Парадоксы совершенства




Парадоксы совершенства

 

1 Результатом сосуществования в языке двух понятий совершенства, узкого (научного) и более широкого - понятия разговорной речи, явились различные парадоксы. Один из них звучит так: наивысшим совершенством является несовершенство. Этот парадокс обнаружен в работе Дж. Ванини, философа XVII в., который ссылается на своего предшественника из XVI в. Ж. Скалигера, а этот последний в свою очередь ссылается на древнегреческого философа Эмпедокла. Как Эмпедокл, так и оба итальянских философа понимали, что если бы мир был совершенным, то его нельзя было бы улучшать, а тем самым не было бы подлинного  совершенства, ибо оно предполагает прогресс. А следовательно, «мир совершенен благодаря своему несовершенству».

 

Подлинное совершенство состоит в непрерывном улучшении, постоянном дополнении, обогащении, появлении новых объектов, качеств, ценностей. Если бы мир был так совершенен, что в нем не оставалось бы места для нового, то он не имел бы наивысшего совершенства: если бы мир был совершенным, то он не был бы совершенным. А. Новицкий пишет: «Для Аристотеля «совершенный» - «законченный» («ни прибавить, ни убавить»). Для Эмпедокла - как это излагал Ванини - совершенство основано на неоконченности, поскольку она включает возможность развития и обогащения новыми качествами; это связано с эстетикой барокко ... совершенство произведений искусства состоит в побуждении зрителя или слушателя к активности, к дополнению произведения усилиями разума и воображения».

 

Правда, этот парадокс трудно обнаружить во фрагментах уцелевших произведений Эмпедокла; но так или иначе он имеет долгую историю и, вероятно, был провозглашен в эпоху Возрождения. Парадокс возникает из-за двойственности понятия «совершенство»: в узком значении оно означает то, что имеет все достоинства, а в широком - то, что имеет большие достоинства, большие по сравнению с другими.

 

Таким образом, Скалигер и Ванини большим достоинством мира считают отсутствие у него всех достоинств, ибо тогда он может улучшаться в своем развитии, совершенствоваться. Существуют недостатки, но важна перспектива на улучшение. При этом то, что совершенно в широком значении слова, не является им в узком значении, но также то, что совершенно в узком понимании, не является таковым в широком понимании. Так можно решить парадокс Эмпедокла - Ванини.

 

2 Следует отметить, что на подобный парадокс (не называя его парадоксом) указал также Декарт. «Нельзя возражать против того,- писал он в «Размышлении о первой философии...»,- что наибольшее совершенство господствовало бы в мире тогда, когда отдельные его части были бы свободны от недостатков, а другие - нет, чем если бы все были абсолютно подобны». На что Гассенди ответил: «Это звучит так же, как если бы кто-то сказал, что наиболее совершенной является республика, когда в ней некоторые граждане плохие, чем когда все хорошие.[...]. И как не следует желать, чтобы некоторые граждане были плохими для того, чтобы оттенить хороших, точно так же, по-видимому, не следует желать, чтобы некоторые части мира были осуждены на недостатки для того, чтобы лучше оттенять те, которые могли бы быть свободными [от недостатков]». .(«Objectiones ad meditationes Cartesii», V.) Другой парадокс был сформулирован еще Августином Блаженным: «Совершенство есть знание человека о своем несовершенстве».

 

В разных версиях и вариантах этот парадокс многократно повторялся. В XVII в. Ф. Фенелон писал: «Доказательством совершенства является отсутствие претензии на то, чтобы быть совершенным». А другие утверждали, что наиболее убедительное проявление нашего совершенства - это «открытое признание нашего несовершенства».

 

Этот парадокс можно решить следующим образом: осознание нашего несовершенства (в узком смысле) является подлинным совершенством (в широком смысле); или: осознание абсолютного несовершенства вещей является относительным совершенством; или: можно только более или менее приблизиться к идеалу совершенства, но нельзя его достичь; его не достигает ни человек, ни природа.

 

Иногда совершенство понимается как идеал, предел надежд и мечтаний, предельное понятие, идеальная конструкция, недостижимое состояние, но в то же время и как реальное приближение к идеальному состоянию. Идеальное совершенство является понятием комплексным, если можно так сказать: оно означает не какое-то отдельное достоинство, даже и в максимальном размере, но совокупность достоинств, их множество, гармонию между ними, положительный баланс жизни.

