Мистика




Мистика


В двухтомнике «Что такое мистика?» я попытался показать внутреннее родство, общность и близость между человеческой духовностью и божественным присутствием, возможность и реальность мистического преодоления трансцендентного разрыва между Творцом и творением. Собственно, мистические феномены ярко демонстрируют заложенную в каждом из нас способность преодоления тварности, реальную возможность того, что греки называли Иещуйт, обожением, Богом в нас.

Отличительная особенность самой мистики в том и состоит, что здесь внешнее отступает на второй план, всё как бы вбирается внутрь, берется по существу, становится нерасторжимым единством, освобождается от природного и исторического, трансформируется в Божественное единство и цельность. Различие мистика и ученого состоит в том, что мистик видит единство там, где ученый усматривает разнообразие и разобщенность. Несколько утрируя, можно сказать, что переход от физики к мистике суть перевод внешнего мира во внутренний, трансформация мирового процесса в сокровенный и духовный. Рассудочность разрушает ажурный духовный мир, мистичность творит Бога внутри нас. Если хотите, царство Божие есть всё богатство жизни нашего духа, восхождение нашего духа к Божественному. Мистика - способ преображения человеческой природы, наведение мостов между земным и небесным, магистральный путь, ведущий от человека к Богу. Мистика как непосредственное ощущение и как восприятие божественного в собственной душе.

Мистика - связь человека с сокровенной сущностью творения, с «внутренним природы» (Гёте), с «тайным простором мира (Рильке), с тем его нуменозным началом, о котором глаголят мудрецы и поэты всех эпох. В ней и через нее проявляется присутствие Бога в человеке, неискоренимая вера в мою неуничтожимость и мое бессмертие.

Мистика - древняя духовная традиция, обеспечивающая непосредственное общение человека со сверхъестественным мировым началом, сношение с реальностью, выходящей за пределы чувств и силлогизмов.

Мистика - наука и искусство духовной жизни, способ нахождения Бога во всем и всего в Боге, глубинное взаимодействие между человеком и Богом, человеком и Космическим Сознанием, человеком и Вселенной, способность заглядывать в вечность, пребывание на высочайших вершинах человеческого духа. В книге «Многообразие религиозного опыта» У. Джемс пришел к выводу, что мистика - это напряженная душевная жизнь, обеспечивающая человеку непосредственное общение с Богом, интимное сознание божественного присутствия. Корни религиозной жизни уходят в недра мистических состояний сознания, которые, в свою очередь, принадлежат более к эмоциональной и интуитивной, нежели к интеллектуальной сфере.

Важнейшая сторона мистики - воззрение о космичности человека, о его связи с мировым целым: всё происходящее в человеке имеет мировое значение и отпечатывается на космическом целом. Мистика, имея отношение к связи личного и космического, давая единственно возможный доступ к абсолютной реальности, призвана занять достойное, подобающее ей место в человеческой культуре.
Мистика - духовная активность, связь с ценностями, которые больше нас, способность к концентрации на самом важном, проникновение в сокровенное. Мистика - сила духа человеческого, вера в то, что мы бесконечно сильней, чем думаем сами.
Мистика - углубленное, широкоугольное видение мира, соприкосновение с высшей и потому непривычной реальностью. Мистика - глубочайшее самоосвоение, духовный поиск, фундаментальная философия духа, оказывающая преобразующее влияние на сознание человека. Олдос Хаксли не случайно назвал ее «вечной философией». При всей древности своего происхождения, мистика сегодня становится новой парадигмой, радикально трансформирующей научное мировоззрение, видящей во Вселенной не механическую сверхмашину, но бесконечно сложную и богатую виртуальную реальность, пронизанную высшим космическим духом (Безусловным Сознанием, Мировым Умом).

