Бог Египта Нефтида




Бог Египта Нефтида

 

Нефтида - сестра Осириса, Исиды и Сета. Ее образ в мифологии не разработан, функции неясны. Существует предположение, что она была искусственно придумана в качестве пары для Сета.

 

Богиня Нефтида

 

Нефтида, сестра Исиды и Осириса, редко изображалась в полном одиночестве, без брата или сестры. Действительно, образ этой богини неразрывно связан с непростой историей ее семьи.

 

Обычно Нефтида появляется, когда возникает необходимость в охране умершего, и, разумеется, она совершала бдение и над телом своего брата Осириса. Ту же услугу богиня оказывает всем смертным, начиная с самого фараона, когда приходит их черед.

 

Ее изображение

 

Нефтида предстает перед нами в двух обличьях. Чаще всего она предстает в образе женщины с головным убором в форме иероглифов, обозначающих ее имя Небетхет (греч. - Нефтида), - дома со строительной корзиной наверху. Как правило, рядом с портретом Нефтиды, мы можем рассчитывать увидеть и ее сестру Исиду. Из-за роли этих богинь в погребальных обрядах их образы часто встречаются в предметах погребального искусства: декоре гробниц, саркофагов, росписях и барельефах... Также Нефтида могла принимать обличье хищной птицы - коршуна. Однако и в этом случае она не теряла связи со своей сестрой. Нефтида-коршун обычно охраняла умершего, будь то Осирис (с культом которого она неразрывно связана) или фараон. И, наконец, встречаются изображения, сочетающие в себе оба обличья богини: женщины с крыльями коршуна за спиной. Такой она предстает перед нами на великолепном нагрудном украшении Тутанхамона; вместе со своей сестрой Нефтида стережет колонну джед (символ постоянства). Похожие изображения украшают монументальные каменные вместилища саркофагов, которые принадлежали фараонам Нового царства. Особенно знаменита усыпальница Тутмоса IV.

 

Нефтида как покровительница и защитница умерших часто изображается с распростертыми в оберегающем жесте руками.

 

Мифы о Нефтиде

 

Рассказывая о Нефтиде, невозможно не упомянуть о ее семье. Ее возлюбленный Осирис, супруг Сет и сестра Исида вовлекли Нефтиду в круговорот самых невероятных событий. Однако эта хладнокровная, скрытная и осторожная богиня никогда не давала себя обмануть.

 

Нефтида предстает личностью, вполне способной самостоятельно распоряжаться своей жизнью. И страшные события, потрясшие ее семью, никак не сказались на ее амбициях. Тем не менее, Нефтиде суждено было всегда оставаться в тени своей прославленной сестры Исиды. Их отношения наверняка несколько отравляла зависть, но все же не настолько, чтобы их разлучить. Вот почему древние египтяне редко изображали Нефтиду в одиночестве и даже не упоминали о ней без ее сестры!

 

Пятый ребенок в сложной семье

 

Нефтида была самой младшей из пятерых детей, родившихся от союза Геба и Нут. Союза, который, напомним, вызвал в свое время гнев солнечного бога Ра. Итак, в результате любовной связи земли (Геба) и небес (Нут) на свет появились Исида и Нефтида, Осирис, Сет и Гор Древний. И случилось это не в один из трехсот шестидесяти дней древнего календаря, а в пять дополнительных (или эпагоменальных) дней, которые Тот, бог времени, хитростью выиграл у Луны в партию сенет. Необычайное событие, произошедшее против воли Ра! Надо сказать, Ра не зря относился с большим подозрением к этим беспокойным отпрыскам! Ведь они постоянно причиняли ему немалые хлопоты. Особенно показательна история спора двух братьев, ставших заклятыми врагами, - Осириса и Сета.

 

Из этой пятерки Нефтида, похоже, оказалась самой уравновешенной.

 

В легенде об Осирисе она занимает место скорее свидетельницы, нежели участницы. Богиня проявила в этих обстоятельствах завидную выдержку, ведь она была одновременно сестрой и супругой Сета, сестрой и любовницей Осириса, сестрой и подругой Исиды, которая была супругой Осириса!

