Погребальные ритуалы Египта




Погребальные ритуалы Египта

 

Смерть - это не конец всего, а переход. В момент смерти происходит разъединение души человека «ка» и его жизненной силы «ба». Чтобы они вновь слились для иной жизни, необходимо уберечь тело умершего от разложения.

 

Бальзамирование и мумификация позволяют это сделать. Но, чтобы обеспечить усопшему загробную жизнь, нужно еще кое-что. Его потомки должны думать о нем, произносить его имя, приносить ему пищу... Для этого и существуют погребальные ритуалы. Кроме того, их цель - защитить мертвых, у которых нет потомства и, следовательно, нет культа.

 

Погребальные ритуалы для загробной жизни

 

Участь умершего полностью зависит от живых. И только они могут позаботиться о том, чтобы поддержать «жизнь, оставшуюся в нем». Для начала тело бальзамируют, чтобы сохранить его. За этой процедурой следуют погребальные ритуалы, которые проходят во время и после церемонии погребения и обеспечивают покойному загробную жизнь. Его существование во многом связано с земным миром. Он должен есть, пить, работать и иметь рядом с собой все, что любил раньше. Его близкие должны навещать его, говорить о нем и произносить его имя. От общественного положения усопшего сильно зависит то, насколько роскошными и масштабными будут воздающиеся ему почести. Но неважно, богат он или беден, над ним нависает одна угроза - забвение. И погребальные ритуалы призваны защитить мертвых от этой опасности, которая с течением времени становится все ближе и неотвратимее.

 

На пути к гробнице

 

После долгих часов, проведенных в жилище усопшего, у смертного ложа, на котором покоилась мумия, родственники и друзья собирались в траурной процессии и несли тело к его последнему пристанищу. Молчание нарушали только жалобные возгласы плакальщиц. Эти женщины, которые рыдали, стенали и наносили себе удары, были профессиональными устроительницами траура. Их делом было причитать, тем самым разделяя и выражая горе семейства. Помимо саркофага, члены процессии несли погребальные вещи, необходимые для существования усопшего: мебель, вазы, посуду, инструменты, деревянные или фаянсовые фигурки слуг (шавабти или ушебти), сандалии, пищу... В Древнем Египте загробным миром считался Запад. Поэтому мертвых хоронили на западном берегу Нила. Те, кто жил на восточном, должны были, таким образом, пересечь реку. Прибыв к гробнице, близкие покойного прощались с ним. Саркофаг опускали в склеп. Если же умерший был человеком скромного достатка, погребение совершалось в песках, тела бедняков просто-напросто заворачивались в циновку. Справедливый бог Осирис сумеет распознать праведных и отдаст неимущим часть роскошных вещей из гробниц нечестных богачей!

 

Ритуал открытия рта

 

Эта церемония должна была дать умершему возможность обрести вечную жизнь. Египтяне верили: загробный мир во всем подобен земному, так что необходимо, чтобы покойный, потрясенный своей кончиной, вновь научился принимать пищу (и это первоочередная задача!). Открытие рта возвращало органам необходимую для их работы энергию. Эту символическую процедуру проводил при помощи маленького тесла жрец или же (что было предпочтительнее), сын покойного, если, конечно, он был. Тесло, инструмент плотника - это отсылка к созданию статуй, которые, бездыханные, были всего лишь пустыми подобиями живых существ. И как тесло придавало форму дереву, это ритуальное тесло сообщало мумифицированному телу новое дыхание для новой жизни.

 

Саркофаг: посмертный дом

 

Саркофаг был жилищем покойного. В период Древнего и Среднего царства саркофаги делали из дерева, в виде больших прямоугольных сундуков. Внутри и снаружи на стенки наносили изображения божеств, отрывки из «Книги мертвых» и самое главное - дверь и глаз, которые позволяли умершему приходить и уходить, когда угодно. В Новом Царстве саркофаг стал антропоморфным, повторяющим форму человеческого тела. И чем богаче был покойный, тем больше было число гробов, ставившихся один в другой. Чтобы извлечь на свет мумию Тутанхамона, исследователям пришлось открыть один за другим четыре сундука, резной ясеневый саркофаг и, наконец, три гроба в форме человеческого тела (один из них был золотым). Это настоящий рекорд! Более бедным приходилось довольствоваться несколькими досками или же большим керамическим сосудом. Каждому свое место, даже в загробном мире!

Чтобы ни в чем не знать нужды за порогом!

 

Поскольку загробная жизнь во многом напоминала обычную, пропитание оставалось первостепенной задачей. У покойного не должно быть недостатка ни в какой пище. Кувшины с вином и пивом, хлеб и пироги, соленое мясо и многие другие кушанья отправлялись вместе с ним в гробницу или могилу. Усопший будет ими насыщаться при помощи магии.

