Надуманные страхи




Надуманные страхи

 

Вернемся, однако, к словам Лао-цзы о воде: «Мягкое одолевает твердое, - все это знают, но никто не осмеливается действовать так». Пусть не все это знают, а многие. А живут так лишь единицы... Что же всем нам мешает вести себя естественно, даже когда мы уже видим, осознаем и всю порочность «пути дубины», и всю бесплодность «нытья на обочине»?

 

Страх и неуверенность. Страх вбивается в наше сознание и в наше бессознательное всем воспитанием нашим, с самого рождения. Ведь с давних времен под воспитанием люди понимают прежде всего систему запретов.

 

Именно он, страх, порождает и «путь дубины», и полный отказ от поисков Пути - «нытье на обочине», дао неудачника.

 

На узенькой улочке китайской деревушки кто-то привязал глупую лошадь. Пройти по улице было невозможно - стоило появиться человеку, лошадь всякий раз принималась лягаться. Вскоре образовалась толпа - все оживленно спорили, как бы проскользнуть мимо опасной лошади. Но тут селяне увидели, что в эту же сторону направляется Лао-цзы, - и стали ждать, что предпримет Мудрый. А он неспешно вышел из-за угла, увидел лошадь, толпу, повернул назад и спокойно прошел по другой улочке.

 

Нет надобности объяснять, почему Мудрый повел себя подобно воде, огибающей камни. Вопрос в другом: что помешало большинству действовать так же просто и естественно? А вот как раз страх и помешал. Люди не только боялись пройти мимо бьющей копытами лошади. Каждый из них боялся публично признаться в своем страхе, свернуть с прямого «пути дубины» и спокойно обойти препятствие. Иначе говоря, они боялись друг друга: боялись показаться мягкими.

 

И вот это мы красиво именуем «общественным мнением». Зато выглядеть дураками, которые, вместо того чтобы сделать хоть что-нибудь, не делают вообще ничего, а лишь толпятся и болтают языками, - эти люди не боялись. Ведь они были вместе. А на миру и дурак как бы уже не дурак - ведь он «как все»...

 

Впрочем, страх выглядеть «слишком мягким» или «не таким, как все», - это лишь один из множества выдуманных самими людьми, но давно уже привычных страхов. Именно так: выдуманных, ибо говорим мы сейчас только о страхах, избавиться от которых легко, стоит лишь взглянуть на них спокойно и честно. Есть страхи реальные, физиологически присущие всякому живому существу. Пытаться их искоренить было бы нелепо; подобное занятие - для борцов, твердо стоящих на прямом и понятном «пути дубины». Реальными являются страх высоты, страх огня и другие подобные страхи. Они помогают нам, как и любым другим живым существам, ориентироваться в происходящем, не делать глупостей, не подвергать себя бессмысленной опасности. Это наши помощники.

 

Иное дело - нелепые, пришедшие вместе с цивилизацией виртуальные «опасности», о которых не ведает ни одно существо в мире, кроме человека. Избавиться от них, как от всего неестественного, не присущего вам от природы, не так уж трудно. Выигрыш же от такого избавления колоссальный: как только их не станет, тут же упадет одна из ширм, которые скрывают от вас тропинку под ногами, самым естественным образом ведущую к счастью и успеху. Ну, да, эта тропа не прямая. Так ведь и мы не булыжники, катящиеся под откос. Во всяком случае, хочется надеяться...

 

То, что гусеница называет концом света, Мудрый называет бабочкой.

 

Поговорим о том, что делать с перечисленными проблемами. Ведь вы хотите увидеть тропинку, не правда ли? Знаете, это в самом деле просто. Нет, я не говорю, что всё получится мгновенно (хотя бывает и так - если очень сильно захотеть). Но что никаких особых тайных знаний, тщательно скрываемых от непосвященных, тут нет - ручаюсь. Все проблемы только в вас самих. Если у вас есть желание открыться, есть желание увидеть - этого довольно. Вы сможете. Честное слово. Опыт обучения естественному есть, и он положительный.

 

Мы выясним, какими бывают ложные страхи и представления, поговорим о том, как от них избавиться, и вы увидите - задачу вполне можно решить. Ведь предназначение человека в том, чтобы жить в этом мире счастливо и успешно. И кстати, намного дольше, чем принято думать. Надо только не дать себя обмануть тем, кто пытается выдать за счастье и успех искусственные, ложные ценности. Словом, имеющий уши да услышит.

