Нефертити: символ красоты




Нефертити: символ красоты

 

Завеса тайны покрывает происхождение и обстоятельства смерти той, что была красивейшей из цариц Египта. Нефертити, супруга фараона Аменхотепа IV, взявшего имя Эхнатон, поддержала мужа в его еретических заблуждениях и не сумела снискать любовь своего народа.

 

Ее имя означает «Красавица пришла». При взгляде на волнующий лик под царской тиарой мы невольно начинаем сомневаться, что эту обольстительную женщину отделяют от нас целых три тысячелетия.

 

Однако это Нефертити, прекрасная царица, супруга Аменхотепа IV, сына Аменхотепа III. Этот фараон, сменивший свое имя на Эхнатон, правил в Древнем Египте приблизительно в 1372-1354 годах до н. э., в эпоху могущественной и победоносной XVIII династии, и был ее седьмым представителем.

 

Вопрос, каково было происхождение Нефертити, по-прежнему не имеет ответа. Одни египтологи утверждают, что она родилась в царстве Митанни. Другие считают ее дочерью фараона Аменхотепа III и его второй супруги, и, следовательно, единокровной сестрой своего мужа. Согласно третьей гипотезе, матерью Нефертити была Ти, считавшаяся в дальнейшем ее кормилицей, а отцом - военачальник Аи, придворный вельможа и командующий кавалерией фараона.

 

Неспокойное правление

 

Столь же загадочна и смерть Нефертити. Неизвестно, скончалась ли она раньше или позже своего мужа. Некоторые источники указывают на то, что женщина пережила своего царственного супруга, до конца оставаясь верной новому религиозному культу, который он учредил, что она вышла замуж за знаменитого военачальника Аи, ее предполагаемого отца... Иногда говорят даже, что Нефертити правила Египтом под именем Сменхкара! Но это самая неправдоподобная теория.

 

Установлено только, что царствование Эхнатона и его супруги было очень необычным и неспокойным. Попытка смены религии сделала их еретиками в глазах подданных, что закончилось очень печально.

 

Примерно в 1345 году до н. э., на четвертом году своего правления, Аменхотеп IV, седьмой фараон XVIII династии, устроил настоящую революцию в Египте, совершив религиозный переворот против самих богов, и в первую очередь против самого могущественного и почи-таемого из них - Амона, покровителя власти фараонов. Отречение произошло в одночасье, имя и лик Амона исчезли с фронтонов всех храмов страны. На место свергнутого бога Аменхотеп возвел другого: Атона, единого бога солнца, чье имя означало «солнечный диск». Чтобы соответствовать новому культу, молодой фараон поменял собственное имя, назвавшись Эхнатоном, то есть «слава Атона».

 

Верная ереси своего супруга

 

Так, впервые в истории Древнего Египта, правитель осмелился не только восстать против религиозных и политических традиций своего царства, бросая тем самым вызов могущественному духовенству Фив, но и выдвинуть необычную и немыслимую для того времени концепцию: культ единого бога. Этим богом было солнце, каждое утро возрождавшее жизнь. Именно его следовало восхвалять и благодарить за ниспосланные провидением милости. Что удивительно, царица Нефертити приняла безумную ересь своего мужа.

 

Когда царственные супруги предприняли этот дерзкий шаг, открыто отвергая официальную религию, оба были еще очень молоды. Эхнатону было около двадцати лет, а Нефер-тити - всего шестнадцать. Власти жрецов бога Амона они противопоставили всю силу своей веры, своей воли, своего сумасбродства и любви.

 

Супруги решили основать новую столицу, город, который бы принадлежал только им, где они могли бы следовать новому культу. Они оставили Фивы и выбрали необжитую местность на левом берегу реки, в 300 километрах к северу от прежней столицы. Исследователи предполагают, что это произошло в 1346 году до н. э. Во всяком случае, точно известно, что на пятом году своего царствования Эхнатон приказал основать на этом месте новую столицу, полностью посвященную культу Атона. Город получил имя Ахетатон, «Горизонт Атона». Сегодня здесь стоит город Амарна.

 

Недолговечный, как сон

 

Место, выбранное Эхнатоном и Нефертити для новой столицы, расположено на левом берегу Нила в 300 километрах к северу от Фив. Это обширная равнина овальной формы, ограниченная рекой и отвесными прибрежными скалами. На территории около 45 квадратных километров молодые правители построили город «Горизонт Атона», величественную столицу: главная улица шириной 40 метров, 5 царских дворцов, огромный храм, жилые кварталы, бассейны, хранилища, казармы... Но этот новый город возводили слишком поспешно. Внешне впечатляющий, Ахетатон был всего лишь театральной декорацией для недолговечной мечты, от которой до наших дней дошли только руины и остатки фундаментов.