 

Наши самые общие идеалы - мудреца и гения, полноты и гармонии жизни - концентрируются в идеале совершенства. Он представляет собой позитивный критерий жизни «а основе объективных ценностей. Люди же мечтают о другом аналогичном идеале, также позитивном критерии жизни, но на субъективной основе: это идеал счастья. Совершенным будет тот, кто располагает всеми достоинствами, а счастливым тот, кто полностью доволен жизнью. Оба они - идеалы, которыми измеряется действительная жизнь. Однако всегда сохраняется различие между идеалом и жизнью. Как гласит французская поговорка: «Человек страдает, но верит в счастье, оступается, но верит в совершенство».

 

Следующий парадокс совершенства возникает тогда, когда это понятие употребляется в значении высокой оценки, высшей похвалы. Парменид называл совершенным космос, Декарт видел в совершенстве главное определение бога; учебники этики называли совершенными великих и знаменитых людей; историки искусства если и говорили о совершенных произведениях, то имели в виду классику. И в то же время, как пишет Фосс: «Чем более ограниченной является цель предмета, тем быстрее можно ожидать, что будет достигнуто совершенство. Поэтому совершенство есть то, с чем мы встречаемся в простых случаях, в повседневной жизни». Людям узкой специализации, с ограниченным полем деятельности легче достичь совершенства. Более того, продолжает Фосс, собственно только «подсознательная инстинктивная необходимость благодаря своей точности и надежности является совершенной». Конечно, многие простые вещи совершенны в своем роде - какой-нибудь ключ от лифта, штопор и т.п.

 

Парадокс заключается здесь в том, что понятие совершенства сопряжено в нашем языке и сознании с тем, что является наилучшим и наивысшим. А также в том, что философов интересует совершенство не ключа от лифта, а совершенство мира, людей, дел.

 

«Совершенство» - термин, употребляемый во многих сферах: от различных наук до повседневной жизни. О совершенстве говорят в математике, физике, химии; иногда в науках о природе, например о совершенных кристаллах, о совершенном тюльпане. В общественной сфере скорее политические деятели, а не ученые писали о совершенном состоянии общества, воображая, что они способны организовать мир совершенным образом; поэтому термин «совершенство» обычно не употребляется в общественных науках. С помощью техники налажено производство совершенных предметов - машин, аппаратов, лекарств, совершенных средств связи, транспорта или продуктов питания. Дискуссии же по проблеме совершенства - сфера деятельности философии, различных ее дисциплин. Ниже будут рассмотрены понятие и теория совершенства в этике, эстетике, онтологии, теологии1.  

 

В теории познания этот термин вообще не употребляется, так как его успешно заменяют другие термины, прежде всего «истина» и «познание». Если истина не является совершенной, она не истина, а в лучшем случае правдоподобие. Если познание не является совершенным, то оно есть допущение, мнение, а не познание. И только в широком понимании слова познание трактуется как неполная индукция или научные гипотезы: это скорее средства, облегчающие и дополняющие познание. В древности прослеживается целая плеяда фанатиков совершенного познания - от Парменида до Платона; все, кроме совершенного познания, понимаемого чисто рационалистически, было для них мнением, если не заблуждением. В новое время известным искателем совершенной истины был Декарт, а также Спиноза в своем геометрическом методе.

 

Итак, существовали две сферы совершенного познания: самоочевидности рационалистов и факты эмпириков. Их объединил Юм: либо утверждения, касающиеся величин и чисел, либо факты; все остальное - это только «фикции и иллюзии». В еще большей степени попытки ограничить познание совершенным познанием свойственны современной философии.

 

Главный парадокс совершенства - что несовершенство является совершенством - по-видимому, может относиться только к человечеству. Между тем mutatis mutandis он появляется также в сфере материальной, технической, и именно в современную эпоху. Научно-технический опыт подтверждает, что в некоторых случаях несовершенство строения материи служит причиной совершенства техники. Нерегулярность кристаллов-проводников (то есть их определенное несовершенство) является условием создания высокочувствительных (в определенном смысле совершенных) технических приборов. Технология получения полупроводников состоит в конечном счете во введении в полупроводниковые кристаллы некоторых разрушений, то есть несовершенств. Решение этого парадокса лежит в различении двух понятий совершенства: в смысле регулярности и в смысле полезности. В технике несовершенство является совершенством в том смысле, что нерегулярность - полезна.



Еще материал по данной теме


Классические гадальные руны

В комплекте к набору вы найдёте полное толкование рун, а также различные способы раскладов этих уникальных знаков. 

Универсальные карты таро

Колода этих карт подойдёт и для тех, кто только постигает тайны таро, и тем, кто уже знаком с гаданиями на таких картах.

← все статьи