Признавая или отрицая существование мистического чувства, «способности X», «психического эфира» и т. п., мы фактически признаем или отрицаем иные миры, иные силы, иные состояния сознания, способные к большей интенсивности и мощи, к чудотворению, к открытию идей и смыслов, лежащих по ту сторону обыденного бытия. Отрицать мистику - это отказываться от вдохновения, поэзии, провидения, любых поисков чудесного, вообще всего, находящегося вне голого рассудка. Даже многие рационалисты вынуждены признать существование измененных форм сознания, обеспечивающих экстатическое вдохновение пророков и поэтов, «шестое чувство» первопроходцев, обретение высших смыслов бытия.

Мистицизм - возвышение персонального сознания до уровня божественного, интенсивная духовная жизнь на более высоких уровнях бытия, выход за пределы индивидуального мира страстей и разделений в стремлении к первоистоку человеческого существования. Задача мистика - достижение Бытия, Вечной Жизни, единения с Единым, «возвращение в сердце Отцово». Иными словами, мистическая жизнь подразумевает высвобождение трансцендентального Я из глубин человеческой личности, захват поля сознания этим Я и «преобразование» или перестройку чувств, мыслей и воли - характера человека - вокруг нового центра жизни.

Можно говорить о жажде священного и о крипторелигиозности, то есть о присутствии Бога в глубине бессознательного, причем атеисты в этом отношении практически не отличаются от верую- щих, ибо религия, мистика, мифология, творчество так или иначе «скрыты» в каждом человеке, лежат «на дне» его сознания. В глубине своего существа любой человек, независимо от степени рационализации его сознания, хранит память (или забвение) о Боге, сакральном мире, иерофании. Коллективное бессознательное К. Г. Юнга - бездонное хранилище мифологической и религиозной памяти человечества, которая способна опускаться в пучину бессознательного, но не исчезать бесследно.

В отличие от религии, раз за разом скатывающейся к схоластике, мистика практически всегда выступала против догматизации бытия и доказательств существования Бога. Доказательства были ей попросту не нужны, поскольку по своему существу она представляла единение человека с бесконечным бытием, которое, кстати, провозглашали не только «просветленные», но и многие великие мыслители - Бруно, Спиноза, Шеллинг, Гегель. Хотя философия последних не называется мистической, по своей сути она близка к мистике.

Все мировые религии были вдохновлены мощными холотропными переживаниями провидцев, которые ввели и придали силу этим вероисповеданиям, а также божественными прозрениями пророков, мистиков и святых. И эти переживания, открывающие существование священных измерений действительности, служили источником жизненной силы всех религиозных движений.

Мистическое сознание, говоря сковами «Германской Теологии», и, есть «способность заглядывать в вечность», оно - тот «таинственный глаз души», которым Блаженный Августин узрел «никогда не изменяющийся свет». Мистическое сознание - это сверхсознание, слитое воедино с подсознанием. «Бог говорит с человеком в подсознании» - означает: озарение, гениальность, пророческий дар, ясновидение, телепатия являются «продуктами» бессознательного сверхсознательного как эквивалентов трансцендентального восприятия, лежащего по ту сторону рассудочного мышления. Это то божественное ядро личности, которое называют синтерезисом, хранилищем человеческого бытия, искрой или основанием души, первоосновой, в которой пребывает Бог и откуда проистекает высшая духовная жизнь. Фактически мистика сводится к тому, что в недрах нашего «я» заключено более высокое знание, превосходящее всё, что «я» может получить из внешнего мира.

Мистика - это сокровенная психология, дисциплина о бесконечных возможностях человеческого сознания, способах его «расширения». Она дарит самые великие богатства, доступные человеку, - уникальные и ни с чем не сравнимые переживания, роскошь благоговения и просветления, чувство демиурга, творящего из пустоты. Мистика суть своеобразный «демонический» микроскоп-телескоп, который, будучи направлен внутрь сознания, сообщает нам, что именно там обнаруживается находящееся внутри отдаленной звезды или внутри атомного ядра.

Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик - В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык...
Как сказал Сен-Мартен, все мистики говорят на одном языке и происходят из одной страны. Реальное место и время мало значат в их жизни, мировоззрение созерцателей выпадает из всех реалий этого мира - конфессиональной принадлежности, историчности, социального статуса, расовых, национальных, культурных традиций. Мистические переживания Кришны, Будды, Христа, Франциска Ассизского практически ничем не отличаются от того, что современная трансперсональная психология именует «расширением сознания».

Колоссальные, почти мистические достижения науки не смогли поколебать извечной веры человека в то, что материальный мир - только надстройка над чем-то более глубоким, сверхъестественным, запредельным, и что с помощью неких таинств можно установить связь с истинным началом бытия.
Мистика - эволюционное движение от материального к духовному, движение, которое никому и никогда не удастся остановить. Но это движение не означает замену одного другим: «путь Марии не только включает в себя, но и совершенствует путь Марфы» (Г. Гессе). Собственно, главная идея творчества Германа Гессе повторяет путь христианских святых и буддийских бодхисаттв: достигнув высочайших духовных вершин, необходимо возвратиться в страдающий и грешный мир, дабы просветить его, помочь ему подняться к этим вершинам.

Человечество - это то, что постоянно создается. Пока человечество только сырой материал, полуфабрикат той космической цели, ради которого оно создано. Мистическое просветление - это вхождение человека в сферу божественного. Просветленные не только указывают человечеству путь, но и показывают пример, каким должен стать грядущим человек в процессе самораскрытия.

Мудрость человеческая, к которой человечество пришло еще на заре культуры и которую не усвоило по сей день, заключается в том, что душевный покой и душевное блаженство - результаты не наших стремлений в мире материи, но нашей работы в мире собственного духа. Достичь хотя бы частичной реализации нашего божественного потенциала можно лишь посредством умножения собственного душевного опыта, широты души. Лишь глубокое переживание личностью своей божественной природы, способность довольствоваться внутренней красотой, умение извлекать покой и блаженство из самого себя могут удовлетворить глубинные потребности человека.

Подобно тому, как «физика» необходима человеку для разбирательства в структуре материального мира, «мистика» является его водительницей в мире духа. Сталкиваясь с трудностями, злом и насилием материального мира, мы сохраняем возможность увидеть его с высот духа, с позиции космической перспективы, демонстрирующей нашу мышиную возню. Для этого не обязательно мистическое озарение - достаточен взгляд на мир с высокой горы или в ночное небо.

Мистика и призвана обеспечивать человеку такую космическую перспективу, давать знание Анатты, Пустоты, стоящей за всеми формами. По словам О. Хаксли, цель мистики - «очищение дверей восприятия», приносящее блаженство ошеломляющего подъема над мирской суетой.
В комментариях к тибетской «Книге Мертвых» К. Г. Юнг писал, что абсолютная власть разума сродни политическому абсолютизму - она уничтожает личность. Мистика дает человеку шанс сохранить себя, более того - дать информацию, недоступную разуму. Она способна раскрыть знание, традиционной логике недоступное. Есть веские основания полагать, что в основе любого знания лежат первичные переживания мистического характера.

Кстати, творцы новой физики, такие как Эйнштейн, Бом, Гейзенберг, Паули, Шредингер, Бор, Оппенгеймер, считали научные воззрения вполне совместимыми с мистическими и значительно больше доверяли интуиции и имагинативным способностям сознания, нежели логике. Вопреки широко распространенному в XIX веке позитивизму, Уильям Джемс, упреждая современное понимание проблемы, пришел к выводу, что наука не только никогда не вытеснит религию, но рано или поздно объяснит мистические явления и потребности человека. Илья Пригожин называл веру в рациональность и в безграничную предсказуемость теории «основополагающим мифом классической науки», от которого полностью отказалась наука современная. Филипп Франк в «философии науки» развеял миф о том, что научные теории могут быть логически выведены из опытных данных, и что истинность аксиом, положенных в основание теории, определяется не рассуждениями, а глубинными интуициями теоретика. П. Фейерабенд считает, что наука вообще не может управляться системой абсолютных принципов и, более того, ее производительная мощь всецело определяется смелостью и интуитивной решительностью подлинных творцов науки. Такие утверждения, как «Мир исключительно материален» или «Сознание есть продукт материи» являются метафизическими спекуляциями, не имеющими никакого отношения к реальности. Познание человека многоуровнево и многоаспектно и каждый раз оперирует с некими условностями, созданными конкретными людьми.