 

А теперь пойдем дальше.

Первый и самый, так сказать, популярный из виртуальных страхов, лежащий в основе всех остальных, - страх пред тем, что может случиться, что, может быть, последует за тем или иным событием. Этот страх можно назвать «а вдруг». Никаких реальных действий, направленных на предотвращение возможных неприятностей, от напуганных «авдругом» не дождешься - очень уж велика в них отрицательная энергия опасения, слишком много времени и сил у них отнимают разговоры о возможных бедствиях.

 

Таким образом, подобное неестественное отношение к реальности (китайцы называют его «пририсовыванием ног змеям») имеет целых три отрицательных эффекта.

 

Во-первых, это бессмысленная трата нервной энергии и испорченное настроение. («Я боюсь, боюсь, боюсь быть спокойным и уверенным в завтрашнем дне. Мне проще чувствовать себя слабым и напуганным».) Во-вторых, это еще более бессмысленная трата времени на пустую болтовню с такими же виртуально напуганными о том, «как бы проскользнуть мимо лошади».

 

И наконец, в-третьих, это перенос активности с позитивных действий по предотвращению неприятностей в начальной стадии (а профилактика всегда проще лечения) на негативные: запугивание себя и своих «товарищей по несчастью» всякими «авдругами». Результат подобной жизненной позиции, свойственной, к сожалению, многим, - непрерывное ожидание от будущего только самого худшего. Тихое отчаяние.

 

Представьте себе наглухо замурованный сосуд: вот образ такого человека. Как же он может получить хоть малую толику своей энергии?.. А где нет энергии, там нет ни здоровья, ни счастья, ни успеха в жизни. И - ни на йоту куража.

Получился образ идеального неудачника. Счастливых происшествий такие люди как бы даже не замечают, зато случись что-нибудь, с их точки зрения, мало-мальски неприятное - и они тут как тут со своим «я так и знал» и выражением лица, позаимствованным у вечно печального ослика Иа-Иа...

 

В одной очень небогатой деревеньке жили старик и его сын. И был у них конь. Однажды он убежал. Соседи решили выразить старику свое сочувствие. «Какое несчастье!» - сказали они. «Правда? Откуда вы можете это знать?» - бесстрастно ответил им старик.

 

На следующий день конь вернулся и привел с собой несколько диких кобылиц, которых старик и его сын заперли у себя в загоне. Соседи были тут как тут. «Какое счастье!» - сказали они. «Правда? Откуда вы знаете?» - ответил старик.

 

На следующий день сын старика, объезжая одну из кобылиц, упал и сломал ногу. Понятное дело, соседи тут же явились выразить соболезнования. «Вот настоящее несчастье!» - воскликнули они. «Откуда вы знаете?» - по-прежнему спокойно спросил их старик.

 

А назавтра прибыли армейские чиновники и насильно забрали всех молодых мужчин деревни на войну, с которой в деревню никто не вернулся.

 

И лишь сын старика, сломавший ногу, избежал призыва...

 

Ничего такого уж экзотического и «не нашего» в даосской жизненной позиции, конечно, нет. Мудрые всех времен и народов учили нас, в общем, одному и тому же. Вспомним слова Екклезиаста: «Нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?» А вот - о том же немного иначе: «Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Матф. 6:34). И, наконец, Лао-цзы:

 

Только тот, кто устал горевать и томиться духом, может избавиться от болезней и неудач. Мудрый не беспокоится ни о чем, поскольку он устал беспокоиться, и потому он не страдает от несчастий и бед.

 

Как мы видим, по сути, эти высказывания очень близки.

 

Трудно ли научиться, в самом деле так жить: не загадывая ничего на будущее, отринув вместе с любыми планами и страхи? Так - трудно. «Лучшее правило в жизни - это не строить планов» - высокая мудрость, доступная в полной мере лишь тому, кто готов потратить на самосовершенствование годы. Наша же задача в сотни раз проще: избавиться пока лишь от нелепых вымышленных страхов, мешающих нам сделать первый шаг на пути к успеху.

 

Давайте эти страхи сперва честно назовем, так сказать, систематизируем, а затем и выберем тактику борьбы с ними. Может статься, такой подход даст нам кое-что ценное для решения главной задачи.

