ «того, кто за южной стеной».

 

Птах, греческий гефест и римский вулкан

 

В истории наложение разных культур всегда сопровождается взаимовлиянием религий и заимствованием богов. Египет греко-римской эпохи не стал исключением из этого правила. Так, Птах, покровитель ремесленников, был отождествлен с греческим богом Гефестом. Древние греки верили, что Гефест родился из гнева Геры на супруга! Поэтому он часто появляется в образе молнии - порождения грозы. А в мифологии египтян Птах, превратившись в молнию, породил божественную корову, которая, в свою очередь, произвела на свет его двойника, Аписа.

 

Гефест быстро освоил кузнечное ремесло на своем острове Лемносе. Позднее римляне назовут его Вулканом: они верили, что жилище бога укрыто в жерле Этны. Птах, будучи повелителем огня, занял почетное место в пантеоне египетских богов, покровительствуя ремеслам, связанным с огнем. А его жрец, как сообщают нам тексты, был «величайшим из глав ремесленников»!

 

Фараон-реставратор Шабака

 

Фараон Шабака многое сделал для культа Птаха. Он был не только строителем: именно ему мы обязаны надписями на гранитной плите, скопированными с загадочного папируса. Папируса настолько древнего и настолько важного, что, если бы Шабака не приказал высечь этот текст на камне, мы ничего не узнали бы ни о Птахе, ни о его истории.

 

Эта плита, обнаруженная археологами в святилище Птаха в Мит-Рахине, представляет собой список с более древнего папируса, который в то время хранился в архивах святилища. Копия папируса была сделана на рубеже VIII и VII веков до нашей эры. Фараон Шабака, осознававший значимость своего деяния, приказал приписать перед основным текстом следующие строки: «Этот текст был переписан Его Величеством в храме его отца Птаха, того, кто за южной стеной, потому что Его Величество заметил, что это произведение создали предки, и что изгрызли его черви так, что скоро невозможно будет прочесть все строки от начала до конца. Его Величество переписал текст, вновь посвятив его Птаху, чтобы он стал еще лучше, чем был когда-либо прежде... Вот что сделал Шабака, сын Ра, для отца своего Птаха-Татенена». Несмотря на столь впечатляющий труд по сохранению текста, он дошел до нас со множеством лакун: в арабскую и современную эпохи плита послужила камнем для мельничного жернова, в результате чего некоторые строки были безвозвратно утрачены.

 
Птах-Патек

 

Мифы рассказывают, что Гефест родился кривоногим уродцем. Жители эллинистического Египта III века изображали Птаха безобразным карликом, похожим на этого греческого бога; его называли Птах-Патек. До нас дошли многочисленные фаянсовые статуетки Птаха-Патека: обнаженный бог попирает ногами опасных Животных. В этих изображениях нет ничего непочтительного; напротив, они имели защитные свойства: в них Птах сближался с самым драгоценным, что было у египтян - их потомством. Патеком такой образ Птаха назывался из-за сходства с одноименным божеством, покровителем финикийских мореплавателей. Многие из этих статуэток были изготовлены в эпоху Птолемеев и позднее.

 

Птах - приближенный фараона

 

Фараоны Древнего Египта очень почитали Птаха. Как бог-создатель (по крайней мере, в Мемфисе), Птах был неразрывно связан с царской властью. И, поскольку правители Египта обосновались в Мемфисе, Птах стал «Тем, кто возводит царя на престол именем владыки Обеих Земель». Действительно, с течением времени Птах получил титул «владыки обеих Земель, восседающего на великом троне», поэтому его имя стоит первым в списках царей. Недаром он - один из немногих богов, кто носил церемониальную волнистую бородку фараонов! Когда же к власти пришли фиванские правители, фараоны будущей XVIII династии, и их бог Амон, то Фивы и священный город Карнак стали политическим и религиозным центром всего Египта. Это не могло не сказаться на влиянии Птаха. Тем не менее в глазах правителей значимость этого бога была по-прежнему велика. Фараон Тутмос III (1479-1425 гг. до н. э.) в своем поклонении Птаху зашел настолько далеко, что построил для него небольшой храм прямо на тер-ритории святилища Амона. Шабака, Птолемеи и даже римский император Тиберий заботились о сохранности этого храма.

 

Другой фараон из XVIII династии, Амехотеп III (1391-1353 гг. до н. э.), приказал возвести святилище Птаха-Сокара-Осириса в стенах своего погребального храма на западном берегу Нила. От этого огромного комплекса не уцелело ничего кроме двух гигантских статуй фараона - знаменитых колоссов Мем- нона. Хотя Аменхотеп жил в Стовратных Фивах, далеко от Мемфиса, он сохранил верность Птаху, и построил для него «Храм Небмаатра, соединившегося с Птахом» - храм, в котором фараон изображается в виде статуи Птаха. Фараон и Птах были здесь единым существом. В то время Амон, с которым впоследствии будут отождествлять себя правители, еще не достиг вершины славы. Отметим, что в тот же период, но намного южнее, в Нубии, некоторые храмы были посвящены одновременно Амону, Гору и Птаху. Это доказывает, какое значение приобрел культ мемфисского бога мертвых в масштабах всего Египта и даже за его пределами.

 

Птах, отверзающий уста

 

Статуи богов и богинь Древнего Египта, высеченные из гранита или диорита, считались живыми. По крайней мере, в этом убеждали простой народ жрецы. Однако для того чтобы божество могло воплотиться в каменном теле своей статуи, необходимо было совершить особые ритуалы. Одним из них был ритуал отверзания уст, который также применялся в отношении забальзамированных тел. Вот что рассказывает нам об этом знаменитая надпись фараона Шабаки.

 

Говоря о Птахе, текст уточняет, что бог «обеспечил их подношениями, он основал святилища для них; он воссоздал их тела в соответствии с их пожеланиями (в виде статуй); тогда боги вошли в свои тела, сделанные из всевозможных пород древесины, из всевозможных камней, из глины [...]. Так были соединены с ним все боги и их ка, в мире, соединившись с владыкой Обеих Земель (Птахом)».

 

Так как, согласно этому тексту, для ритуала требовались такие ремесленнические инструменты, как плотницкое тесло и резец каменотеса, неудивительно, что Птах, покровитель ремесленников, взялся за дело собственноручно. Вернее, вместо него все необходимое совершала его аватара - великий жрец. Он осторожно проводил резцом по рту статуи и тем самым символически отверзал его, чтобы бог мог принимать пищу. Тем временем Сокар, с которым позднее будет отождествлен Птах, должен был открыть статуе глаза: деяние, достойное бога- творца, каковым, как мы помним, считался Птах.

 

Неизменный бог

  

Зачастую египетские боги и богини принимали разные обличья в зависимости от какого-либо аспекта своей сущности или от эпохи; иногда менялись только некоторые детали. Птах же не менялся вовсе. И как бог-творец, и как защитник мемфисского некрополя, и как покровитель ремесленников, он изображался совершенно одинаково во все времена. Даже становясь частью одного из многочисленных синкретических божеств (Птах-Сокар-Осирис, Птах-Татенен и пр.), он никогда не менял внешности. Судя по всему, исключением был только не слишком обаятельный Птах-Патек (смотрите врезку на предыдущей странице).



Еще материал по данной теме


Карты таро в мешочке (Четки в комплекте)

В набор также входят четки, которые дополнят образ. Отлично подойдут в качестве подарка.

Универсальные карты таро (Скатерть в комплекте)

Вы найдёте не только классические карты Таро, но и особую скатерть для гадания.

← все статьи