Процесс бальзамирования




Процесс бальзамирования

 

Подобно пирамидам, совершенным по форме и исполнению, бальзамирование остается одной из самых невероятных вещей, которые нам открыл Древний Египет. Мумии уже много лет завораживают людей, ведь они стали отражением верований, связанных со смертью и загробным миром.

 

Для египтян древности, как и для многих других цивилизаций разных времен, не тронутое разложением тело было фундаментальным свидетельством существования загробной жизни. Помимо описаний бальзамирования, которые приводит греческий писатель Геродот, исследования мумий на протяжении последних десятилетий позволяют сегодня кое-что рассказать об этой удивительной процедуре.

 

Зачем бальзамировать тело?

 

Смерть в сознании египетского народа не была концом всего, она была переходом. В этот момент происходило разъединение частей живого существа - ка (душа-двойник человека) и ба (жизненная сила), но каждая из них по отдельности сохраняла цельность. Чтобы они вновь слились, чтобы сохранить возможность иной жизни, необходимо было уберечь тело (хеш) умершего от разложения и подготовить его к вечности. Оставить тело разлагаться значило приговорить ка и ба к бесконечным скитаниям. Поэтому необходимо было изыскать способы, которые позволят земной плоти сохраняться вечно! И египетские бальзамировщики сумели это сделать.

 

У истоков бальзамирования

 

Чтобы человек мог обрести новую жизнь, его тело не должно разлагаться и гнить. Бальзамирование и мумификация помогут ему сохранить цельность и даже индивидуальные внешние черты. Египтяне приписывали изобретение этой процедуры богу Анубису, который, по легенде, первым сумел сберечь тело для самого Осириса. Помимо этого предания, стоит обратить внимание на наблюдательность первых египтян (эпохи Древнего царства). Они заметили, что тела, погребенные в песках пустыни, в результате полного обезвоживания усыхают, сохраняя большую часть тканей. Именно благодаря талантам последователей Анубиса, жрецов- бальзамировщиков, сегодня мы можем увидеть столько мумий. Некоторые из них, возрастом более трех тысяч лет, находятся в великолепной сохранности. Другие же, изготовленные в большой спешке, дошли до нас в более плачевном состоянии.

 

Первый этап: эвисцерация

 

Чтобы процедура прошла успешно, команда бальзамировщиков должна была получить тело как можно скорее. Его тут же относили в «золотые залы» (настоящие лаборатории по мумификации), где подвергали первой операции - извлечению мозга! Мастер-бальзамировщик брал металлический крючок и с помощью него начинал удалять мозг через ноздри. То, что ему не удавалось извлечь, растворяли специальными составами. Столь неуважительное отношение к человеческому мозгу связано с тем, что египтяне не знали о его функциях и значении для организма. Затем приходит очередь брюшной полости, органы из которой удаляет парасхист («резальщик»). Для этого он обсидиановым ножом делает разрез в боку, после чего руками бережно извлекает все внутренности. Они будут помещены в четыре сосуда, так называемые канопы, которые поставят в гробницу вместе с мумией. Каждой мумии полагались четыре сосуда: для печени, желудка, кишечника и легких. Крышки каноп делали в виде голов человека, шакала, сокола и павиана - четырех богов, сыновей Гора.

 

После того как эвисцерация завершалась, брюшную полость промывали пальмовым вином и обрабатывали ароматическими жидкостями. Затем тело оборачивали в льняное полотно, пропитанное смолами, вместе с содой, сушеным луком, древесными опилками и травами, которые отразят неизбежные нападения насекомых.

 

Второй этап: обезвоживание

 

После эвисцерации тело подвергали процедуре, без которой не сохранилась бы ни одна мумия, - обезвоживанию тканей (кожи и мышц). Для этого жрецы погружали умершего в «сухой» чан с содой, которая постепенно впитывала всю влагу из тканей. Этот природный карбонат натрия (соду) добывали во многих местах Египта, в том числе на берегах озер Уади и Эль-Натрун. Процедура должна была длиться ровно 70 дней, то есть период, за который декан (созвездие) исчезал за горизонтом, а потом вновь возникал, являя собой выразительный символ смерти и возрождения. Увы, случалось, что срок обработки сокращали до нескольких дней, чего, разумеется, было недостаточно, чтобы высушить ткани и обеспечить хорошую сохранность. Слишком короткая или неправильно проведенная процедура обрекала тело на неизбежное исчезновение. Небрежность тарихевтов (бальзамировщиков) в работе могла обернуться для египтянина вечной смертью!