 

Итак, как уже было сказано, самый распространенный страх - «а вдруг». Стоит дать ему волю, и он парализует большую часть ваших самых благих начинаний. Именно из-за него люди готовы порой нанести себе огромный ущерб бездействием, лишь бы не совершить деяние, последствия которого не являются абсолютно безопасными. А поскольку такой нелепой гарантии быть не может, то практически любое начинание оказывается под угрозой срыва. Что уж говорить о делах, которые на самом деле сопряжены с риском... Было бы только желание бояться (такое естественное и даже порой приятное) - и наше услужливое воображение нарисует дюжину самых страшных страшилок.

 

Это раз. Далее.

Страх потерять репутацию (не вписаться в требования общественного мнения, моды, наконец). Называйте, как хотите - суть одна. Мы боимся выглядеть не такими, как... Как кто?... Вглядитесь в это самое «как» - и вы, к удивлению своему, обнаружите, что за ним чаще всего вообще ничего не стоит! Более того: именно тот, кто упорно стремится «держать имидж», сплошь и рядом попадает в нелепые и даже глупые ситуации. В точности как толпящиеся дураки, шумно обсуждающие, как бы лучше пройти мимо лягающейся лошади. А ведь именно так принято вести себя в нашем мире, обнаружив на своем пути любое, самое незначительное препятствие. Надо ли непременно быть таким мудрецом, как Лао-цзы, чтобы просто обойти эту самую «лошадь»?..

 

Что ж, это два. Идем дальше.

Третий и последний из главных виртуальных страхов - суеверный страх позволить себе быть успешным, удачливым, богатым и здоровым, счастливым, наконец. Мы опять боимся даже загадывать хорошее - не сглазить бы... Иначе говоря, страх человека взять ту долю энергии, которая ему, так сказать, законно причитается. Корни этого страха, пожалуй, самые глубокие. Они берут начало в детстве и в неверно понятой религиозности. Ну, о религии вообще разговор отдельный и непростой, а вот детство... Точнее говоря, даже не детство как таковое, а то, что почему-то принято называть воспитанием. «Не высовывайся», «будь скромнее», «это не для тебя», - поучают взрослые из лучших побуждений, пытаясь предостеречь ребенка от разочарований и щелчков судьбы, а на самом деле отучая его мечтать и возводя непреодолимые преграды на пути его желаний.

 

Если ребенку, маленькому человеку, последовательно и настойчиво внушать, что он заведомо хуже взрослых, больших, хуже уже просто потому, что он маленький, - он непременно поверит! Ведь и методы убеждения... впрочем, про методы вы всё сами знаете. Ребенок поверит - и станет обращаться так же с другими, более маленькими, более слабыми. А потом, когда вырастет, - вообще со всеми, кто слабее, кто от него зависит, кто ему подчинен... Зато уж с сильными-то он будет совсем, о, совсем другим. Но главное - в нем закрепится эта самая внутренняя установка: им-то хорошо, они большие и сильные. Смелые. Уверенные. Успешные... А я что? «Я человек маленький. Куда уж мне в герои или творцы с моими силенками... умишком... здоровьицем». Короче говоря, подобное «воспитание» (имя которому - закручивание гаек, а результат его, соответственно, сорванная резьба) формирует комплекс неудачника: лучше сидеть в темноте, чем рисковать связываться с электричеством - оно ведь и ударить может.

 

Все эти страхи вполне устранимы. Ибо они - выдуманные, ненастоящие, объективно, в реальности их нет! А чего нет, того нет. Пустота, от нее даже освобождаться не надо: просто взглянул по-другому - и нет ее. Как в сумерках. Более того, в самих корнях наших комплексов заложена программа их разрушения. Программа, позволяющая вывернуть их наизнанку и превратить в помощников, по сути - преобразовать негативную, разрушительную энергию в положительную, благотворную для нас.

 

Сама по себе энергия нейтральна. И только мы сами отрицательно или положительно поляризуем ее в своем сосуде. Чем? Своими желаниями и ожиданиями.



Еще материал по данной теме


Классические гадальные руны

В комплекте к набору вы найдёте полное толкование рун, а также различные способы раскладов этих уникальных знаков. 

← все статьи