Орудия писца Египта




Орудия писца Египта

 

Поза писца, сидящего на циновке со скрещенными ногами, читающего или пишущего на папирусе, сразу позволяет определить его занятие и общественный статус. Если писарь изображается стоящим, то при нем всегда есть палитра - символ его должности. Эта палитра висит у него на плече или у пояса. Сегодня мы расскажем вам о тех предметах, которые каждый писарь всегда носил с собой.

 

Начнем с палетки, своеобразной палитры, - чернильницы писаря. В эпоху Древнего царства она чаще всего была изготовлена из камня и имела прямоугольную форму. На ее поверхности были выдолблены два углубления, в которых писарь разводил порошки черных и красных чернил. Через небольшую дырочку палитра скреплялась с другими его орудиями - футляром для каламов и сосудом с водой; все вместе они составляли иероглиф, имеющий два значения: «писать» (действие) и «тот, кто пишет, писец» (действующее лицо). Позднее, в Новом царстве, палетка стала похожа на очень узкий и вытянутый пенал. Теперь она чаще всего была деревянной, несколько реже - из слоновой кости (дорогое изделие, обычно принадлежавшее самому царю или другим важным особам). В двух маленьких углублениях, сделанных в верхней части такой палетки, находились черные и красные чернила. Палитра художника отличалась от палетки писца только количеством углублений с красками и напоминала коробочку с акварельными красками. В центре палетки в специальном желобке лежали каламы.

 

Чернила в те времена были сухими порошками. Они состояли из природных красителей, смешанных с аравийской камедью (разновидностью природной смолы). Черный цвет получался из черной сажи, красный - из красной охры или гематита, богатых оксидами железа. Красными чернилами, как правило, выводили заголовки разных частей текста или даже записывали числа в некоторых учетных папирусах. Художники, работавшие на папирусе, использовали более разнообразную палитру красок (белая, желтая, оранжевая, синяя, зеленая, розовая и др.). Чтобы подготовить краску к использованию, писарь растирал кусочки в ступке при помощи пестика; оставалось только добавить пару капель воды - и получались великолепные жидкие чернила.

Калам, орудие письма

 

Для письма писари использовали калам, тонкий стебель тростника, один из концов которого размягчали и расщепляли, так что получилась своего рода кисточка. Достаточно обмакнуть калам в чернила - и можно начинать писать на папирусе. Стоит отметить, что папирус в древности был самым ценным писчим материалом, его не следовало расходовать впустую. Его изготавливали из одноименного растения - папируса. Для этого сердцевину стебля разрезали на длинные полоски, которые сначала выкладывали параллельно и внахлест, а потом - поперек первого слоя. После этого папирус отбивали, и получался лист около 50 сантиметров в длину и 16-20 сантиметров в высоту; при высушивании он белел. Свиток папируса изготавливали, склеивая несколько листов; в длину он обычно составлял от 1,5 до 2 метров. Длина самого большого из известных нам свитков - 42 метра («Папирус Харриса I»). Если же писарю был нужен небольшой кусочек папируса, он отрезал его от свитка специальным ножом из меди или бронзы, очень похожим на современный нож для бумаги. Для менее важных текстов писарь использовал остраконы - осколки известняка или глиняные черепки с достаточно большой гладкой поверхностью.

 

Все эти писчие материалы каждый писарь хранил в маленьком деревянном сундучке, который он всегда носил с собой и на который мог опираться во время работы. Оставалось только устроиться поудобнее, обмакнуть калам в сосуд с водой, пролить несколько капель на землю, вознося хвалу богу Тоту, покровителю всех писарей, и можно было браться за дело.



Еще материал по данной теме


Классические гадальные руны

В комплекте к набору вы найдёте полное толкование рун, а также различные способы раскладов этих уникальных знаков. 

Карты таро в мешочке

Карты Таро – это быстрый путь к ответам на волнующие вопросы.

← все статьи