Последние язычники




Последние язычники

 

Вечное Господне чудо - неизменный порядок его провидения в гармониях Природы. Всяческое колдовство всегда есть нарушение и проявление вырождения творения. Стало быть, чудо божественное - это акт восстановления нарушенного порядка. Иисус, исцеляя одержимых, успокаивал их и возвращал к истинному состоянию; апостолы, прекратив экстазы пифий, положили конец ворожбе. Дух заблуждения есть дух волнения и мятежа; дух истины же приносит спокойствие и мир. Таково было цивилизующее влияние христианства в самом начале; но страсти, родственные возмущению, не сдаются без борьбы: умирающий политеизм черпал силы из Магии древних святилищ, таинствам Евангелия до сих пор противопоставляются элевсинские мистерии. Аполлония Тианского выдавали за аналоги Спасителя, и Филострат пытался создать легенду об этом. Потом пришел император Юлиан; он обожествил бы самого себя, если бы отправившее его на тот свет копье не нанесло также последнего удара по поклонению цезарям в принципе.

 

Насильственное возрождение умершей религии в таких формах было уродством в буквальном смысле слова, и Юлиан, пытавшийся это осуществить, был обречен погибнуть вместе с тем нежизнеспособным плодом, который он пытался принести в мир.

 

Несмотря на это, и Аполлоний и Юлиан были двумя незаурядными, даже великими личностями, и их история положила начало новой эпохе в анналах Магии. В этот период в ходу были аллегорические легенды. Учителя воплощали свое учение в самих себе; проводившие обряд посвящения учеников составляли притчи, в которых зашифровывались инициатические тайны. История Аполлония, по Филострату, слишком абсурдная, если воспринимать все буквально, наполняется смыслом, если ее символику проверить согласно данным науки. Это нечто вроде языческого евангелия, противоположного Евангелию христианскому. Это учение, хранящееся в глубокой тайне, и наша обязанность - восстановить и истолковать его.

 

В третьей книге Филострата, в первой главе, описывается Гифас, удивительная река, текущая по неким равнинам и теряющаяся в недоступных землях. Эта река символизирует магическое знание, простое в своих основных принципах, но сложное при попытках точного расчета последствий его применения. 

Следует отметить, что в Индии на самом деле есть река Гифас, которую традиционно принято считать границей, на которой остановился Александр Македонский. 

 

Филострат отмечает, что браки бесплодны, если не освящены бальзамом деревьев, растущих на отмелях Гифаса. Рыба этой реки посвящена Афродите; у нее голубые гребешки, многоцветная чешуя и золотой хвост. Кроме того, в реке водится животное, похожее на белого червя; сварив его, получают масло, которое можно держать только в стекле. Если это масло извлечь на воздух, оно вспыхнет, и тогда никто в мире не сможет погасить его.

 

На примере рыбы из Гифаса Аполлоний описывает конфигурацию Вселенной, которая является, как недавно показали гипнотические опыты, с одной стороны голубой, с другой - золотой, а посередине - многоцветной. Белый червь - это Астральный Свет, который превращается в масло, будучи конденсируем на огне треножника, и это масло - Универсальное Лекарство. Его можно содержать лишь в стекле, которое не проводит Астральный Свет. Эта тайна доступна лишь царю, то есть посвященному первой степени, потому что ему явно положено знать о силе, способной разрушать города.

 

В следующей главе Филострат рассказывает о единорогах и говорит, что кубок, сделанный из рога этого животного, является противоядием против любой отравы.

 

Единственный рог мифического существа символизирует единство иерархии; и снова Филострат добавляет, ссылаясь на Дамиса, что владение такими кубками - прерогатива царей. «Счастлив тот, кто не опьяняется ничем, кроме содержимого такого кубка», - говорит Аполлоний.

 

Дамис рассказывает также, что Аполлоний встретил женщину, белую от ног до груди, а выше груди - черную. Учеников такое чудо встревожило, но учитель протянул ей свою руку, потому что узнал ее. Он сказал им, что женщина эта - индийская Афродита, чьи цвета есть цвета быка Аписа, почитаемого египтянами. Эта женщина - магическая наука, белое тело которой суть проявленные формы, увенчанные черной головой, то есть такой высшей первопричиной, которая большинству людей неведома. Но ведома она была Филострату и Дамису, и именно в подобных аллегориях они сочли возможным передать учение Аполлония. Тайна Великого Делания содержится в главах с пятой по десятую третьей книги, где описывается символикой драконов, охраняющих вход во дворец мудрости. 

