Происхождение дней недели




Происхождение дней недели

 

...Я убежден, что структура недели должна

подчиняться исключительно природным космическим ритмам,

календарь не должен быть инструментом укрепления какой-либо идеологии...

Руслан Суси

 

Почему стандартную неделю составляют 7 дней? Естественно, что 7-дневный календарь не был единым и одинаковым для всех народов. Поэтому в истории упоминаются календари из 3, 5, 8 (римские восьмидневные) дней; у кельтов неделя составляла 9 дней. Из 14 дней и 14 ночей состояла неделя древнегерманского календаря.

 

Неделя - это удивительный феномен календаря, с совершенно прозрачными названиями дней и абсолютно темной и загадочной историей. Разобраться с тем, откуда взялась 7-дневная неделя, с одной стороны, просто, но в то же время и весьма сложно. Существует несколько самостоятельных версий о происхождении недели, и часто эти предположения преподносятся как абсолютно установленные факты. Единственное, что мы точно знаем о происхождении 7-дневной недели,- это то, что мы ничего точно не знаем.

 

Библия с первых же страниц предлагает свою версию: Бог создал мир за шесть дней и отдыхал на седьмой. Седьмой день стал для первых христиан днем отдыха - субботой. Иногда местом, где возникла идея недели, называют Вавилон, Персию и некоторые другие страны. Неделя, как свидетельствуют древние документы, была известна в Римской империи еще до распространения христианства!

 

По библейской легенде (Быт.1:14), Бог создал Солнце и Луну, чтобы отделить свет от тьмы, и сотворил определенные знаки, которые стали обозначать недели, дни и годы. День определяется временем вращения Земли вокруг своей оси, год - движением Земли вокруг Солнца. День,  то есть одна смена дня и ночи, был взят как основная единица для всех систем, регулирующих хозяйственную и общественную жизнь человека.

У древних евреев день составлял 12 часов, с утра до вечера; позже маги рассчитали 24 часа, прибавив ко дню ночь, так получились сутки (Втр. 28:66-67).

 

В гражданском египетском календаре месяцы вмещали 30 дней и были разделены на три квартала. Десять дней являлись единицей измерения времени, то есть аналогом современной недели - упоминание об этом мы находим в Быт. 24:25 и 1 Ц. 25:38. О десятом дне говорится как о празднике и особом случае, что описано в книгах Исх. 12:3 и Лев. 16:29. То есть идея о завершающем дне недели - дне отдыха - существует с давних времен.

 

У древних евреев время делилось на недели, и каждая неделя состояла из 7 дней. Дни эти пока не имели собственных названий. И только день отдыха, единственный в неделе, назывался «шаббат», или «день отдыха». Остальным достались простые порядковые номера: 1-й день, 2-й... и так до 6-го дня, который со временем стали называть днем приготовления, и наконец 7-й день, который называли «шаббат», или «день отдыха». Кроме древнееврейских названий, в давних цивилизациях практиковалось введенное астрологией «планетное название дней». Каждому дню недели давалось имя одной из семи планет, видимых невооруженным глазом. Так эти имена и вошли в традицию. Например, вовсе не трудно увидеть корень в названиях дней недели: возьмем хотя бы румынские mercuri-mercuriu и vineri-venera. Всей античной цивилизации знакома эта система. Она пришлась кстати и в европейских сообществах.

 

Поначалу календари существовали параллельно, а впоследствии усовершенствовались и приобрели общий для всех характер. Христианская церковь приняла оба варианта, позаимствовав наиболее удобные и идеологически полезные стороны как недели еврейской, так и ассирийско-вавилонской.

 

И действительно, древние документы и археологические находки свидетельствуют, что первые упоминания о семидневной неделе связаны с календарем Древнего Вавилона (около 2 тыс. лет до н. э.). Вавилонские астрологи придавали числу «семь» магическое значение, считая его священным. Такая связь между числом и божественным основывалась на астрономических знаниях того времени. Число известных в то время планет составляло семь, включая Солнце и Луну.

Древние персы и шумеры, будучи прекрасными астрономами и астрологами, передали эту традицию древним евреям, египтянам, грекам и римлянам. Также семидневный календарь распространился в странах Востока. Этот обычай - семидневная неделя Вавилона - был принесен даже в далекую Индию, где тоже успешно прижился.