По словам Ницше, человек находит в вещах лишь то, что он сам вложил в них. Богоравенство человека означает нечто большее: в вещах изначально нет ничего иного, кроме того, что мы в них вложили... Мистика - те процессы в нашем сознании, с помощью которых мы «вкладываем» это нечто в вещи! Вдумайтесь в слова Иисуса Христа: «Плоть - ничто, слова, которые я говорю вам, - дух и жизнь». Разве вся человеческая духовность не следует этому направляющему принципу?

«Каким образом нам объяснить силу своей веры в то, что мы - существующие в мире физические тела, если наша глубочайшая природа действительно божественна и мы тождественны вселенскому творческому принципу? Какова природа этого фундаментального неведения касательно нашей истинной личности, этой таинственной пелены забвения, которую Алан Уотс называл «запрет на знание того, кто ты есть». Как возможно, что неисчерпаемая и вневременная духовная сущность фактически творит из себя и внутри себя виртуальное факсимиле материальной реальности, населенной живыми существами, переживающими себя отделенными как от своего истока, так и друг от друга? Почему актеры, играющие в мировой драме, заблуждаясь, верят в объективное существование своей иллюзорной реальности?».

Существует ли чудо? Если да, то в каком отношении находится оно с мировым порядком? Не является ли сам этот порядок свидетельством великого чуда? Если да, то ограничивается ли Творение единственным чудом? Если Бог в нас, то почему бы и нам не творить чудеса? Если мы действительно способны на это, то как влияет на нашу систему ценностей осознание нашей соизмеримости с Космическим Сознанием?

Как мы можем объяснить галлюцинации, видения, откровения, катарсис, экстаз, вспышки озарения, гениальные интуитивные прозрения величайших представителей человечества? «Невыразимые» и «экстатические» состояния, именуемые мистиками и психологами опытом расширения сознания, в действительности есть непосредственное восприятие иных миров, свидетельство присутствия в нас чего-то большего, чем мы сами.
Мистика - это отношение к сознанию человека как к Великому Бытию, проявляющему себя в бесконечном разнообразии и единстве форм и явлений, в виде бесчисленной вереницы созданий, живущих внутри каждого из нас, какой бы веры мы ни придерживались.

Высшая, главная и, по существу единственная, цель МИСТИКИ есть созерцание Бога и соединение с Богом. И не другого пути к достижению этой цели, кроме обретения Бога в себе!

«Существуют мистически одаренные люди, которым даны харизмы мистического мироощущения и миропонимания, независимо от достижения святости. Можно быть святым и не иметь мистической одаренности, и можно иметь мистическую одаренность и не быть святым». «Не только существуют мистически одаренные люди, но существует мистика, свойственная человеческой природе вообще, ибо человек есть существо духовное и он принадлежит не только этому миру, но и мирам иным».

Особенностью мистического опыта является переживание внешнего как внутреннего. Потому- то и говорят, что мистика есть вхождение в глубину мира, в которой нет разорванности и множественности, ничто не внешне одно для другого: «Вне меня нет ничего, всё во мне и со мною, всё в глубине меня. Я во всем и всё во мне». Мистический транс, в сущности, можно рассматривать как опыт богоприсутствия, мистическое познание есть не что иное, как самоуглубление, в процессе которого дух непосредственно созерцает изначальное существо мира.