 

Исида и Нефтида - неразлучные сестры

 

Исида и Нефтида из любви к Осирису всегда были на стороне своего брата в борьбе за его дело. Дело, о котором можно рассказать при помощи одного только слова - законность. Законность власти Осириса как наследника Геба на египетском троне. Законность, которую так грубо пытался оспорить Сет. И борьба эта привела в конце концов к убийству: ревнивый Сет жестоко расправился со своим братом и соперником. Нефтида тут же поспешила к Исиде, безутешной вдове, и с того времени две богини почти никогда не расставались. Вместе они стерегли покойного брата: Сет не желал, чтобы от того оставался даже прах. Вместе они искали части тела Осириса, которое убийца разрубил и разбросал по всему Египту. Вместе богиням удалось собрать эти части воедино. И снова они денно и нощно охраняли останки...

 

Эта эпопея, в которой богини были неразлучны, объясняет, почему египтяне всегда изображали Нефтиду вместе с Исидой. «Я, как и Исида, плакальщица Осириса». Нефтида не могла бы лучше выразить поддержку, которую она оказала своей сестре, и любовь, которую она питала к своему покойному брату. К слову, из-за этой любви богиня не раз «согрешила»...

 

Много незаконных детей!

 

Для богини, которая слыла бесплодной, Нефтида обольстила многих и произвела на свет немало детей! Помимо сына, которого она родила своему мужу Сету, и Анубиса, которого она родила своему любовнику Осирису, у Нефтиды было еще двое или трое отпрысков божественного происхождения: например, некий Анубис-Сотис, плод связи между богиней и ее предком Ра! А еще у нее была дочь, рожденная, по преданию, от бога-сокола Хемена.

 

Супруга Сета...

 

Древние египтяне дали Нефтиде в братья и мужья бога Сета. Но дальше свидетельства расходятся. Некоторые тексты намекают на бесплодие богини, из-за которого та не могла подарить своему мужу детей. Другие же наоборот заостряют внимание на ее материнстве. Якобы Нефтида родила от Сета сына, которого бросила, чтобы тот не навредил сыну Осириса, Гору! В любом случае, похоже, что богиня была не слишком счастлива в браке. По крайней мере, гомосексуальные наклонности ее супруга заставляют это предполагать. К тому же, по преданию Нефтида питала к Осирису тайную страсть.

 

...и любовница Осириса

 

Хотя сегодня это может показаться нам странным, если не сказать шокирующим, но кровосмесительная связь Нефтиды и Осириса нисколько не уменьшила привязанности богини к ее сестре Исиде. Судя по всему, боги, как и люди, порой переносят свои чувства на другой объект! От этой связи родился внебрачный ребенок, которого назвали... Анубисом! Теперь мы понимаем, почему последний с такой заботой забальзамировал и мумифицировал тело Осириса, когда оно было обнаружено. Кроме того, Нефтида всегда оберегала своего племянника, ребенка, которого Исида родила от покойного мужа Гора. «Он Гор; его мать Исида произвела его на свет, а его тетка Нефтида вынянчила его». Она окружила мальчика всеми заботами, тем более что Гор в этом действительно нуждался: напомним, что он был очень болезненным ребенком. Чтобы делать своему племяннику компрессы для лечения ран и других болезней, Нефтиде приходилось прясть и ткать, как простой смертной. Однако вскоре добрый бог Тот, пораженный подобной самоотверженностью, послал к ней на помощь ткачих богини Нейт.

 

Поиск тела Осириса

 

После того как Сет убил своего брата, расчленил его тело и разбросал куски по египетской земле, у наших богинь осталась одна только цель: восстановить тело возлюбленного и защитить его от новых покушений. Они пересекли весь Египет и один за другим нашли все куски, которые спрятал злокозненный Сет: «Сестра моя, - говорит Исида Нефтиде, - это наш брат. Пойдем же и поднимем его голову. Пойдем же и соберем его кости! Пойдем же и соберем в нужном порядке все части его тела! Пойдем же и построим дамбу рядом с ним. Да не останется он безжизненным под нашим присмотром! Теки же, лимфа, исходящая из этого блаженного! Наполни каналы, создай имена рек! Осирис, живи, Осирис!»