 

Третий этап: обертывание

 

Вернемся к идеально высушенным телам! Если они были недостаточно сухими, то начинали разлагаться. А чересчур сухие тела становились ломкими. В этом случае их пропитывали маслом можжевельника, покрывали пчелиным воском и пряностями, но добавляли и немного молока или вина, чтобы немного размягчить ткани. Затем наступала пора обертывания тела: начинали с пальцев, потом переходили к рукам и ногам и, наконец, к туловищу. Последней обматывали голову.

 

На это уходили десятки метров повязок, которые предварительно пропитывали растительными смолами, чтобы обеспечить прилипание. Для самых богатых «лаборатория» использовала тонкое льняное полотно.

 

Во время этой процедуры между повязками вкладывали амулеты (маленькие защитные фигурки, чаще всего из фаянса). Места для них выбирали не случайно: это были части тела, которые могли подвергнуться нападению злых духов, стремившихся завладеть телом, прежде чем в него вернутся ка и ба. Так, чаще всего амулеты находят на уровне глаз и надреза в брюшной полости. На этом процесс бальзамирования завершается. Все процедуры сопровождались молитвами и заклятиями, обращенными к богам и самому умершему: «Ты оживаешь, ты оживаешь навсегда, ты обретаешь молодость навечно», ведь мумия должна стать новым вместилищем главных составляющих живого существа. Церемония «открытия рта» вернет египтянину дыхание и даст силы, необходимые, чтобы предстать перед Осирисом, Анубисом, Тотом и Маат. Эти боги свершат суд и провозгласят приговор усопшему. Легкость его сердца - необходимое условие для обретения второй жизни. Одного, даже правильно проведенного бальзамирования недостаточно. Так перед лицом смерти в египетском обществе оказываются равны все: и богатые, и бедные.

 

Правильно вложенные амулеты

 

Все амулеты имеют определенное значение, Амулет «два пальца» (указательный и большой, сложенные вместе) часто помещали рядом с тазом, там, где парасхисты разрезали брюшную полость. Защищая рану, этот предмет не давал злым духам проникнуть в тело. Другой распространенный амулет - тлазуаджет. Его клали на мумии, чтобы помочь умершему возродиться вслед за Осирисом. И наконец, еще более важный амулет - иб, имеющий форму сердца. Сердце - это вместилище чувств, мыслей и разума: без сердца невозможен суд и невозможна вечная жизнь!

 

Качество бальзамирования

 

Бальзамирование, занимавшее несколько десятков дней и требовавшее большого усердия, стоило дорого и было доступно не каждому. Поэтому существовали различные разряды бальзамирования (как и в случае с погребениями во Франции до середины XX века). Один из текстов сообщает: «Когда к бальзамировщикам приносят покойника, они показывают клиентам на выбор деревянные раскрашенные модели мумий, очень хорошо сделанные. Самая драгоценная из них воспроизводит мумию бога Осириса. Затем мастера предлагают второй способ, более простой и дешевый, и третий - самый дешевый».

 

В Египте позднего периода бальзамирование и мумификацию продолжали использовать, но поспешность процедур сильно сказалась на их качестве. Численность населения возрастала, бедных становилось все больше, и бальзамировщикам приходилось использовать дешевые вещества: на смену соде и дорогим травам пришли смолы и битум (от персидского «мумия»!), который также называли «бальзамом мумии». Дошедшие до нас мумии, обработанные новым способом, черноватые и сочащиеся, ничем, кроме названия, не напоминают прежние! Были и еще более быстрые процедуры: тело просто ненадолго клали в огонь!

 

С приходом христианства сохранение тела утратило необходимость. Для новой религии после смерти важна была исключительно душа. И медленно, но верно, бальзамирование исчезло из культуры.

 

Неуважение к мумиям

 

В XIX и XX веке, в начале промышленной эпохи, для мумий настали тяжелые времена: американский промышленник Август Стэнвуд пришел к удивительному выводу, что из раздробленных в порошок мумий получается высококачественная оберточная бумага! Еще более печальный пример приводит американский писатель Марк Твен. В своем романе «Простаки за границей» он рассказывает о тяжком оскорблении, нанесенном мумиям некоторых из них использовали в качестве горючего для паровоза! Рассказчик слышит, как машинист кричит своему помощнику: «Чертовы плебеи, как они плохо горят! Передай мне фараона!» От таких слов невольно вздрогнет любой хранитель музея!



Еще материал по данной теме


Универсальные карты таро

Колода этих карт подойдёт и для тех, кто только постигает тайны таро, и тем, кто уже знаком с гаданиями на таких картах.

Энергетические вампиры. Методика распознавания и защиты

Книга построена по схеме: диагностика - анализ - лечение.

← все статьи