 

На его потомках лежала забота об обновлении запасов пищи. И если в случае с ближайшими родственниками это довольно легко было обеспечить, все усложнялось по мере того, как сменялись поколения. В первые годы вокруг гробницы кипела деятельность, но мало-помалу последнее пристанище окутывала тишина и наступало забвение. Это было неизбежностью даже в Древнем Египте, жителей которого больше интересовал потусторонний мир, нежели земной.

 

Погребальные учреждения

 

Так появились погребальные учреждения, своего рода сельскохозяйственные кооперативы при покойном, которые своим производством и доходами обеспечивали продуктами самого усопшего, а также жреца при гробнице. Разумеется, фараоны активно пользовались этой системой, например, возводя огромные погребальные храмы. Сельскохозяйственные кооперативы при них питали фараона. Но почти постоянный избыток продуктов позволял насытить значительно большее число мертвых. Таким образом, фараон, владыка людей и земель, обеспечивал своих подданных пищей не только при жизни, но даже и после смерти. Об этом свидетельствуют многочисленные надписи в захоронениях: «Дары, которые мне вручил царь...» Умершие никогда не упускали случай напомнить живым об их обязанностях посредством бросающихся в глаза надписей на стенах гробниц.

 

Порой все требования ограничивались простым перечислением подношений! Конечно, похвально быть скромным, но достаточно ли этого перечисления, чтобы насытить покойного? Некоторые умершие не были, по-видимому, в этом убеждены. Среди них был и Хентика (VI династия), написавший в своей гробнице-мастабе: «Все люди, что пройдут перед этой могилой, принесите мне подношение: хлеб, пиво, воду и то, что имеете, а если вы ничего не имеете, совершите жест дарения и произнесите следующее: тысяча шариков ладана и ваз с благовониями, тысяча штук ткани и гусей, и голубей, тысяча приятных вещей любого рода - свежих фруктов, птиц, быков, ориксов (диких копытных с длинными рогами), задние четверти туши (считавшиеся вместилищем жизненной силы)»...

 

Воображаемые дары

 

Духовенство Древнего Египта прекрасно осознавало, что рано или поздно все покойные умрут, и на сей раз - от голода.

 

Поэтому жрецы, придумавшие погребальные ритуалы, предложили, чтобы сразу после «открытия рта» люди переходили к последовательному перечислению всех продуктов, которые могут потребоваться усопшему в загробном мире. Получались своего рода воображаемые запасы, и здесь в них не было недостатка! Судите сами: «Я вручаю тебе тысячу хлебов, тысячу кувшинов с пивом, тысячу быков, тысячу птиц, тысячу льняных полотен, тысячу набедренных повязок, тысячу газелей, тысячу антилоп, тысячу голов рогатого скота, тысячу голов мелкого скота, тысячу гусей.. Тысячу журавлей, тысячу голубей, тысячу кусков мяса, разделанного на небесной бойне, тысячу хлебов, испеченных при дворе, тысячу мер ладана, тысячу горшков масла, тысячу кувшинов свежей воды, тысячу божественных даров, тысячу отборных кусков с жертвенного стола, тысячу отборных кусков мяса, тысячу жертвенных букетов, тысячу мер продовольствия, тысячу от всех благих и чистых вещей, тысячу от всех благих, приятных и дважды чистых вещей для твоего ка». Перечисляли все, что только можно, и покойный, даже забытый близкими, мог быть счастлив!

 

Жертвенные стелы или меню

 

Как говорится, если хочешь сделать что-то хорошо - сделай сам! Поэтому, чтобы ни в чем не знать нужды, необходимо еще при жизни распорядиться о росписях, надписях или даже скульптурах в гробнице, передать свои пожелания касательно съестных припасов и их количества. В Древнем Египте существовали специальные стелы, станрвившиеся волшебными кладовыми, - жертвенные. На них изображали покойного, сидящего перед накрытым столом, уставленным кушаньями, и рядом помещали список с точным указанием необходимого количества пищи: подносов с хлебом, кувшинов пива, говяжьих окороков и птиц... Магические силы позволяли покойному получать из этого списка все необходимое на каждый день.

 

Судия Осирис

 

Взвешивая душу, Осирис оценивал соотношение между добродетелями и грехами человека. Если первые преобладали, умерший обретал новую жизнь. Если же, наоборот, грехи оказывались более тяжелыми, покойного ожидала вторая смерть, на этот раз - окончательная. «Всякий человек имеет загробную жизнь, и его деяния свидетельствуют за него. Бытие в потустороннем мире длится вечность и ... тот кто вступит в него, навсегда уподобится богам». 

 

Загробная жизнь

 

Забальзамированного тела и подношений, наполнявших гробницу, было недостаточно для вечной жизни. Умерший должен был сначала предстать перед судом Осириса, бога, правившего загробным миром.