 

Возвращение Осириса или тщетная надежда

 

Эта ужасная история потрясла всех богов без исключения. И хотя исход был предопределен, все до последнего надеялись, что примирение возможно. Все, начиная с самой Нефтиды, которая, как супруга одного и любовница другого, оказалась между двумя героями чудовищной драмы, как между двух огней. Однако ничто не могло предотвратить убийство Осириса и скорбь женщин. В этом отношении тексты единодушны, описывая всепоглощающую страсть, которую обе сестры питали к своему брату, любовнику и мужу: «Благодаря нам ты забыл горе. Мы соберем твои члены для тебя и придумаем, как защитить твое тело. Вернись же к нам, чтобы мы могли забыть о твоем враге. Вернись в том самом обличье, которое было у тебя на этой земле. Оставь гнев и яви нам свое милосердие, о Господин! Воссядь же вновь на престоле Обеих Земель, ибо ты единственный бог, чьи планы благоприятны для божеств... Вернись же без страха в свое обиталище». Но Осирис остался глух к этому призыву. Никогда больше он не вернется к живым. С этих пор он будет владыкой Царства мертвых и верховным судьей нашего мира.

 

Вкус к власти

 

В Нефтиде столько же от тени, сколько в Исиде - от света. Это объясняет, почему она получила в супруги Сета: более мрачного и подозрительного персонажа сложно сыскать. Если говорить о фактической стороне дела, разумеется, Нефтиде проще, чем Исиде, было войти в контакт с умершим Осирисом. Действительно, эта богиня с легкостью путешествовала по сумрачному Царству мертвых. Рассказывают, что эпизодические любовные встречи с Осирисом придали ей уверенности в своих силах, и Нефтида попыталась воспользоваться этой связью, чтобы стать правительницей умерших, воцарившись рядом со своим покойным возлюбленным. Однако все ее старания пропали втуне. Осирис будет единолично и безраздельно править подземным миром.

 

Среди звезд

 

Не сумев стать царицей мертвых, Нефтида нашла себе место на небесах, среди звезд! Появляясь над горизонтом и исчезая в своем ритме, звезды делили небосвод на тридцать шесть частей (или деканов). Это деление придумали древние жрецы-астрономы. Как бы то ни было, эти тридцать шесть деканов образовывали пояс, замыкающий вселенную, и за год Ра, путешествуя по нему, совершал полный круг. И в каждом из деканов, которые пересекал Ра, в течение десяти дней пребывал кто-нибудь из богов или богинь. Свое место среди звезд было и у Нефтиды. Кроме того, ей принадлежал один из одиннадцати дополнительных дней, получившихся в результате расхождения между календарным годом и годом астрономическим. Так, и на земле, и на небесах Нефтида была, подобно своим братьям и сестрам, частицей вселенной!

 

Коршун-нефтида

 

«Тексты пирамид» - первый источник, рассказывающий нам об обличье, которое приняла Нефтида во время поисков тела Осириса: «Исида отправилась, и Нефтида отправилась, одна на запад, другая на восток, одна в обличье соколихи, другая - самки коршуна. И обе нашли Осириса...». Или «Соколиха летит, самка коршуна летит, Исида и Нефтида отправляются на поиски брата своего, Осирису». В гробнице Нефертари, великой царской супруги фараона Рамсеса II (1290-1224 гг. до н. э.), обнаружено великолепное изображение этих хищных птиц. Их можно узнать по иероглифам над головами. Сокол Исиды размещен справа, а коршун Нефтиды - слева. Обе птицы стерегут маленькую беседку, в которой на кровати из черного дерева покоится саркофаг с останками Осириса.

 

Нефтида на службе у Ра

 

Однако тот факт, что Нефтида пребывала в одном из небесных деканов, означает, что она, несмотря на давний гнев Ра, была защитницей бога солнца (даже Сет охранял его вместе с остальными богами). Действительно, «Тексты пирамид» отождествляют Исиду и Нефтиду (как всегда, неразлучных) с двумя солнечными ладьями: дневной и ночной соответственно. Также богини превращались в змей, охранявших последние врата в подземное царство Дуат. Именно через эти врата проходило солнце каждый вечер, отправляясь в свое ночное путешествие. И, наконец, они были двумя пилонами, отмечавшими и охранявшими вход в величайшие храмы Древнего Египта.

 

Однако Нефтида оказала Ра еще одну, куда более необычную услугу. Об этом рассказывает нам Папирус Весткар, удивительный документ XVIII династии, в котором историческая правда тесно сплелась с мифологией.

