Школа и обучение в древнем Египте




Школа и обучение в древнем Египте

 

Немногие египетские дети ходили в школу. В расписании у этих счастливчиков были чтение, письмо, математика... Воспитывали их в строгости, обучая повиноваться вышестоящим, владеть собой и уважать установленный порядок вещей. Цель - стать идеальным чиновником на службе общества.

 

Знай, нет другого такого занятия, при котором не приходилось бы подчиняться; только ученому все подчиняются». Для древних египтян знания были самой большой ценностью на земле. Стяжать мудрость значило приобрести «сокровище на всю жизнь». Ведь мудрец, владеющий знаниями, приносит огромную пользу обществу. Более того, чем бы он ни занимался - копированием текстов, преподаванием, лекарским делом или отправлением религиозных обрядов, - он имеет немалую власть над людьми.

 

Разные виды обучения

 

Хотя обычно цель образовательного процесса была одна и та же - подготовить ребенка к работе в бюрократическом аппарате государства или передать ему ремесленные навыки, - существовало несколько видов обучения. Дети фараона, а также некоторые избранные представители господствующего класса получали образование во дворце, где у них были свои наставники. Но чаще всего знания передавались от отца к сыну. «Каменная статуя - вот что такое этот маленький глупец, которого не наставлял его отец»! Затем будущие чиновники или ремесленники становились подмастерьями. Девочки получали образование очень редко. Обычно они оставались неграмотными и помогали матери по хозяйству. Только в эпоху Среднего царства в Египте появилась новая форма образования, когда для обучения стали объединять детей одного возраста. Создание государственных школ для мальчиков было продиктовано необходимостью подготовить как можно большее число писарей- чиновников. Они были необходимы, для того чтобы восстановить государственный аппарат. Выпускники этих новых школ становились государственными служащими или жрецами. Эти школы, зависевшие от администрации и храмов, располагались в Домах Жизни. Дома Жизни, мастерские писарей, были настоящими центрами религиозной культуры; при них имелись большие библиотеки, где писари и их ученики неустанно переписывали рукописи.

 

«Ономастикон аменемопе» или энциклопедия знаний

 

В древнеегипетском образовании не было места абстрактным понятиям, целью было вдолбить ученику в голову существующие знания и навыки. Египтяне очень любили составлять списки всего на свете. Среди текстов, которые без конца и без устали переписывали ученики старших классов, был и так называемый «Ономастикон Аменемопе», начинавшийся следующими словами: «Начало учения для очищения разума, для наставления невежд и понимания всего сущего - того, что сотворил Птах, а Тот записал; неба со всеми созвездиями; земли со всем, что есть на ней; того, что изрыгают горы; того, что затопляют воды, и всего, на чем пребывает Ра; всего, что растет на земле - что постиг писарь божественной книги в доме Жизни, Аменемопе, сын Аменемопе...»  Затем следует список понятий, классифицированных по темам. Можно сказать, что эта книга - предшественница современных энциклопедий!

 

Суровая школа

 

Хотя, как мы уже говорили, лишь немногие дети в Древнем Египте посещали школы, среди них было немало выходцев из небогатых семей. Обучение длилось целых четыре года, и за этот срок ребенок осваивал чтение, письмо и счет; кроме того, в школе ему прививались этические основы общества фараонов. Самостоятельным рассуждениям в образовательном процессе места не было. Школяры усаживались прямо на землю по росту, и учителя передавали им знания и опыт предков. «Подражай отцу своему и предкам своим. Слова их записаны в книгах, открой же их, читай и старайся сделать своим это знание, потому что мудрость дается тебе, освобожденная от всего лишнего». В другом тексте воспитание ребенка сравнивается с укрощением лошади, которую понукают палкой. Словом, обучение было долгим и скучным, к тому же школяров держали в ежовых рукавицах. «Если однажды ты совершишь хоть малейшую оплошность, ты будешь бит.

 

Уши мальчика у него на спине, нужно бить его, чтобы он услышал». Действительно, телесные наказания не были редкостью в школах Древнего Египта... Наставники учили детей быть скромными и послушными, владеть собой и не нарушать существующий порядок вещей, чтобы стать идеальными чиновниками на службе общества.

 

В программе письмо и чтение...

 

Первым делом в древнеегипетских школах учили иератическому письму, для чего дети бесконечно переписывали тексты. Напомним, что иератические знаки использовались для письма на остраконах, осколках известняка и черепках, поскольку папирус был слишком дорог, чтобы служить «рабочей тетрадью»! Ученик переписывал классические произведения литературы, часто не вполне понимая, о чем в них говорится. Но содержание никого не волновало. Главное - выучить правильное написание слов. Диктанты и пересказы тоже были распространенными упражнениями. Хрестоматии с образцами писем и отчетов использовались для практических упражнений. Среди текстов некоторые убеждали учеников в том, что ремесло писаря - лучшее из всех, другие же стимулировали их прилежность. В одном из произведений, известном под названием «Сатира на ремесла», утверждается: «Говорю тебе о каменщике - он презираем настолько, что и не выразить словами, он живет в комнате площадью десять на шесть локтей. Дела у сапожника идут плохо, он постоянно побирается. Ему приходится жевать кожу. Прачка стирает на берегу реки рядом с крокодилом...» Или еще: «Писарь, забудь праздность, тебя быстро заставят гнуть спину; не предавайся удовольствиям, или будешь бит. Пиши рукой своей, читай устами своими...»