 

Есть три вида драконов, говорится там: драконы болотные, равнинные и горные. Гора есть Сера, болото - Ртуть, а равнина - Философская Соль. У равнинных драконов на спине гребни, как у рыбы-пилы, что соответствует кислым свойствам соли. Горные драконы покрыты золотой чешуей, и, когда они ползут, производимый при этом звук напоминает звон меди. В их головах имеется камень, с помощью которого можно производить любые чудеса. Драконы греются на берегах Красного моря, и их можно поймать с помощью красных одежд с вышитыми золотыми буквами - они кладут голову на волшебные буквы и засыпают, после чего их можно обезглавить топором. Как не распознать здесь Философский Камень? Далее под именем Цитадели Мудрости Филострат описывает Атанор как холм, окруженный туманом, но открытый с южной стороны.

В нем имеется колодец четырех шагов в ширину, откуда поднимается синий пар, тянущийся к солнцу и содержащий все цвета радуги. Дно этого колодца покрыто красным мышьяком. Возле него - бассейн, наполненный огнем, где колышется живое пламя без запаха и дыма, всегда вровень с краями бассейна. Там же есть и две цистерны из черного камня, одна из которых наполнена дождем, а другая - ветром. Дождевую цистерну открывали во время сильной засухи, и из нее выходили тучи и орошали всю страну. Куда уж яснее можно было описать тайный Философский Огонь и то, что называют Источником Марии! Из этого описания понятно, что древние алхимики в своем Великом Делании использовали энергию электричества, магнетизма и пара.

 

Затем Филострат рассказывает о самом Философском Камне, называя его то Камнем, то Светом:

«Невеждам не позволяют открыть его, ибо Камень исчезает, если не обращаться с ним в соответствии с процессами Искусства. Мудр лишь тот, кто посредством определенных словесных формул и ритуалов может достичь Пантарбы. Таково имя Камня, который ночью имеет вид огня, пламенеющего и сияющего, а днем ослепляет своим сверканием.

 

Этот свет есть тонкая материя, имеющая восхитительное свойство притягивать все, что оказывается поблизости».

Нельзя забывать, что символика Камня гораздо древнее, чем тот конкретный символ, который называют Философским Камнем или Алхимическим Камнем.

 

Вышеприведенное откровение, описывающее тайное учение Аполлония, показывает, что Философский Камень есть не что иное, как универсальный магнит, создаваемый Астральным Светом, сосредоточенным в едином центре. Это искусственный фосфор, содержащий концентрированные силы всего порождающего тепла, и множество касающихся его аллегорий и легенд являются свидетельствами его действительного существования.

 

Вся история Аполлония, как показал Филострат, следуя Дамису Ассирийцу, есть сплетение притч, содержащих учение великих посвященных. Теперь мы знаем, почему это так и почему в тексте этих притч можно найти тайны знаний иерофантов и, может быть, даже понять их.

 

Несмотря на все свои знания и на личные добродетели, Аполлоний не стал преемником в иерархической школе Магии. Источником его посвящения была Индия, где он пристрастился к вредоносным техникам браминов. Он открыто проповедовал бунт и цареубийство - это был великий ум на ложном пути. Фигура императора Юлиана кажется более поэтичной и прекрасной, чем фигура Аполлония; он поддерживал на троне всю строгость мудрости и надеялся перенести юный дух христианства в слабеющее тело эллинизма. Это был благородный маньяк, и вина его лишь в том, что слишком много внимания уделил он мифологии своей страны и образам своих родовых богов. Не в силах иначе противостоять действенному учению христианства, он стал использовать для своих целей Черную Магию, вслед за Ямвлихом и Максимом Эфесским. Но боги, которых он ожидал видеть юными и прекрасными, предстали перед ним холодными и бессильными, дрожащими перед светом и жизнью и готовыми бежать прочь от знака креста.

 

Судьба императора в точности соответствовала судьбе эллинизма; Галилеянин одержал верх. Юлиан умер как герой, а не богохульствуя против того, кто одолел его, как клеветали позже. Аммиан Марцеллин описывает его последние мгновения как уход из жизни воина и философа. Проклятия христианских священников долго витали над его могилой; но разве не прощал Спаситель, умеющий ценить благородные души, противников менее интересных и благородных, чем несчастный Юлиан?

 

После смерти этого императора Магия и идолопоклонство разделили одни и те же гонения. Именно в этот период появились те секретные союзы адептов, к которым гностики и манихеи тяготели в последующий период. Среди знаний, хранимых этими обществами, были вперемешку как заблуждения, так и истина, но все же они сумели передать под печатью страшной тайны как Великий Аркан древнего всемогущества, так и утраченные надежды вымерших колдунов и павших жрецов.



Еще материал по данной теме


Гадальные карты Таро

К набору прилагается инструкция, благодаря которой даже начинающий таролог без проблем разберётся в хитросплетениях судьбы.

Скандинавские руны (Любовные предсказания)

Гадальные руны «Любви» помогут вам в решении вопросов, касающихся отношений и сердечных дел. 

← все статьи