 

Нефтида, или божественный пилон

 

Мы уже знаем, что Нефтида, как и Исида, отождествлялась с двумя пилонами, которые в религиозной архитектуре Древнего Египта отмечали и охраняли вход в величайшие храмы. Ювелирное искусство подарило нам великолепные изображения - царские нагрудные украшения, на которых образы Исиды и Нефтиды заключены в фигуру, напоминающую пилон. Наиболее знаменито украшение, принадлежавшее Тутанхамону (Египетский музей в Каире). На нем в пилоне из золота и драгоценных камней Исида и Нефтида стерегут колонну джед (которую связывают с Осирисом). А на нагрудном украшении фараона Псусеннеса (XXI династия), также хранящемся в Каирском музее, две богини охраняют скарабея Хепри, утренний лик солнечного Ра. Короткая фраза, выгравированная перед Нефтидой, напоминает о миссии сестер: «Мы явились, чтобы быть твоей защитой».

 

Фараоны, родившиеся под присмотром Нефтиды

 

Итак, переместимся в середину третьего тысячелетия до нашей эры. В то время у великого Ра было одно только желание: положить конец правителям IV династии. Именно тогда он втайне сочетался браком с Реджедет, супругой великого жреца Раусера. И простая смертная понесла в своем чреве трех детей. Ра пожелал, чтобы их оберегали со всем возможным тщанием. Пять богов и богинь отправились в человеческом обличье в дом роженицы. Этими богами были Хнум, Исида, ее сестра Нефтида, Месхенет и Хекет. Они «умели оказывать помощь в родах». И вот пришел час, когда Реджедет должна была разрешиться от бремени. Четыре богини окружили женщину: «Исида встала перед ней, а Нефтида - позади нее; Хекет же помогала ей в родах». Реджедет произвела на свет Усеркафа. В этом же произведении мы находим удивительное описание младенца-фараона: «Это был ребенок ростом в локоть с крепкими костями. Члены его были покрыты золотом, а головной убор его сделан из ляпис-лазури... "Вот царь, который будет править всей этой страною!" - громко провозгласила Месхенет». Два других малыша были столь же красивы и сильны. Их назвали Сахура и Неферирикара. И случилось так, что три брата основали V династию и, один за другим с блеском правили Египетским царством.

Культ Нефтиды

 

Неразлучные в мифологических текстах Исида и Нефтида были неразделимы и в религии Древнего Египта. От храма, где им поклонялись, до саркофагов, которые они оберегали вдвоем... И, кажется, ничто не могло их разлучить.

 

Нефтида, прожившая столько времени рядом с Исидой, в результате стала систематически отождествляться с ней, так что у нее не было своих собственных храмов. С древнейших времен эта богиня неизменно связывалась с культом своей старшей сестры. И, как правило, последняя охотно принимала младшую сестру в своих святилищах.

 

Второстепенный культ

 

Культ Нефтиды всегда был связан с культами других богов или богинь. Помимо уже не раз упомянутой Исиды, поклоняясь которой, люди естественным образом вспоминали и о ее сестре, среди них была (в Поздний период) Анукет, богиня острова Сехель, расположенного близ Элефантины. Разумеется, Нефтиде поклонялись и в святилищах ее вспыльчивого и коварного супруга Сета. Особенно в Омбосе, в Верхнем Египте. Нам известно, что правители династии Рамсесов (т. е. XX династии) особенно чтили эту божественную пару. Пару, к которой весь Египет с давних пор относился с некоторым недоверием из-за непростого характера бога и богини.

 

Праздники Нефтиды

 

Богине Нефтиде было посвящено по меньшей мере два праздника. Первый, более значимый, отмечался в храме бога Гора, расположенном в Эдфу. В этом предназначенном для торжеств и паломничеств месте на двадцать восьмой день месяца фармути (февраль-март) египтяне праздновали событие, известное под названием «Сердце Нефтиды ликует». Похоже, что это ликование следует связывать с самим Гором... Быть может, с его окончательной победой над Сетом? Ведь мы помним о том двойственном положении, которое Нефтида занимала между своими вечно враждовавшими супругом и племянником.

 

Менее радостным событием был «День плача Исиды и Нефтиды», отмечавшийся в том же сезоне перет (с ноября по март по григорианскому календарю). Связь этого праздника (о проведении и обрядах которого нам мало что известно) и культом Осириса очевидна. На это намекает его название, в котором имя Нефтиды снова поставлено рядом с именем ее сестры.