 

Остраконы

 

Папирус был дорогим материалом, так что его могли использовать только опытные писари. Черновики и упражнения записывались на менее «благородной» основе: черепках или осколках известняка. «Остраконами» называют также всетексты, записанные на таких черепках; их использование восходит к эпохе Древнего царства и отмечается вплоть до арабской эпохи. Многочисленные остраконы, обнаруженные археологами, - служат источником самых разных сведений. Копии литературных произведений, счета и письма... Многие из них - это школьные упражнения, но встречаются также эскизы художников и повседневные заметки.

 

...а также математика

 

Хотя школы Древнего Египта были скорее гуманитарными, математику - точнее счет и геометрию - следовало выучить каждому, кто желал стать хорошим писарем. Как иначе складывать и вычитать, перемножать и делить мешки зерна, металлические слитки и кувшины с пивом? Как иначе можно измерить площадь или составить смету?..

 

Математика никогда не изучалась сама по себе как абстрактная наука: счисление и геометрия были неразрывно связаны с совершенно конкретными задачами, которые требовали решения.

 

По очень немногочисленным сохранившимся документам мы получаем возможность оценить знания древнеегипетских школяров в области математики. Система записи чисел была в то время одновременно единичной и аддитивной. Ноля не существовало, однако уже тогда некоторые писари оставляли пустое место, чтобы обозначить его присутствие. Кроме того, древнеегипетские школяры заучивали также квадраты и квадратные корни некоторых чисел. В школьную программу входили арифметика и геометрия; и та, и другая - с практической целью: подсчитывать и записывать площади полей, пирамид и различных помещений.

 

...и другие науки

 

Астрология, астрономия, медицина, ботаника, физика и магия тоже могли преподаваться в школах Древнего Египта опять-таки с чисто практической целью. Астрология и астрономия были необходимы, чтобы определять даты, составлять календарь религиозных праздников, а также ориентировать религиозные сооружения относительно четырех сторон света по расположению Полярной звезды.

 

Все небесные явления - за исключением, пожалуй, затмений - были для египетских астрономов делом темным. Медицина и магия дополняли друг друга, эти науки помогали людям выжить как на земле, так и... в загробном мире.

 

История как наука, напротив, не слишком интересовала египтян и сводилась к спискам царей, хроникам и другим анналам, поскольку эти знания были нужны только для сохранения преемственности в мире. Следовало сохранить мир таким, каким его сотворили боги, и соблюдать установленный ими порядок. Древние египтяне имели также некоторое представление о географии, судя по их путешествиям и исследовательским экспедициям; особый интерес для них представляли земли, лежащие к югу от Египта, и Западная Азия. Но и в этом случае их знания ограничивались тем, что могло непосредственно служить экономическим и политическим интересам государства. Египетские эрудиты, будучи умелыми геометрами, рисовали карты и составляли топографические списки, но даже не подозревали о том, что Земля круглая.

 

Ни музыки, ни спорта!

 

В школьной программе древних египтян не было ни музыкального воспитания, ни физкультуры. Кстати, на фресках и барельефах писаря легко узнать по жировым складкам и дряблому телу. Что же до знати, то она, наоборот, занималась музыкой и спортом для развлечения и с удовольствием наблюдала за состязаниями.

 

«Живая» литература

 

Литература Древнего Египта, как нетрудно догадаться, не сводилась к религиозным текстам и поучениям, которые должны были переписывать бедные школяры. В противоположность последним, она изображает египтян веселыми, общительными и ценящими хороший юмор людьми. Литературные произведения полны сценок повседневной жизни, ассоциаций, игры слов, каламбуров и всевозможных водевильных ситуаций, которыми авторы стараются рассмешить читателя. К примеру, в поэзии египтяне не использовали рифм; они подчеркивали ритм каждого стиха или куплета повторением сходных идей и противопоставлениями. Разумеется, эта древняя литература была скорее устной, нежели письменной, предназначаясь для пересказа или публичных спектаклей, а не для индивидуального чтения, поскольку большая часть населения не умела читать. Произведения передавались из поколения в поколение благодаря писарям, которые переписывали их, вырезая или выводя иероглифы на всевозможных основах. И только благодаря этим эрудитам и любителям литературы сегодня мы с вами можем их прочитать. 



Еще материал по данной теме


← все статьи