 

Если приговор был благоприятным, покойный получал надел во владениях Осириса (в полях Иалу). И тогда многие возвращались к своим прежним занятиям - возделыванию земли. Печальная перспектива! Чтобы покойный избежал этой участи, с ним отправлялись многочисленные шавабти или ушебти, призванные заменить его в новых повседневных обязанностях. Эти маленькие статуэтки изготавливались из бронзы, дерева или же из обожженной и покрытой эмалью глины. Они изображали мумифицированного умершего, держащего в скрещенных руках две мотыги. На ушебти писали имя умершего и магические тексты, которые входили в шестую главу «Книги мертвых». Вот пример надписи на одной из таких фигурок: «О ушебти! Если повелят Осирису выполнить любую работу, которую следует выполнять в загробном мире, - смотри, будь начеку, чтобы выполнять то, что положено человеку там. "Вот я!" - да ответишь ты, когда позовут тебя. Ищи момент всякий, чтобы трудиться, чтобы вспахивать поля, наполнять каналы водой, перетаскивать песок с востока на запад. И снова говори слова эти: "Вот я!", когда позовут тебя».

 

Ночные плаванья

 

Но чем же еще, кроме поглощения пищи и обработки земли был занят покойный после суда Осириса? Египтяне долго не могли прийти к соглашению в этом вопросе. Наконец, в период Нового царства все наиболее распространенные верования были умело объединены: в течение дня умерший оставался в своей могиле, хотя его ба могло иногда посещать живых. С наступлением сумерек он садился в солнечную ладью и сопровождал Ра в его ночном путешествии. Утром, когда солнце появлялось над горизонтом, покойный возвращался в могилу, где вкушал пищу и отдыхал до вечера.

 

Культ памяти

 

И наконец, для того чтобы покойный обрел новую жизнь в загробном мире, было необходимо еще одно условие. В память о нем должны совершаться культовые действия. На могилах некрополей, где хоронили сотни людей более или менее скромного достатка, всегда раздавались голоса и звучали песнопения в честь усопших. Это было задачей родственников и жрецов. Как ни парадоксально, именно в некрополях кипела жизнь. Люди собирались на могилах бедняков и в погребальных часовнях при богатых гробницах. Здесь, в нише (сердабе) стояла скрытая от взгляда посетителей статуя умершего. Покойный мог созерцать вошедших сквозь потайную щель, прорезанную в стене. Все посетители были желанны: мертвые обожают гостей! Мы уже отметили, что по мере того как сменялись поколения, культов умерших становилось все больше.

 

Гробницу посещали все реже и реже, и наступал день, когда не приходил никто. Так многих умерших покрывала пелена забвения. Мы упоминали об этой проблеме в разделе, посвященном пище, она возникала также и при увековечивании имени покойного.

 

Молитва против забвения

 

В «Книге мертвых» заключался ритуал, который проводили во время погребальных церемоний, с молитвой, сохранявшей навсегда имя умершего. Ведь это имя, как и земное тело, имело свою жизнь. Оно было неотъемлемой частью личности, неразрывно связанное с ка и ба. И подобно последним, имя было хрупким и уязвимым. Обряды для умершего, должны были совершать во имя его. В противном случае, все будет безрезультатно. Необходимо называть покойного по имени. И если наследники по небрежности или из неблагодарности не выполняли эту важнейшую для усопшего миссию, его ждала вторая смерть! Поэтому мертвые уносили с собой в могилу записанную молитву, которая прославляла их имена и уподобляла их богам. И поскольку каждый бог египетского пантеона получал в своем храме подношения, покойный, остававшийся в одиночестве в своей гробнице (или же трудившийся на полях Иалу), магическим образом оказывался связан с его культом. А уж боги не будут забыты! Можно больше не бояться небрежения потомства! Так египтяне древности сумели найти решение проблем во множестве ритуалов. «Да будет имя мое бессмертно в Фивах и номах во веки веков».

 

Погребальные храмы фараонов

 

Фараоны, как и простые смертные, страшились забвения. Поэтому по их приказам возводились «дворцы миллионов лет». Эти божественные храмы гарантировали правителям вечную память. Рамсес III воздвиг для себя роскошное сооружение в Мединет-Абу. Оно очень похоже на храм одного из богов! Ведь фараон и есть бог... Рамсес II построил еще более грандиозный Рамессеум. А царица Хатшепсут распорядилась возвести у величественного подножия фиванской горы огромный храм, частично вырубленный в скале. Целый легион жрецов и садовников следил за этим комплексом и его полями. Роскошное здание среди песков пустыни украшали цветущие деревья, сады и клумбы со множеством сфинксов и статуй. Отметим, что во всех этих храмах обязательно был «зад ладьи». Без этой ладьи фараон, солнце Египта, не мог, подобно богу Ра, совершать свое ночное путешествие в царство Осириса. 



Еще материал по данной теме


Гадальные карты Таро

К набору прилагается инструкция, благодаря которой даже начинающий таролог без проблем разберётся в хитросплетениях судьбы.

← все статьи