Бонапарт и начало египтологии




Бонапарт и начало египтологии

 

Семьдесят пять выдающихся французских ученых отправляются вместе с военной экспедицией Наполеона в Египет. Там их ждут потрясающие археологические находки, которые откроют всему миру существование могущественной древней цивилизации.

   

19 мая 1798 года огромная эскадра под командованием генерала Бонапарта покидает порт Тулона и берет курс на Египет, на завоевание новых территорий. Суда вмещают 35 тысяч солдат и необычную группу из 65 гражданских. Это ученые Комиссии наук и искусств, которых Бонапарт берет с собой в экспедицию, чтобы они способствовали «распространению просвещения в Египте, исследованиям, изучению и публикации сведений о природе, промышленности и истории страны». Среди этих выдающихся персонажей отметим одного, мужчину 50 лет. Его имя - Доминик- Виван, барон Денон.

 

Непоседливый аристократ

 

При Людовике XV Денон был хранителем коллекции древних драгоценных камней маркизы де Помпадур и Кабинета медалей. Он служил секретарем французского посольства в Санкт-Петербурге и Швейцарии, поддерживал дружеские отношения с Вольтером. Барон был талантливым рисовальщиком и гравером, что спасло его от гильотины во время револбции: его сумел защитить художник Давид. Будучи светским человеком и эрудитом, Денон превратился в завсегдатая салона Жозефины Богарне. Именно она представила его своему мужу, генералу Бонапарту. И тот, очарованный талантами аристократа, решил взять его с собой в Египет.

 

Денон был определен в дивизию генерала Дезе, авангард экспедиционного корпуса. Своей простотой, открытостью и веселым нравом барон покорил всех солдат, и те искренне восхищались его выносливостью и терпением. Верхом на муле, в широкополой соломенной шляпе на голове Денон с энтузиазмом двигался вперед, невзирая на суровые условия военной экспедиции. Путешествуя вместе с колоннами Дезе, которые преследовали мамлюков Мурадбея аристократ добросовестно и неустанно зарисовывает все увиденное, и страницы его походных дневников заполняются сотнями эскизов. Он с огромным интересом исследует впечатляющие руины Фив. На острове Элефантина Денон делает набросок храма Аменхотепа III. Этот эскиз - единственное, что сохранилось от святилища, так как в 1822 году оно было разрушено. Денон изображает вход в Луксорский храм с двумя обелисками, один из которых украсит площадь Согласия в Париже. Увидев иероглифические знаки, Денон понимает, что столкнулся со сложнейшей загадкой, ключа к которой нет еще ни у кого. И он тщательно копирует все символы и рисунки.

 

Восхищение открытием

 

Сегодня мы едва ли сможем представить, каково было восхищение первых читателей «Путешествия по Верхнему и Нижнему Египту» и «Описания Египта». До появления этих книг только редкие путешественники, не публиковавшие свои воспоминания, посещали эти места, о существовании которых большинство европейцев даже и не подозревало. Внезапно перед людьми распахнулся удивительным, неизведанный мир великолепных памятников, покрытых странными символами, и древних построек, возвышающихся на берегах широкой реки или в песках раскаленной солнцем пустыни.

 

Загадочный Розеттский камень

 

В то время как Денон участвует в сражении у Седимана, в котором генерал Дезе разбивает мамлюков, в Каире создается Институт Египта, директором которого становится математик Гаспар Монж. И начинаются археологические исследования земель.

 

Ученые находят руины величайшей цивилизации. На каждом шагу их поджидают чудеса, каждый удар киркой обнажает сокровище.

 

Неподалеку от Розетты, на берегу Нила, где солдаты укрепляют Форт Юлиан, один из саперов французского инженерного корпуса обнаруживает стелу из черного гранита, «твердого, как железо». Одна из ее сторон, гладко отполированная, содержит три надписи. Первая из них иероглифическая, вторая - демотическая, а третья - греческая. Эта находка, названная впоследствии Розеттским камнем, положила начало изучению иероглифов. Двадцать лет спустя надписи на камне сумеет прочесть французский историк и лингвист Франсуа Шампольон, что станет огромным скачком в развитии египтологии.

 

Однако военная кампания принимает плохой оборот для французов. Генерал Мену, блокированный в Александрии английскими войсками, капитулирует 2 сентября 1801 года. Многие египетские древности, найденные в экспедиции, становятся частью трофеев английской армии. Генерал Хатчинсон поспешно отправляет их в Лондон, в Британский музей.

 

Впечатляющий успех

 

К счастью, большая часть находок к тому времени уже была отослана во Францию. Их было столько, что ученые исследовали их еще долгие годы. Кроме того, сохранились великолепные эскизы Денона с бесценными подписями. Уже одни только рисунки и комментарии барона стали для археологов Древнего Египта полезнейшим источником информации.

 

В 1802 году Денон выпускает все собранные им сведения в едином сочинении под названием «Путешествие по Верхнему и Нижнему Египту». Эта книга имела огромный успех во Франции. В то же время географ Эдме-Франсуа Жомар, сотрудник Института Египта и участник экспедиции, измерил пирамиды и выдвинул интересные гипотезы о том, как их строили, и какие единицы измерения использовали в Древнем Египте. Он составил монументальное «Описания Египта», коллективный труд в 24 томах и издал его в 1809-1813 годах. 



Еще материал по данной теме


Карты таро в мешочке (Четки в комплекте)

В набор также входят четки, которые дополнят образ. Отлично подойдут в качестве подарка.

Универсальные карты таро (Скатерть в комплекте)

Вы найдёте не только классические карты Таро, но и особую скатерть для гадания.

← все статьи