Проклятие мумии




Проклятие мумии

 

17 февраля 1923 года два английских археолога, Говард Картер и Джордж Карнарвон, вскрыли погребальную камеру Тутанхамона, фараона из XVIII династии, умершего три тысячелетия назад. Преждевременная смерть Карнарвона породила миф о проклятии мумии.

 

17 февраля 1923 года. Еще совсем рано, но беспощадное солнце уже обжигает жаром Долину Царей. Через несколько мгновений случится важнейшее событие: будет вскрыта погребальная камера Тутанхамона, фараона XVIII династии, правившего Египтом приблизительно в 1350-х годах до н.э. Уже долгие годы Картер вынашивает тайную мечту: найти гробницу и мумию Тутанхамона. Раскопки начались незадолго до Первой Мировой войны, которая вскоре вынудила египтологов приостановить работы.

 

Говард Картер не сдается

 

Раскопки возобновились в 1917 году на участке площадью 1 гектар, обозначенном Картером. Проходит пять лет; Картер не сдается, но лорд Карнарвон теряет терпение. Работы стоили ему целое состояние! Летом 1922 года он объявляет своему коллеге, что прекращает финансирование. Несмотря на этот тяжелый удар, Картер не отчаивается, решив продолжить раскопки за свой счет. Тронутый верой своего друга, Карнарвон соглашается вернуться к исследованиям, но не больше, чем на один год. Авантюра двух английских археологов началась в Каире, четырнадцатью годами ранее, в 1908 году. Лорд Карнарвон, наследник одного из богатейших родов Великобритании, страстно увлекся египетской цивилизацией. Интерес привел его в Долину Царей, где он организовал раскопки за свой счет. Искания Карнарвона оставались безрезультатными, пока он не обратился за помощью к Гастону Масперо, директору египетских древностей, попросив прислать ему на помощь опытного археолога. У Масперо был такой специалист: молодой английский художник 35 лет, начавший свою карьеру в египтологии с копирования иероглифов и ставший инспектором древностей Верхнего Египта и Нубии.

 

Открытие

4 ноября 1922 года, прибыв на место раскопок, Картер видит необычайное оживление.

 
Рабочие приводят его к уходящей под землю лестнице: только что были расчищены первые ее ступени. Раскопки продолжаются в лихорадочной спешке. Картер чувствует, что приближается к цели. Вскоре из-под земли появляются последние ступени и дверь, покрытая гипсом и украшенная царскими печатями. Сомнений не остается. Картер, вне себя от нетерпения, приказывает взломать дверь, но тут же спохватывается.

 

Ведь элементарная порядочность требует, чтобы вскрытие гробницы произошло в присутствии лорда Карнарвона, который финансирует раскопки! Три недели ожидания коллеги, бывшего в тот момент в Англии, показались Картеру веками. И вот наступает 23 ноября: лорд Карнарвон перед гробницей. Рядом с ним - его двадцатилетняя дочь, леди Эвелин. Наконец-то вскрытие находки может состояться!

 

Фараон покоился под тонной чистого золота!

 

Огромный катафалк погребальной камеры был покрыт слоем золота, весящим около тонны. Внутри находился гроб фараона длиной 2,24 метра. Он был изготовлен из дерева и гипса, покрытого листовым золотом с изображением правителя в виде бога Осириса. В нем был обнаружен второй, еще более роскошный гроб, также покрытый листовым золотом. Третий гроб, наполненный смолами, сохранявшими мумию, был выполнен из трех листов чистого золота толщиной 3 миллиметра - больше 110 килограммов золота! Голову мумии скрывала золотая маска, украшенная поделочными камнями, разноцветным стеклом и фаянсом. Разматывая бинты мумии, ученые обнаружили 150 украшений и амулетов, которые должны были защитить фараона от опасностей мира мертвых.

 

Потрясающие горы сокровищ

 

Дверь открыта, и трехметровый коридор приводит ко второй двери, также покрытой гипсом. Картер проделывает в ней отверстие и просовывает внутрь горящую свечу, чтобы убедиться, что в гробнице есть кислород. Картер, Карнарвон и леди Эвелин протискиваются за дверь. И свет фонарей выхватывает из темноты невиданные горы сокровищ! Трое зачарованных, не верящих своим глазам англичан осматривают и перебирают оказавшиеся прямо перед ними драгоценности. Но среди этой роскоши нигде не видно саркофага! Тогда исследователи понимают, что оказались в передней комнате. Погребальная камера скрывается за последней запечатанной дверью, по обе стороны от которой возвышается по черному часовому. Картер лихорадочно пробивает дыру рядом с дверью. Невероятно! На этот раз его фонарь освещает комнату, стены которой покрыты золотом и синим фаянсом. Посередине, занимая почти всю площадь комнаты, возвышается огромный золотой катафалк. Несомненно, они оказались в погребальной камере фараона: впервые за три тысячи лет люди переступили священный порог.

 

Картер разыгрывает удивление

 

К восторгу, охватившему двух ученых и девушку, примешивается тревога. Они только что нарушили египетский закон, который требует, чтобы исследование гробницы происходило только в присутствии представителя Службы древностей.

 

И тогда англичане решают молчать, уничтожив следы своего пребывания в комнате фараона, и приступить к вскрытию гробницы только после официального объявления о находке передней комнаты и выноса сокровищ из нее.

 

Вскрытие двери было назначено на 17 февраля 1923 года.

 

Проделав киркой достаточно большое отверстие, чтобы просунуть внутрь фонарь, Картер изображает удивление: «Я вижу стену из синего фаянса и золота!» На самом деле, эмоции ученого были так сильны, его восторг так искренен, а любопытство помощников так натурально, что никто не заподозрил обмана, который раскрылся лишь много позже.

Мумия Тутанхамона

 

Плохая сохранность тела Тутанхамона объясняется, несомненно, избыточным количеством мазей, которыми бальзамировщики пропитали кожу фараона. Промытые и забальзамированные внутренности были помещены, согласно обряду, в четыре алебастровых кувшина с крышками в виде голов богов. Эти кувшины называют канопами в честь города Каноба, жители которого поклонялись Осирису.

 

Месть фараона

 

К несчастью, лорду Карнарвону не суждено было узнать конец истории своего открытия. 26 февраля 1923 года, вскоре после запечатывания гробницы, он отправился на отдых в Асуан. Там его укусил комар. Во время бритья Карнарвон случайно срезал прыщик от укуса, ранка сильно воспалилась, и началась лихорадка. Больного археолога доставили в Каир, где он и скончался 5 апреля от воспаления легких.

 

Казалось бы, в его смерти нет ничего мистического. Ведь в то время антибиотиков еще не существовало... Но ведь англичанин поднял вуаль Исиды и созерцал священный саркофаг! Этого было достаточно, чтобы родился миф о проклятии мумии. Суеверные люди заключили, что лорда Карнарвона настигла порча, которую напустил на него Анубис, бог-шакал, страж захоронений.



Еще материал по данной теме


← все статьи