-
31.07.2018
Под склоном Кленовой горы разлилось большое озеро с прозрачной и холодной водой. Здешние места необычайно красивы и безлюдны, ведь озеро Конан-Ер местные жители предпочитают обходить стороной.
-
20.04.2017
"Экстрасенс увидел марсиан" из материалов ЦРУ
На сайте ЦРУ среди рассекреченных в последние годы материалов есть один загадочный документ. Он представлен под странным заголовком «Исследование Марса: 22 мая 1984 года».
-
19.04.2017
Предсказавший победу Трампа экстрасенс сообщил, когда начнется Третья мировая
По его мнению, «крайне взрывоопасный» период продержится до октября 2017 года
-
23.01.2017
Ученые открыли новый способ лечения аутизма
Ученые предупреждают, что самовольная пересадка бактерий может привести к нежелательным последствиям.
-
12.01.2017
Каким будет 2017-й для представителей разных знаков зодиака
Каким будет 2017-й для представителей разных знаков зодиака.
- архив новостей →
Пять периодических элементов
Пять периодических элементов
Теория, выработанная школой натуралистов (букв.: школа Инь-Ян), по первому впечатлению выглядит поистине элементарной: в основе всего сущего лежат Пять элементов, т. е. вода, огонь, дерево, металл и земля. Казалось бы, перед нами столь известная у многих народов мира попытка классифицировать многообразие окружающего мира и свести его к элементарным сущностям, или частицам. Однако в китайском варианте такое объяснение по меньшей мере недостаточно.
Привычный перевод «Пять элементов» весьма условен: в оригинале значится у син, т. е. "пять", но не элементов, а «стихий», «фаз», «парадигм» или «периодов» (перевод, вынесенный в заглавие,- компромиссный вариант, предлагаемый нами). Теория пяти периодических элементов связана с категорией Инь-Ян не только происхождением, но и концептуально; каждый из элементов обозначает или фиксирует фазу или период бесконечного циклического взаимодействия сил Инь-Ян:
Дерево - меньший, зарождающийся Ян
Огонь - больший, зрелый Ян
Земля - гармония, равноденствие, баланс Инь-Ян
Металл - меньший, зарождающийся Инь
Вода - большой, зрелый Инь
Таким образом, свойство элемента не проявляется вне взаимодействия с другими элементами или вне взаимозависимости, запечатленной в порядке перечисления. Таких порядков в китайской истории отмечено три:
1. Космогонический ВОДМЗ
Впервые отмечен в «Гуань-цзы» (см. подробнее далее); вода как главенствующая субстанция проходит через всю историю Китая.
2. Взаимопроизводящий ДО3МВ
Порядок, при котором Пять элементов производят друг друга: Д, употребляемое в качестве топлива, производит О; О, производя золу, образует 3; 3, содержащая металлические руды, производит М; М в форме металлического зеркала (или плавясь) производит В; В в древесине производит Д.
Совпадает с чередой сезонов: Д (весна) О (лето) М (осень) В (зима); иногда под знаком земли обозначают шестой месяц. По взаимопроизводящему порядку выстроены ассоциативно-корреля-тивные ряды, структурирующие все без исключения традиционные науки и практики.
3. Взаимопреодолевающий ДМОВ3
Д (соха или лопата) подавляет З; М режет и обрабатывает Д; О плавит М; В гасит М; З останавливает В.
Порядок, изобретенный школой натуралистов, активно используется при обосновании смен династий и политических прогнозах.
Главная же функция Пяти периодических элементов - функция универсального классификатора, пронизывающего и структурирующего всю систему традиционных наук и практик. Однако для адекватного понимания этой функции Пяти периодических элементов необходимо отчетливо уяснить себе еще один базовый принцип китайского оккультизма.
Еще материал по данной теме