Валентин Вейгель назвал это высшее познание «светом благодати» и орудием великого духа Вселенной: «Когда я с Божьей помощью боролся и сражался, тогда просиял в душе моей дивный свет, который был совершенно чужд дикой природе, и только в нем познал я, что такое Бог и человек, и какое Богу дело до человека». Джордано Бруно видел в высшем познании явление человеку мировой души, пребывающей во всех вещах, живящей и приобщающей их к мировому целому: «Универсальный разум есть самая внутренняя, самая деятельная и наиболее ей свойственная способность и потенциальная часть мировой души; он есть нечто тождественное, которое наполняет всё, и озаряет Вселенную, и учит природу производить роды ее существ, какими они должны быть».

Мистика - во многом отрешение от материального и тварного ради духовного и божественного. Не случайно М. Экхарт ставит отрешенность выше любви, а Василий Великий предостерегает братию от любви к индивидуальному и конкретному. Бесстрастие, безразличие - необходимое условие подвижнического пути и одновременно основополагающее мистическое требование. И следует отметить, что лишь немногие из подвижников и аскетов, такие как Франциск Ассизский или Серафим Саровский, научились совмещать отрешенность и глубокое мистическое созерцание с деятельной любовью и активной деятельностью. Впрочем, ныне все понимают, что обожение человека не есть угашение человечности. По словам Н. А. Бердяева, человек не погибает в Боге, а просветляется и преображается, становится окончательным бытием, освобождается от небытия. Истинно любить мир - не только освободиться от власти мира, но полюбить Божье творение, полюбить человека, и не только божественную его часть.

Мистика есть как бы второе рождение, рождение в духе - то, что Данте именовал Vita Nova, Новая Жизнь, восхождение от мира и человека к Богу, обратный переход от множественности материи к Божественной цельности и единству.

Мистика надконфессиональна: о возможности проявления в человеке божественных сил говорили языческие мистики, орфики, буддисты, суфии, Плотин, Иисус Христос, святой Симеон Новый Богослов, святой Иоанн Креста, М. Экхарт, А. Силезиус и Я. Бёме. Мистический дар всех этих людей, подобно гениальности, можно рассматривать как милость или дар Божий, как gratia gratis data, как дар, необходимый для продолжения Божьего творения, как реализацию самого Бога в человеке. Благодать, «иллюминатство» - это акт проявления Бога в нас, божественное озарение нашего сознания, происходящее подобно вспышке молнии, подобно озарению ума верой, как называл просветление святой Бонавентура.

Иакову, положившему в изголовье камень и взи-рающему на звездное небо над головой, в акте экстатического откровения привиделась лестница, соединяющая землю с небом - величайший символ единства той и другого.

Когда христианские теологи говорят, что человек спасется не через Христа, а во Христе, я интерпретирую это в том духе, что человек открывает в себе то божественное начало, которое Иисус ощущал как богосыновство, как собственную причастность к божественному процессу, как откровение новой духовной жизни, как Царство Божие в человеке. В отличие от научного опыта, передаваемого посредством логики, мистический невозможен без воли, без огромной внутренней работы, без персонального переживания, без ясного и непосредственного постижения Предельной Реальности, которая существует лишь для людей, познавших Любовь и Тщету... Мистический опыт часто необъясним - он дается как свобода, как благодать, как обретение Бога в себе...

По словам Иоанна Скота Эриугены, «важнейший и едва ли не единственный путь к познанию истины - сначала познать и возлюбить человеческую природу». А познать и возлюбить человеческую природу - это и означает: обрести Бога в себе, найти божественный смысл собственной жизни.



Еще материал по данной теме


Скандинавские руны (Любовные предсказания)

Гадальные руны «Любви» помогут вам в решении вопросов, касающихся отношений и сердечных дел. 

Карты таро в мешочке (Четки в комплекте)

В набор также входят четки, которые дополнят образ. Отлично подойдут в качестве подарка.

← все статьи