 

С 22 по 26 день месяца хойяк (с октября по ноябрь по нашему календарю) вновь наступало время рыданий. Египтяне жалобными голосами, которым вторили профессиональные плакальщицы, молились о воскресении земляных статуэток (или образов) двух богов: Осириса и Сокара. Считалось, что этот плач Нефтида исполняла вместе с Исидой, и он был свидетельством их скорби и мольбой о возрождении. Скорбные, но проникнутые бесконечной надеждой праздники!

 

Одна из наиболее часто изображавшихся богинь

 

Парадоксально, что, несмотря на отсутствие святилищ, Нефтида была одной из наиболее часто изображавшихся богинь Древного Египта. Однако это объясняется ее ролью в погребальных обрядах. Поэтому больше всего шансов встретить богиню в гробницах. В частности, в гробницах Хаэмуаса (XX династия) и Нефертари (XIX династия), расположенных в Долине Цариц.

 

Саркофаги под защитой Нефтиды

 

Было бы удивительно, если бы Нефтида, защитница по своей природе, не относилась к божествам, охраняющим саркофаги и сосуды-канопы. Именно поэтому древние художники и скульпторы изображали ее в изголовье великолепных царских саркофагов. Наиболее знаменитый из них, датированный 1391 годом до н. э., вмещал мумию Тутмоса IV и по-прежнему хранится в Долине Царей. На его внешних стенках мы можем увидеть богиню, стоящую с поднятыми в жесте поклонения (и защиты) руками. Она - покровительница фараона, ставшего солнцем (отсюда воздетые к небу руки Нефтиды). Более поздний, но не менее изящный саркофаг из розового гранита, обнаруженный в гробнице Рамсеса III (1198-1166), выставляется сегодня в парижском Лувре. В изголовье этого гроба, высеченного из одной каменной глыбы, тоже выгравирована стройная фигура Нефтиды. Однако на сей раз богиня стоит на коленях. Она не поднимает к небу руки, а простирает их вперед, словно окружая саркофаг своей защитой. За спиной у Нефтиды красуются крылья коршуна, как на изображениях, которые дошли до нас из некоторых посвященных богине текстов.

 

Амулеты с образом Нефтиды

 

Логично предположить, что среди охранных амулетов, помещавшихся на забальзамированные и мумифицированные тела, должны быть изделия с изображениями Нефтиды. Однако, как ни странно, до нас дошло всего два или три экземпляра, датирующихся, самое раннее, XXII династией. И только при XXVI династии амулеты с образом Нефтиды получили широкое распространение. В гробницах XXX династии, обнаруженных при раскопках в Абидосе (городе Осириса), были во множестве найдены красивейшие изделия этого рода, изготовленные из фритты, покрытой эмалью традиционного синего цвета. Значительную часть сегодня можно увидеть в Эшмоловском музее Оксфорда. И все они были найдены среди других предметов погребальной обстановки, рядом с амулетами... кого бы вы думали? Конечно, Исиды!

 

Позднее верование

 

Судя по всему, египтяне очень долго верили в покровительство, которое Исида и ее сестра Нефтида оказывали умершим. Об этом свидетельствуют катакомбы Комэль-Шукафа. Здесь были обнаружены фрески с изображениями двух женщин в трауре, стоящих по обеим сторонам гроба. Мы никогда не узнали бы о том, кто это, если бы на одной стеле позади них не красовались две хищные птицы: сокол Исиды и коршун Нефтиды.

 

Канопы

 

По преданию, Нефтида охраняла одну из четырех каноп. Эти сосуды, в которые помещались внутренние органы, извлеченные из тела перед бальзамированием, в момент погребения египтяне ставили по углам саркофага. И каждую канопу стерегло какое-нибудь божество. Более того, каждый сосуд связывался с определенной стороной света, как показывает таблица внизу. Так, Нефтида охраняла Легкие, и ее стороной был север.

 

Сосуд с головой...

Божество-покровитель

Внутренние органы

Сторона света

Павиана (Хапи)

Нефтида

Легкие

Север

Шакала (Дуамутефа)

Нейт

Желудок

Восток

Человека (Амсета)

Исида  

Печень               

Юг

Сокола (Кебексенуфа)               

Селкет

Кишечник         

Запад

                



Еще материал по данной теме


Гадальные карты Таро

К набору прилагается инструкция, благодаря которой даже начинающий таролог без проблем разберётся в хитросплетениях судьбы.

← все статьи