Базовые принципы и категории традиционных наук и практик




Базовые принципы и категории традиционных наук и практик

 

Мифомагическая стихия в своем архаичном первозданном виде, конечно же, не могла стать базовой основой для традиционных наук и практик без предварительного упорядочивания и рационального осмысления. Этот процесс происходил в Китае в I тысячелетии до нашей эры и в основном завершился к I в. до н. э.

 

На примере демиургов-прародителей (Паньгу, Нюйва) мы убедились, что мифопоэтическое единство микро/макрокосма присутствует уже в древнекитайской мифологии. В письменных памятниках древности микро/макрокосм, или Миробытие, приобретает антропоморфные признаки, или гилозоизм («Небо, земля и все вещи - это тело человека». «Люй-ши чунь цю». III в. до н.э.), а в относительно позднем неоконфуцианстве - окончательное философское обоснование («Небо и Человек - единое целое».

 

Чжу Си. XII в.). Впрочем, единый микро/макрокосм и в настоящее время не есть умозрительная конструкция философствующего индивида, а генетический код, жизненный модус и сам способ существования пятой части Земли. Наиболее полно, отчетливо и последовательно принцип единства микро/макрокосма запечатлен в таких традиционных науках и практиках, как астрология, ставящая персональную судьбу в зависимость от положения космических тел, медицина, отождествляющая человеческий организм с космосом, фэншуй, проектирующий жилые строения по аналогии с человеческим телом, звериные стили ушу, уподобляющиеся тому или иному животному, и т.д.



Еще материал по данной теме


← все статьи