 

Древний историк и философ Иосиф Флавий с гордостью пишет уже в I в. н. э.: «Нет ни одного города, греческого или же варварского, и ни одного народа, на который не распространился бы наш обычай воздерживаться от работы на седьмой день». У иудеев и христиан ответ на вопрос о выходных днях недели содержался еще в Ветхом Завете. Согласно Библии, семидневная структура времени (как считают и теперь христиане и иудеи) была установлена Богом. В Священной книге сказано: в первый день создан был свет, во второй день - вода и твердь, в третий день - земля, моря и растения, в четвертый день - светила и звезды, в пятый день - животные, а в шестой день сотворен был человек. Довольный своей работой Создатель в седьмой день отдыхал, а значит, и человеку в этот день положено отдыхать от труда и забот.

 

В конце концов оказалось, что семидневная неделя весьма жизнеспособна и удобна. Переход с юлианского календаря на григорианский не изменил последовательность дней, ритм жизни по дням недели тоже не изменился.

Есть тому и астрологическое объяснение. Существует следующая версия происхождения семидневной недели как единицы измерения времени, которая связана с изменениями лунных фаз, повторяющихся через каждые 29,5 суток. Семь дней составляют приблизительно четверть лунного месяца. В давние времена наблюдение за фазами Луны не составляло особого труда, ведь для этого не требовалось специальных приспособлений, поэтому фазами Луны было удобно отмерять время. Если учесть, что в новолуние Луна не видна около 1,5 суток, то время ее видимости составляет 28 суток, или четыре недели. Соответственно и период изменений внешнего вида Луны делится на четыре части, которые зовутся первой четвертью, полнолунием, последней четвертью и новолунием. Каждая четверть лунного месяца соизмерима с семью днями.

 

Более глубокое объяснение можно найти, если снова обратиться к числу известных в то время планет. Эти семь видимых планет соответствовали семи дням недели. Так, скорее всего, и были сотворены современные календарные дни недели.

 

Древняя неделя для славян также возникла не сразу, ее современный вид происходит от множества составляющих мистического и исторического свойства. Все, кто берется за тему анализа недели у славян, неизбежно наталкиваются на ряд противоречий. Вот, например, несколько исторических фактов.

 

Слово «воскресенье» пришло в Киевскую Русь с принятием христианства, и поначалу воскресеньем называли только один день - день начала празднования Пасхи. А в XVI веке появилось воскресенье как один из дней так называемой «седмицы» - такое название в то время носила неделя.

 

О происхождении слова «седмица» существует несколько версий. Исконно ли оно славянское или пришло вместе с азбукой Кирилла и Мефодия? Ведь в украинском языке неделя называется «тыждень». Может быть, это слово было именем языческого древнеславянского календаря и со временем прочно вошло и в христианский церковный язык? Но нет, нынешний православный календарь сплошь состоит из седмиц. Если же принять во внимание, что до сих пор седмицей называется неделя в Болгарии, то можно предположить, что это заимствование из болгарского и македонского. И действительно, изобретатели алфавита для Киевской Руси, братья Кирилл и Мефодий, с детства владели, помимо греческого, древне- болгарским языком и по происхождению были болгарами. Кроме того, древнейшие славянские письмена писаны именно кириллицей (IX-X в.) и обнаружены тоже на болгарской территории. Итак, седмица, скорее всего, это заимствование из Болгарии.

 

Одна из популярных версий о происхождении старого русского слова «неделя» (как день) очень прозрачна. Неделя называлась в честь дня, в который ничего «не делали», отдыхали (в украинском языке воскресенье как раз и называется «недиля»). А вот название «понедельник» означает, что этот день следует после «недели» (то есть воскресенья). Вторник - значение порядковое - второй день после «недели»... Среда, будучи по неоспоримому смыслу серединой недели, указывает на то, что начало недели попадает на воскресенье. Такое толкование выглядит вполне логично.

 

Версия «неделя - не делать» имеет свои недостатки. В других славянских языках, например в украинском, чешском и словацком, «воскресенье» действительно зовется «неделей». И значение «неделя - не делать», по утверждениям некоторых исследователей, выглядит фальшиво и притянуто по отношению к версии «не делать». Кроме того, существует весомый аргумент: во всех славянских языках названия «вторник», «четверг» и «пятница» явно означают порядковые номера, числительные. Даже среда, как известно из старых источников, имела в древние времена порядковое название «третийник»

 

Только очень упрямый сторонник этой версии второй день недели - вторник - может считать третьим, а четвертый день, четверг - пятым днем. Если же согласиться с тем, что понедельник - день первый, вторник - второй и так далее, то возникает проблема со средой, которая не оказывается в середине недели! Серединой недели становится четверг, что нелогично по всем пунктам.

