Пять периодических элементов




Пять периодических элементов

 

Теория, выработанная школой натуралистов (букв.: школа Инь-Ян), по первому впечатлению выглядит поистине элементарной: в основе всего сущего лежат Пять элементов, т. е. вода, огонь, дерево, металл и земля. Казалось бы, перед нами столь известная у многих народов мира попытка классифицировать многообразие окружающего мира и свести его к элементарным сущностям, или частицам. Однако в китайском варианте такое объяснение по меньшей мере недостаточно.

 

Привычный перевод «Пять элементов» весьма условен: в оригинале значится у син, т. е. "пять", но не элементов, а «стихий», «фаз», «парадигм» или «периодов» (перевод, вынесенный в заглавие,- компромиссный вариант, предлагаемый нами). Теория пяти периодических элементов связана с категорией Инь-Ян не только происхождением, но и концептуально; каждый из элементов обозначает или фиксирует фазу или период бесконечного циклического взаимодействия сил Инь-Ян:

 

Дерево - меньший, зарождающийся Ян

Огонь - больший, зрелый Ян

Земля - гармония, равноденствие, баланс Инь-Ян

Металл - меньший, зарождающийся Инь

Вода - большой, зрелый Инь

 

Таким образом, свойство элемента не проявляется вне взаимодействия с другими элементами или вне взаимозависимости, запечатленной в порядке перечисления. Таких порядков в китайской истории отмечено три:

 

1. Космогонический ВОДМЗ

Впервые отмечен в «Гуань-цзы» (см. подробнее далее); вода как главенствующая субстанция проходит через всю историю Китая.

 

2. Взаимопроизводящий ДО3МВ

Порядок, при котором Пять элементов производят друг друга: Д, употребляемое в качестве топлива, производит О; О, производя золу, образует 3; 3, содержащая металлические руды, производит М; М в форме металлического зеркала (или плавясь) производит В; В в древесине производит Д.

 

Совпадает с чередой сезонов: Д (весна) О (лето) М (осень) В (зима); иногда под знаком земли обозначают шестой месяц. По взаимопроизводящему порядку выстроены ассоциативно-корреля-тивные ряды, структурирующие все без исключения традиционные науки и практики.

 

3. Взаимопреодолевающий ДМОВ3

Д (соха или лопата) подавляет З; М режет и обрабатывает Д; О плавит М; В гасит М; З останавливает В.

 

Порядок, изобретенный школой натуралистов, активно используется при обосновании смен династий и политических прогнозах.

 

Главная же функция Пяти периодических элементов - функция универсального классификатора, пронизывающего и структурирующего всю систему традиционных наук и практик. Однако для адекватного понимания этой функции Пяти периодических элементов необходимо отчетливо уяснить себе еще один базовый принцип китайского оккультизма.



Еще материал по данной теме


← все статьи