Поздние погребальные тексты




Поздние погребальные тексты

После Нового царства погребальные обряды активно развивались. «Книга мертвых» по-прежнему была распространена, но ее оформление изменилось, и были созданы другие тексты. 
  
Существуют большие погребальные сочинения («Тексты пирамид», «Тексты саркофагов», «Книга мертвых» и различные царские погребальные тексты Нового царства). Но сегодня мы обратимся к текстам Позднего и греко-римского периодов.
Когда и кто?
Третий переходный период Только царские гробницы Таниса, датирующиеся Третьим переходным периодом, позволяют судить о том, как погребали фараонов в эту эпоху.
Эти сложенные из камня склепы очень невелики; их стены украшены сценами подношений богам и изображениями божеств, защищавших Осириса.
Что же до египтян не царских кровей, то они по-прежнему использовали «Книгу мертвых».
   
В окрестностях Фив она пополнилась новыми текстами, так называемыми «дополнительными главами». Также использовался погребальный папирус, написанный в Новом царстве для правителей, «Книга Амдуат», часто в сокращенном виде.
В период правления XXI династии фиванских жрецов хоронили с «мифологическим» папирусом. Он содержал, главным образом, изображения, взятые из «Книги Амдуат», «Книги мертвых» и из «путеводителей по иному миру», текстов, подробно описывающих загробный мир.
Поздний период
 
Почти все царские гробницы этого периода разрушены, что не позволяет оценить, каким было их убранство.
В саисский период (XXVI династия) «Книга мертвых» была переделана и приобрела почти стандартизированное содержание в 165 главах.
Греко-римский период
Правителей из династии Птолемеев погребали в Александрии, городе Александра Македонского, однако их гробницы так и не были найдены.
Поэтому об использовании последних погребальных книг мы можем узнать, исследовав другие захоронения этого периода, не царские.
Известно, что последние погребальные сочинения были написаны в Фивах, городе, ставшем в греко-римский период центром религиозной мысли. Самый большой текст назывался «Книгой дыхания». Он состоял из двух «книг». Первую, по легенде, написала богиня Исида для своего брата и возлюбленного супруга Осириса. Текст принято датировать XXX династией. Создание второй части древние египтяне приписывали богу знаний Тоту; она датируется римской эпохой.
«Книга дыхания» давала умершему необходимый для существования воздух, позволяла ему путешествовать в мир живых, а также сохранить тело и имя, чтобы избежать второй смерти. Сокращенная версия второй книги была очень распространена в Древнем Египте. Она заканчивается упоминанием богини Нут, матери Осириса, которому уподоблялся каждый умерший: «Когда мать твоя произвела тебя на свет на этой земле, она провоз-гласила прекрасное имя, которое будет твоим: Осирис имя твое в Дуате, Повелитель жизни имя твое среди живых, Первый из Западных имя твое в Почетном зале, Великий бог имя твое во Дворце богов, Бог имя твое в святилищах, и имя твое будет длиться вечно!»
«Книга дыхания» имела куда более скромные размеры по сравнению с «Книгой мертвых» Нового царства и была написана на папирусе. Чаще всего использовалось иератическое письмо, реже - демотическое. Ее текст могли дополнять отрывки из «Книги мертвых» и даже из «Текстов пирамид».
В то же время в Стовратных Фивах и по всему Египту продолжала использоваться «Книга мертвых». Часто жрецы брали в последнее путешествие сразу несколько экземпляров религиозных текстов: «Книги мертвых», «Книги дыхания» или более редкого произведения - «Книги пути в вечность». Это последние погребальные тексты Древнего Египта эпохи фараонов.



Еще материал по данной теме


Гадальные карты Таро

К набору прилагается инструкция, благодаря которой даже начинающий таролог без проблем разберётся в хитросплетениях судьбы.

Карты таро в мешочке (Четки в комплекте)

В набор также входят четки, которые дополнят образ. Отлично подойдут в качестве подарка.

← все статьи