Выходит как-то странно: в веках перепутались названия дней недели?

 

Однако это вполне разрешимое противоречие. Прийти к согласию можно только одним-единственным способом. Все очень просто: древняя неделя у славян, и на Руси в частности, была 5-дневной! Тогда среда окажется посредине, вторник будет вторым, четверг - четвертым, а пятница - пятым днями недели. В этом случае и порядковые названия дней недели будут соответствовать их очередности. Гипотеза (если это вдруг не окажется вновь изобретенным велосипедом) заключается в том, что древняя неделя была 5-дневной, а два других дня, субботу (шаббат) и неделю-воскресенье, позже очень кстати добавили в русский язык христианские традиции.

 

Почему древняя неделя у славян была пятидневной? Если это так, то нечто родственное пятидневному ритму видится в восточных стихиях, выделенных в мистике и мифологии восточных народов: металле, воде, дереве, огне и земле. Есть у пятидневки и астрономическое объяснение. Если посмотреть на звездное небо, то можно заметить, что Луна и Солнце по своей величине, видимой глазом, не могут идти ни в какое сравнение с оставшимися пятью планетами. С точки зрения наивного наблюдателя, Луна и Солнце вне конкуренции, не зря их называют «светилами». Значение этих планет в астрологии древних огромно, они гораздо значительнее, нежели остальные видимые планеты. Потому эти светила более всего важны не только в небе, но и в символизме календарных периодов.

 

В такой реконструкции древняя неделя состояла из пяти дней, год состоял из 365 дней, и раз в 20 лет вставлялась дополнительная неделя, компенсируя високосный год. Каждый из 5 дней соответствовал определенной видимой планете. Солнце и Луна управляли трехнедельными периодами (месяцами) по 15 дней.

 

Давно известно, что календарь, кроме простого исчисления и учета порядка дней, может существенно влиять на мировосприятие и религию. Укрепляя собственную власть над определенной страной или народом, свои календари вводили китайские, японские и римские императоры, вожди французской и русской революций.

 

Многие маги уверены, что структура недели должна подчиняться исключительно природным биологическим и космическим ритмам, а календарь не должен служить инструментом укрепления какой-либо идеологии. Человек должен знать, какому космическому ритму он подчиняет свой организм и душу. Перед наукой будущего остро стоит задача определения наиболее оптимального для здоровья человека космического ритма жизни. Может статься, что лучшей окажется семидневка, может даже, это будет трехдневка. В интересах здоровья самого человека будет правильно перейти на пятидневку.

 

Если внимательно всмотреться в сущность нашей цивилизации, то явственно проступит необъяснимая тяга к древним суевериям и предрассудкам. Вдумайтесь: наша цивилизация до сих пор живет по вавилонской неделе, отдельные народы и государства видоизменяют неделю в зависимости от своих религиозных предпочтений. Мы считаем понедельник тяжелым днем, даже не вдумываясь в корни этого утверждения. Ортодоксальные евреи объявили нерабочим днем субботу, в большинстве других стран выходной - воскресенье, а мусульмане сделали выходным пятницу (день рождения пророка Мухаммеда). Эти различия подчеркивают разницу между культурами и странами, они разделяют людей, определяя их национальную и религиозную принадлежность. Пока именно традиции, верования и мифология цивилизации формируют современный календарь, а здравый смысл - это уже вторая причина.

 

Что означают названия дней недели?

 

Когда мы говорим «понедельник», то обозначаем этим словом первый день наступившей недели. Смысл слова «понедельник», видимо, надо понимать как «день после недели». Название «вторник» произошло от слова «второй». Среда помечает «середину недели» - это средний день недели. Четверг - четвертый день недели, и слово «четверг» является производным от этого понятия. Аналогично появилось в нашем языке слово «пятница». Слово «суббота» имеет буквальный смысл- «прекратить», «остановить всякую работу». Оно, как и слово «воскресенье», имеет религиозное происхождение. День отдыха у евреев - суббота, у христиан - воскресенье. Дни недели в русском языке означают порядковый номер дня недели, кроме субботы и воскресенья.



Еще материал по данной теме


← все статьи