 

Революция в искусстве

 

Новая религия, провозглашенная царственной четой, повлекла за собой глубокое преобразование искусств, прежде всего живописи и скульптуры. Весь период правления Эхнатона и Нефертити характеризуется особым стилем, который исследователи назвали амарнским, в честь города Амарна, возникшего на месте Ахетатона. От великолепных зданий, возведенных юными правителями во славу их бога, остались лишь руины. Но даже этого достаточно, чтобы говорить о необычности и живости искусства той эпохи. Оно отказалось от торжественности традиционного искусства и его канонов - системы правил, передававшихся от поколения к поколению. Амарнское искусство изменило все. До сей поры фараона всегда изображали в виде недоступного божества. Эхнатон же очеловечил этот образ: отныне цари Египта - такие же смертные создания бога, как и другие люди. Фрески и скульптуры стали необычайно реалистичными. И то, что прежде казалось немыслимым, стало возможным: если раньше портреты фараонов и их жен всегда были строго официальны и торжественны, теперь появились даже сцены повседневной жизни. Можно увидеть, например, царственную чету играющей с детьми (у Эхнатона и Нефертити было шесть или семь дочерей). Другие фрески и рельефы изображали супругов нежно держащимися за руки или царицу сидящей у Эхнатона на коленях. Нефертити также изображали и без мужа: поклоняющейся Атону или символически карающей мечом врагов Египетского царства.

 

Сила древних обычаев

 

Однако любая мечта рано или поздно сталкивается с действительностью. Несмотря на всю любовь царственной четы к своему богу, несмотря на рвение, с которым они ему поклонялись, прежние традиции и обычаи оказались слишком глубоко укоренившимися. Жрецы Фив изо всех сил боролись с новой верой. Народ, продолжавший в большинстве своем почитать богов своих предков, не понимал и не принимал религию, которую ему пытались навязать. Ересь государей вызывала все большее недовольство в стране, количество восстаний против культа Атона возрастало.

 

Крушение мечты

 

И наконец, ситуация вышла из-под контроля фараона, который, тяжело заболев, вскоре скончался. Ему было тогда всего 30 лет. Его преемник и внебрачный сын, фараон Тутанхамон, женившийся на своей единокровной сестре, второй дочери Эхнатона и Нефертити, отрекся от Атона и вернул в Египет мир, восстановив прежний культ.

 

Пропавшая, но не забытая

 

Что до прекрасной Нефертити, ее судьба - большая загадка для ученых. К 1336 году до н. э., еще при жизни Эхнатона, все упоминания о ней исчезают. Есть предположение, что ее место заняла царица Кийа. Автор знаменитого бюста Нефертити, Тутмес Младший, позже изобразил ее стареющей, но по-прежнему прекрасной. Мумия ее не найдена, время смерти и место захоронения не известны. Нефертити и сегодня остается символом красоты и изысканности. За ее скульптурные изображения идет тяжба между Египтом и Германией, куда их когда-то тайно вывезли. Сейчас бюст нахо-дится в собрании Египетского музея в Берлине.

  

Вершины амарнского искусства

 

Один из лучших образцов амарнского искусства - это, несомненно, великолепный раскрашенный бюст царицы Нефертити, о совершенстве и чарующей красоте которой мы уже упоминали. Фрески и барельефы изображают женскую фигуру с тонкими руками и ногами, длинной шеей, изящным профилем с миндалевидными глазами и головой с необычным удлиненным затылком. Таковы были каноны красоты той эпохи. В отличие от классического искусства Древнего Египта, для которого характерны чопорные застывшие персонажи, мужчины и женщины на амарнских портретах изображены в естественных, расслабленных, несколько томных позах. Реалистичность этого искусства позволила ученым довольно точно воссоздать одежду того времени. 



Еще материал по данной теме


Универсальные карты таро

Колода этих карт подойдёт и для тех, кто только постигает тайны таро, и тем, кто уже знаком с гаданиями на таких картах.

Гадальные карты Таро

К набору прилагается инструкция, благодаря которой даже начинающий таролог без проблем разберётся в хитросплетениях судьбы.

← все статьи