Неизбежные выходные




Неизбежные выходные.

Воскресенье и суббота.

 

Весь христианский мир выделил один день в неделе, воскресенье, как день поклонения и праздника. В этот день все церкви проводят воскресные богослужения. Однако этот день имеет не только религиозное значение, но и социальное, являясь днем отдыха от работы для всех людей.

День воскресенья-выходного возник далеко не сразу. Изложим некоторые обстоятельства и причины, благодаря которым воскресенье стало днем поклонения у первых христиан, а позже и днем отдыха для всех граждан Римской империи, и даже смогло остаться современным днем отдыха для всех нас.

В этой статье постараемся увидеть те социальные и психологические причины, стоящие в основе выделения целого дня для отдыха. Кроме того, рассмотрим библейские и исторические доказательства возникновения и успешного существования на практике выходных дней. Ведь именно по идее христианской церкви воскресенье превратили в день поклонения, празднования и отдыха от трудов. Воскресенье, став днем христианского праздника, было со временем объявлено днем отдыха в Римской империи, и не только для христиан, но и для всех ее граждан. Все христианские концессии, за исключением некоторых, признают воскресенье как выходной день и день, посвященный Богу.

 

День отдыха у разных народов

 

Для евреев суббота - это день отдыха и молитв, поскольку в этот день Бог отдыхал после сотворения мира. Для большинства христиан день отдыха и молитв - воскресенье, потому что в этот день Иисус воскрес из мертвых. Для мусульман пятница - день отдыха и молитв. В Коране пятница названа святым днем, «царем дней».

 

Определение «праздник» в разных религиях

 

С давних времен мы находим особые дни во всех религиях народов мира. Эти праздники сопровождались веселыми пирами, отдыхом от работы и всевозможными религиозными торжествами. Праздники были обязательной частью общества и верований всех народов. Почему они появились? Да просто из психологической и физиологической потребности, которую почувствовали люди. Праздник помогает выйти из однообразной колеи жизни и каждодневных забот. Этот день предназначен для чего-то торжественного и незаурядного: молитв, особых религиозных ритуалов. В этот день, веселясь и отдыхая от будней, человек успокаивал свою душу и задабривал богов. В каждой религии существуют праздники, то есть определенные дни, посвященные публичным торжествам, имеющим отношение к божествам. Эти дни на еврейском назывались «moadihini», то есть торжественные случаи. На латинском их называли «feeria», то есть «сказочные», что является производной от  «conservatoria» или «reservatoria» - «церемонии и пиршества, посвященные богам-хранителям».

 

В такие дни принято было отдыхать, готовить самые вкусные блюда, общаться с семьей, обсуждать религиозные вопросы, рассказывать легенды, поклоняться своим богам и героям. Так герои, цари и боги стали объектами отдельного поклонения и почитания, их дни рождения и знаменательные для народа даты стали праздноваться каждый год. Дни определенных побед или поражений, в отсутствие летописей, отмечались соответствующими праздниками, днями скорби или радости. Например, в древнем Израиле исход из Египта отмечался отдельно и назывался праздником Пасхи.

Также отмечались праздники перемены времен года, времени посева и жатвы, как символов жизни и смерти; солнцестояния - как точки перехода от лета к зиме. Полнолуние, новолуние, конец определенного временного периода - все эти события становились для человека временем отдыха и веселья. Описание такого праздника мы находим в книге Иова, чьи сыновья ходили друг к другу в определенное время на пир (Иов. 1:4,13,18).

В книге Иова праздник и его освящение охватывают весь род и празднуются каждым членом этого рода.

Такими торжественными днями были, безусловно, земледельческие и скотоводческие праздники, а также охотничьи праздники у племен, промышляющих охотой и собирательством.

 

Вновь обратимся к давним христианским текстам. В Ветхом Завете как особо важный случай упоминается праздник «стрижки овец». В этот день первые пряди от шерсти овец отдавали священникам, следуя заповедям Господа (Втр. 18:4; Быт. 38:12). День стрижки овец считался днем радости, такой праздник был ознаменован большим пиром. В книге Царств рассказывается о том, как Авессалом в такой день задал большой пир, на который были приглашены все сыны царские (2 Цар. 13:23-24).

Со времен исхода израильского народа из Египта и принятия Закона на горе Синай праздники у евреев получают название «праздники Господа», как обоснованные желанием Бога. В Лев.23:1-2 Бог говорит Моисею: «Объяви сынам Израилевым, и скажи им: вот праздники Мои». В такие дни евреи отдыхали от всех дел и собирались только ради молитвы.

Праздником вне Библии является Ханука, устраиваемая в честь очищения Иудой Маккавейским Иерусалимского храма после оскверне­ния последнего Антиохом Епифаном. Этот праздник продолжали отмечать и во времена жизни Иисуса Христа. О нем записано в Новом Завете как о «празднике обновления Храма».

 

Как утверждают священнослужители, библейские праздники отличаются от языческих целью, происхождением и содержанием. Благодаря таким праздникам человек не только признавал Бога своим Защитником и Творцом, но и осознавал особое предназначение народа, которого Он избавил непосредственной волей и силой.

Для древних евреев после возвращения из вавилонского плена и во времена утверждения синагог особо важен был «праздник Субботы». Б современном иудаизме это непререкаемое правило: в субботу возможны только религиозные собрания, которые состоят из общих молитв, песней, взятых из Псалмов, чтения Священного Писания и проповедей на основе прочитанного.

Может, именно поэтому некоторые знатоки религий утверждают, что суббота была введена из-за того особого значения, которое она приобрела в жизни евреев после пленения и рабства.



Еще материал по данной теме


← все статьи